Налог на прибыль организаций.
В настоящее время налог на прибыль регулируется 25 главой НК РФ. В ней сохранена прежняя концепция налога как формы изъятия части прибыли организаций. Основная задана норм главы 25 НК РФ: максимально точно определить размер прибыли, полученной налогоплательщиком, и установить процедуру изъятия части такой прибыли в виде налога. Прибыль – это сумма, составляющая разницу, на которую доход превышает затраты, поэтому для правильного исчисления прибыли необходимо учесть все затраты, понесенные налогоплательщиком в связи с получением дохода.
Если при обложении прибыли расходы учитываются не полностью, то норма налогового обложения прибыли (фактическая налоговая ставка) увеличивается, и размер налогового бремени оказывается выше, чем это номинально указано в налоговом законе.
В связи с принятием главы 25 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации обязаны вести налоговый учет, на основе данных которого должен исчисляться налог на прибыль. До этого названный налог исчислялся на основании данных бухгалтерского учета. Правда, эти данные применялись с отдельными корректировками, однако в целом бухгалтерская составляющая порядка определения налоговой базы по налогу на прибыль всегда была основополагающей.
Порядок налогообложения физкультурно-спортивных организаций налогом на прибыль детерминируется, в частности, их организационно-правовыми формами. Это главным образом некоммерческие организации, основным источником средств которых являются целевые поступления и благотворительные взносы.
Положениями п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы исключены целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся:
– осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
– целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ст. 15), в форме некоммерческих организаций;
– имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
– суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
– средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
– использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
– средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
– использованные по назначению средства, полученные структурными организациями Российской оборонной спортивно-технической организации (далее – РОСТО) от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.
Кроме того, подп. 23 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрены адресные льготы для организаций входящих в структуру РОСТО. Так, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде основных средств, полученных организациями, входящими в структуру РОСТО (при передаче их между двумя и более организациями, входящими в структуру РОСТО), использованных на подготовку граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом РФ от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729, отмечается, что при применении подп. 23 п. 1 ст. 251 НК РФ следует учитывать, что согласно п. 4.2 и 4.3 Устава РОСТО организациями, входящими в его структуру, являются: Центральный Совет РОСТО (постоянно действующий руководящий орган); Центральная контрольно-ревизионная комиссия; организации РОСТО в субъектах Российской Федерации и административно-территориальных структурах городов, городские, районные и первичные организации РОСТО; представительства ЦС РОСТО в федеральных округах Российской Федерации; образовательные, авиационные, спортивные, спортивно-технические и иные организации РОСТО.
В процессе осуществления основных функций физкультурно-спортивные организации осуществляют и коммерческую деятельность. В случае коммерческой деятельности доходы от реализации признаются объектом налогообложения.
При проведении спортивных мероприятий за счет средств бюджетов обоснованность расходования средств определяется на основании порядка и норм, утвержденных Приказом Государственного комитета по физической культуре и спорту от 23 марта 1995 г. № 71 «Об утверждении порядка и норм проведения спортивных мероприятий».
К спортивным мероприятиям относятся физкультурно-спортивные мероприятия, соревнования по видам спорта, учебно-тренировочные сборы, международные соревнования и другие мероприятия, проводимые на основании положений, правил и др. регламентирующих документов (в дальнейшем – спортивные мероприятия).
К нормам на материальное обеспечение участников спортивных мероприятий относятся: обеспечение питанием; фармакологическими восстановительными средствами; витаминам и белково-глюкозными препаратами и другими средствами, оплата найма жилого помещения; оплата судейства; расходы по награждению победителей; обслуживание и прием иностранных спортивных делегаций и другие виды материального обеспечения участников спортивных мероприятий.
К участникам спортивных мероприятий относятся спортсмены, судьи, тренеры, специалисты (механики, ремонтировщики, конюхи, хореографы, аккомпаниаторы), а также другие специалисты, предусмотренные в правилах, положениях о соревнованиях и других регламентирующих документах. Направление участников на спортивные мероприятия осуществляется на основании официального приглашения проводящих организаций. Затраты по материальному обеспечению участников спортивных мероприятий, проводимых в соответствии с нормами, в состав расходов на все виды служебных командировок не включаются.
Порядок покрытия расходов на проведение спортивных мероприятий определяется в каждом конкретном случае по мере поступления средств из федерального бюджета и устанавливается в положениях об этих соревнованиях и других регламентирующих документах, а также двусторонних договорах проводящих и участвующих организаций.
Значительная часть спортивных сооружений до недавнего времени являлась собственностью хозяйствующих субъектов, а затраты по их содержанию относились к прочим расходам предприятия. В ходе приватизации основная часть хозяйствующих субъектов передала объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в ведение муниципальных органов. Содержание данных объектов финансируется за счет средств соответствующего бюджета. В этой связи федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ исключена возможность отнесения к «прочим расходам» предприятия, расходов на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы.
Согласно ст. 275 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
К обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам,
К объектам, жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Если обособленным подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
– стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
– расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
– условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
Если не выполняется хотя бы одно из указанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.
Налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также рассматриваемых объектов, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.
Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. Когда вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
При определении налогооблагаемой базы необходимо учитывать особенности начисления амортизации на имущество физкультурно-спортивных организаций. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода, и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 тыс. рублей.
В п. 2 ст. 256 НК РФ определен перечень видов имущества, которое не включается в состав амортизируемого имущества для целей налогообложения. Среди такого имущества в подл. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ упомянуто имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. Некоммерческая организация, приобретая имущество в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и для использования при осуществлении такой деятельности, может погашать стоимость этого имущества путем начисления амортизации, учитываемой для целей налогообложения, то есть в составе расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
В соответствии со ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Всего предусмотрено десять амортизационных групп, по каждой из которых установлены нижние и верхние границы срока полезного использования имущества. В отношении основных средств срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию конкретного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями НК РФ и на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
Налог на имущество организаций.
В соответствии с п. 6 ст. 33 федерального закона о физической культуре и спорте 2007 г. за государственными и муниципальными образовательными учреждениями среднего профессионального, высшего профессионального образования и научными организациями в области физической культуры и спорта, школами высшего спортивного мастерства, центрами олимпийской подготовки, училищами олимпийского резерва, детско-юношескими и другими спортивными школами закрепляются на праве оперативного управления здания, спортивные сооружения, имущество, оборудование и другое необходимое имущество социального, культурного, иного назначения; закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование за ними и владельцами физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений выделенные им земельные участки в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно главе 30 НК РФ, регламентирующей налог на имущество организаций, налог на имущество организаций является региональным налогом, он должен вводиться в действие в каждом конкретном субъекте РФ законом этого субъекта.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны определить в своих законах ставку налога в пределах, установленных главой 30 НК РФ (максимальная ставка установлена в размере 2,2 %), порядок и сроки его уплаты, а также установить форму отчетности по налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Не признаются объектами налогообложения:
– земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
– имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Указанная льгота предоставляется налогоплательщиками любых форм собственности при условии использования основных средств социально-культурной сферы (движимых и недвижимых) этими организациями непосредственно по целевому назначению.
При этом объектами социально-культурной сферы, используемыми для нужд спорта и социального обеспечения, должен признаваться единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.
Соответствующее предназначение объекта основных средств (движимого и недвижимого) определяется уставом (положением) организации, первичными документами на эти объекты и распорядительными документами организации в отношении использования объектов основных средств в рамках указанной деятельности.
Не подлежат льготированию объекты социально-культурной сферы, полностью используемые в течение налогового (отчетного) периода не для указанных нужд, в том числе сдачи в аренду (в случае, когда сдача в аренду является одним из видов деятельности организации, отличной от деятельности в области образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения).
В случае если деятельность организации, связанная с образованием, здравоохранением, физической культурой и спортом, социального обеспечения, непосредственно является целью создания организации, что закреплено в ее учредительных документах, и иные виды деятельности организация не осуществляет, то основные средства, используемые в целях образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, находящиеся на балансе данной организации, не подлежат обложению налогом на имущество организаций (в том числе общежития, столовые, оздоровительные лагеря).
В то же время «отдельно стоящие объекты»: административные здания, объекты коммунального хозяйства, склады, ремонтные мастерские, гаражи, транспортные средства (за исключением специально оборудованных транспортных средств), объекты бытового обслуживания населения, общественного питания и торговли (общедоступные столовые, рестораны, магазины и т.д.) и иные аналогичные объекты подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Если организации социально-культурной сферы осуществляют одновременно с основной деятельностью иные виды деятельности (т.е. не по основному направлению деятельности), например занимаются торговлей, сдачей имущества в аренду и т.п., то указанные основные средства, полностью используемые для других видов деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. В целях льготирования объектов социально-культурной сферы организация должна обеспечить раздельный (обособленный) учет льготируемого имущества.
Земельный налог.
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, он выступает в качестве важного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления.
В ст. 98 Земельного кодекса РФ земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан отнесены к землям рекреационного назначения. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В п. 7 ст. 1 Земельного кодекса РФ провозглашен принцип платности использования земли, в силу которого за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, любое использование земли осуществляется за плату. В современной налоговой системе Российской Федерации укоренилось комплексное понятие «плата за землю», которое соответствует принципу платного землепользования. Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» провозгласил целью введения платы за землю стимулирование освоения, рационального использования и охраны земель.
Под платой за землю законодатель понимает земельный налог, арендную плату, нормативную цену земли. Плата за землю – общее название для всех видов обязательных платежей, вносимых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю. Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов (последние вносят арендную плату).
Что касается нормативной цены земли, обозначенной в Законе «О плате за землю» в качестве третьей формы платы за землю, то она устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита.
Согласно п. 10 ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования. При этом льгота по уплате земельного налога предоставляется организации в части земельных участков, на которых располагаются спортивные сооружения (стадионы, велотреки, бассейны, хоккейные площадки, теннисные корты и др.). Согласно п. 46 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, сооружения относятся к основным средствам организации.
В соответствии с п. 15 ст. 12 Закона Российской Федерации «О плате за землю» от уплаты земельного налога освобождаются санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Единый социальный налог (ЕСВ).
Он предназначен для мобилизации средств обеспечения права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Согласно ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, облагающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Налоговая база налогоплательщиков определяется согласно ст. 237 НК РФ как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. Налог исчисляется каждым работодателем отдельно.
Статья 238 НК РФ содержит перечень сумм, не подлежащим налогообложению. Согласно абз. 5 подл. 2 п. 1 данной статьи не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.
Немаловажной для физкультурно-спортивных организаций является норма, содержащаяся в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ, согласно которой не подлежат налогообложению:
– суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;
– суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Статья 239 НК РФ устанавливает ряд налоговых льгот по уплате ЕСН. Так, от уплаты налога освобождаются некоторые категории налогоплательщиков-работодателей – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника. К ним, в соответствии с абз. 4 подп, 2 п. 1 данной статьи относятся учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Однако указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с Перечнем товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса), утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. № 884.
Налог на доходы физических лиц.
В ст. 57 Конституции РФ написано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают налог на эти доходы. До 1 января 2001 г. он назывался подоходным налогом.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Физическими лицами – налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
– от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
– от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Доходы налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату фактического получения доходов. Датой получения дохода в иностранной валюте на территории Российской Федерации следует считать конкретную дату выплаты дохода. По доходам, получаемым физическими лицами из источников за пределами Российской Федерации, такой датой считается дата получения этого дохода, а при перечислении этих доходов на валютный счет физического лица – дата зачисления на этот счет. Уплата в бюджет налога с доходов, полученных в иностранной валюте, производится плательщиками в рублях или (по их желанию), в иностранной валюте, покупаемой Центральным банком РФ.
В случае, когда физическим лицом получен доход в иностранной валюте, не покупаемой Центральным банком РФ, то доход, полученный в такой валюте, переводится согласно ее прямому курсовому соотношению в конвертируемую валюту (валюту, покупаемую Центральным банком). Полученная таким образом сумма дохода в конвертируемой валюте пересчитывается в рубли в общеустановленном порядке.
При продаже или покупке иностранной валюты по курсу, соответственно, ниже или выше установленного, налогооблагаемый доход определяется в виде разницы между курсом, установленным Центральным банком РФ и курсом, по которому валюта была фактически продана или приобретена физическим лицом.
При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов.
При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев:
1 По договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством.
2 По договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица.
Суммы страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных физическими лицами страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату заключения указанных договоров. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по налоговой ставке, предусмотренной п. 2 ст. 224 НК РФ.
В случае досрочного расторжения договоров