Тема 12 лицензирование в области физической культуры и спорта

12.1 Понятие лицензирования.

12.2 Порядок лицензирования физкультурно-спортивной деятельности.

12.3 Контроль за соблюдением законодательства о лицензировании.

Понятие лицензирования

В современной правовой практике физкультурно-спортивных отношений многих стран используется процедура лицензирования, т.е. допуска к определенным видам деятельности только тех лиц, которые смогли получить лицензию.

Ст.49 ГК РФ констатирует, что отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст.173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана недействительной. Причем, государственный орган, осуществляющий контроль и надзор за деятельностью юридического лица, имеет право выступить с иском о признании сделок недействительными.

Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством наличие лицензии на осуществление определенного вида деятельности является обязательной.

Занятия физической культурой и спортом, так же, как и проведение спортивно-зрелищных мероприятий без должной организации могут привести к негативным последствиям. Отсутствие контроля за соблюдением правил безопасности может привести к несчастным случаям с человеческими жертвами.

Ст. 34 федерального закона о физической культуре и спорте 2007 г. обязывает работников физкультурно-спортивных организаций соблюдать правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий и не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявлений жестокости и насилия. Но возложение обязанностей по соблюдении указанных правил недостаточно для того, чтобы иметь гарантию качества и необходимой квалификации получаемых услуг в области ФКиС.

В целях защиты прав граждан, их здоровья, законных интересов и нравственности, а также для установления правовых основ единого рынка, государство вводит институт лицензирования отдельных видов деятельности, для чего от 4мая 2011года №99-ФЗ принят федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – закон о лицензировании).

Что понимается под лицензированием?

Под лицензированиемзаконодательство понимает мероприятия, связанные:

1) с выдачей лицензий;

2) переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии;

3) приостановлением и аннулированием лицензии; и

4) надзором лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

– защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

– обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

– утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории РФ;

– гласность и открытость лицензирования;

– соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Лицензия – это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с законом о лицензировании и ранее вступившими в силу иными федеральными законами.

Перечень всех видов экономической деятельности, продукции и услуг, входящий в состав единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в РФ и утверждаемый в порядке, установленном Правительство РФ, содержится в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг.

К лицензируемым же видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства.

Государство намеренно оговаривает круг лиц, предоставляющих услуги в области ФКиС: негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, поскольку деятельность именно этих субъектов нуждается в более жестком контроле.

В целях обеспечения в соответствии с Конституцией РФ правовых основ единого рынка Президент РФ и Правительство РФ в соответствии с их полномочиями осуществляют:

– определение порядка осуществления лицензирования и порядка формирования и ведения реестра лицензий на территории РФ;

– определение работ и услуг по видам деятельности, необходимость осуществления лицензирования которых установлена законом о лицензировании отдельных видов деятельности и вступившими в силу иными федеральными законами в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг;

– утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Органы государственной власти субъектов федерации, осуществляющие лицензионную деятельность, определяются в порядке, предусмотренном законодательством субъектов федераций и общим принципам, установленным Федеральным законом.

Наши рекомендации