Тема 12 лицензирование в области физической культуры и спорта
12.1 Понятие лицензирования.
12.2 Порядок лицензирования физкультурно-спортивной деятельности.
12.3 Контроль за соблюдением законодательства о лицензировании.
Понятие лицензирования
В современной правовой практике физкультурно-спортивных отношений многих стран используется процедура лицензирования, т.е. допуска к определенным видам деятельности только тех лиц, которые смогли получить лицензию.
Ст.49 ГК РФ констатирует, что отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со ст.173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана недействительной. Причем, государственный орган, осуществляющий контроль и надзор за деятельностью юридического лица, имеет право выступить с иском о признании сделок недействительными.
Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством наличие лицензии на осуществление определенного вида деятельности является обязательной.
Занятия физической культурой и спортом, так же, как и проведение спортивно-зрелищных мероприятий без должной организации могут привести к негативным последствиям. Отсутствие контроля за соблюдением правил безопасности может привести к несчастным случаям с человеческими жертвами.
Ст. 34 федерального закона о физической культуре и спорте 2007 г. обязывает работников физкультурно-спортивных организаций соблюдать правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований и физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий и не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявлений жестокости и насилия. Но возложение обязанностей по соблюдении указанных правил недостаточно для того, чтобы иметь гарантию качества и необходимой квалификации получаемых услуг в области ФКиС.
В целях защиты прав граждан, их здоровья, законных интересов и нравственности, а также для установления правовых основ единого рынка, государство вводит институт лицензирования отдельных видов деятельности, для чего от 4мая 2011года №99-ФЗ принят федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – закон о лицензировании).
Что понимается под лицензированием?
Под лицензированиемзаконодательство понимает мероприятия, связанные:
1) с выдачей лицензий;
2) переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензии;
3) приостановлением и аннулированием лицензии; и
4) надзором лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
– защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
– обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
– утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории РФ;
– гласность и открытость лицензирования;
– соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Лицензия – это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с законом о лицензировании и ранее вступившими в силу иными федеральными законами.
Перечень всех видов экономической деятельности, продукции и услуг, входящий в состав единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в РФ и утверждаемый в порядке, установленном Правительство РФ, содержится в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг.
К лицензируемым же видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства.
Государство намеренно оговаривает круг лиц, предоставляющих услуги в области ФКиС: негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, поскольку деятельность именно этих субъектов нуждается в более жестком контроле.
В целях обеспечения в соответствии с Конституцией РФ правовых основ единого рынка Президент РФ и Правительство РФ в соответствии с их полномочиями осуществляют:
– определение порядка осуществления лицензирования и порядка формирования и ведения реестра лицензий на территории РФ;
– определение работ и услуг по видам деятельности, необходимость осуществления лицензирования которых установлена законом о лицензировании отдельных видов деятельности и вступившими в силу иными федеральными законами в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг;
– утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Органы государственной власти субъектов федерации, осуществляющие лицензионную деятельность, определяются в порядке, предусмотренном законодательством субъектов федераций и общим принципам, установленным Федеральным законом.