Государственная программа Челябинской области «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области» на 2015-2017 годы.
4. За последние годы сформирована современная нормативная правовая база в сфере физической культуры и спорта в большинстве субъектов РФ. Одним из спортивных субъектов РФ является Челябинская область.В областипринят Закон Челябинской области от 30.10.2008 г. № 320-30 «О физической культуре и спорте в Челябинской области», а также иные правовые акты, регулирующие отношения в сфере физической культуры и спорта в Челябинской области.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Челябинской области постановлением от 19 ноября 2 0 1 4 г . № 595-Г1 утвердило Государственную программу Челябинской области «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области» на 2015-2017 годы.
Подпрограммы государственной программы:
1.«Развитие физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений»;
2.«Развитие адаптивной физической культуры и спорта»;
3. «Развитие системы подготовки спортивного резерва»;
4.«Ведомственная целевая подпрограмма «Совершенствование системы управления учреждениями, подведомственными Минспорту Челябинской области.
Основные цели государственной программы Челябинской области:
1. создание условий, обеспечивающих возможность гражданам Челябинской области заниматься физической культурой и спортом;
2. повышение конкурентоспособности южноуральского спорта на российской и международной арене
Ожидаемые результаты государственной программы Челябинской области:
-увеличение доли граждан Челябинской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения Челябинской области с 26,5 процента в 2014 году до 29 процентов в 2017 году;
-увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов в Челябинской области с 55,9 процента в 2014 году до 65 процентов в 2017 году;
- повышение уровня обеспеченности населения Челябинской области спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта с 27,8 процента в 2014 году до 30 процентов в 2017 году;
- увеличение доли южноуральских спортсменов, ставших призерами официальных всероссийских и международных соревнований, в общем количестве участвующих южноуральских спортсменов с 48,4 процента в 2014 году до 49,6 процента в 2017году;
- увеличение количества проведенных спортивных, спортивно-массовых мероприятий и соревнований по видам спорта регионального, всероссийского имеждународного уровня в соответствии с единым областным календарным планом с 1779 единиц в 2014 году до 1985 единиц в 2017 году;
- увеличение доли жителей Челябинской области, принявших участие в спортивных, спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях по видам спорта в соответствии с единым областным календарным планом, в общей численности населения Челябинской области с 31,9 процента в 2014 году до 35 процентов в 2017 году;
- увеличение доли спортсменов Челябинской области, включенных в состав сборной команды Российской Федерации для участия в XXXI Олимпийских летних играх 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), в общем количестве южноуральских спортсменов в спортивных сборных командах России по видам спорта в 2016 году до 3,5 процента.
В числе задач социально-экономического развития Челябинской области одним из приоритетных направлений является развитие физической культуры и спорта, физическое воспитание и оздоровление различных социальных групп населения, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Развитие адаптивной физической культуры и спорта занимает особое место в системе физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов. В соответствии с единым областным календарным планом физкультурных и спортивных мероприятий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводятся областные зимние и летние спортивные фестивали по 12 видам спорта, а также областная спартакиада среди детей-инвалидов, чемпионаты и первенства по массовым видам спорта. В 2015 году южноуральские спортсмены-инвалиды завоевали 217 медалей на всероссийских и международных соревнованиях.
Вместе с тем уровень развития адаптивной физической культуры и спорта в Челябинской области ещё не соответствует установленным требованиям и обусловлен комплексом проблем. Во многих муниципальных образованиях Челябинской области не уделяется внимание системной работе по созданию условий для занятий физической культурой и спортом лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
Несоответствие уровня инфраструктуры, а также недостаточная доступность объектов спорта, из которых из-за нехватки средств полностью приспособлено для использования маломобильными группами населения 273 и частично 650 сооружений, острый дефицит профессиональных кадров (всего 117 человек) вследствие сложного режима их работы и слабого финансирования данного направления деятельности в результате общего недофинансирования отрасли в регионе, занимающем по финансовым затратам на 1 жителя 5 место в Уральском федеральном округе, не способствуют увеличению количества занимающихся адаптивной физической культурой и спортом, численность которых составляет лишь 3,1 процента от лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, проживающих в Челябинской области.
Несовершенство системы подготовки спортсменов высокого класса и резерва для спортивных сборных команд Челябинской области и России, связанное с низким профессиональным уровнем тренеров и специалистов, препятствует достижению результатов в спорте высших достижений.
Необходимо также обеспечить поддержку и развитие в первую очередь базовых паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта с использованием полноценного финансового, медико-биологического и научного обеспечения подготовки спортсменов высокого класса. На реализацию указанных целей подпрограммой предусматриваются мероприятия с ресурсным обеспечением на весь период её действия.
К сдерживающим факторам развития адаптивной физической культуры и спорта также относятся: слаборазвитая сеть клубов и центров физической реабилитации инвалидов; отсутствие активной пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни среди инвалидов; слабый уровень реализации системы мотивации, основанной на материальном стимулировании спортсменов высокого класса и тренерского состава.
Комплексное решение указанных проблем программно-целевым методом предполагает создание условий и расширение возможности в организации работы по развитию адаптивной физической культуры и спорта, подготовке южноуральских спортсменов к крупнейшим соревнованиям, включая паралимпийские игры.
Осознавая основные преимущества программно-целевого метода: комплексный подход к решению проблемы; распределение полномочий и ответственности между ответственным исполнителем и участниками программы; эффективное планирование, контроль и мониторинг результатов реализации программы,Правительство Челябинской области в структуре Государственной программы Челябинской области «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области» на 2015-2017 годы особо выделило подпрограмму№2.«Развитие адаптивной физической культуры и спорта».
Основные цели и задачи подпрограммы №2.«Развитие адаптивной физической культуры и спорта» -создание условий, обеспечивающих возможность лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам заниматься физической культурой и спортом, а также повышение конкурентоспособности паралимпийского и сурдлимпийского спорта на российской и международной арене.
Для достижения основных целей необходимо комплексное решение следующих задач:
- создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами;
- повышение интереса инвалидов к занятиям физической культурой и спортом;
- создание для маломобильных групп населения доступной инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;
- совершенствование пропаганды адаптивной физической культуры и спорта;
- создание условий для подготовки спортсменов высокого класса и резерва сборных команд России по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта;
- развитие организационно-управленческого и кадрового обеспечении физкультурно-спортивной деятельности среди инвалидов.