Возрастные и психологические особенности старшего подросткового и раннего юношеского возраста и их учет, формирование личности будущего ребенка
Возрастные и психологические особенности старших подростков
Возраст старших подростков (13-15 лет) исключительно сложен и противоречив, его называют трудным, переломным, критическим. О старшем подростковом возрасте можно говорить как о начальном периоде активного формирования самосознания. Старший подросток начинает ощущать себя взрослым и задумываться над тем, что такое «Я». Структура «Я» ему не понятна. Он часто задает себе вопрос: «Что есть идеально?» и «Что есть реально?», спрашивает себя: «Я злой или добрый, умный или нет?». Отсюда – типичные возрастные конфликты и преломление в сознании подростка. Самые типичные для старших подростков реакции – реакция эмансипации и реакция группировки. Старшего подростка все больше тяготит зависимость от взрослого.
Причины реакций:
1. период полового созревания;
2. подростковый кризис – психологическая незрелость ребят, которая выражается в повышенной возбудимости и внушаемости, психологической ранимости, чрезвычайной обидчивости, неуравновешенности, слабости логического мышления;
3. становление его самостоятельности;
4. духовное развитие.
Противоречия:
1. непримиримость к несправедливости, готовность вступить в борьбу и доказать истину, а с другой стороны – неумение разобраться в сложных явлениях жизни;
2. подросток хочет быть честным, порядочным, добрым и в тоже время не любит, чтобы его воспитывали;
3. желание самоутверждения и неумение это сделать.
Потребности:
1. в общении;
2. в самопознании;
3. в самоутверждении;
4. в самовоспитании.
Старший подростковый возраст – благоприятная пора для воспитательных воздействий педагога. Их задача – суметь направить подростка, таким образом, чтобы его потребность в самовоспитании реализовалось действительно в новых способах поведения и деятельности, в новых волевых привычках.
Возрастные и психологические особенности раннего юношеского возраста
Ранняя юность (от 14,5 до 17 лет) – это период гражданского становления человека, его социального созревания, самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирование духовных качеств гражданина. Ранний возраст – завершающий этап первичной социализации.
Самоанализация – это процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, вхождение его в социальную среду, приобщение к системе социальных связей, на основе которых он приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки.
Особенностью самосознания ранней юности является осмысление своих эмоций, как состояние своего собственного «Я».
Формирование самосознания, или, как теперь принято называть, «образа Я», тесно связано с формированием мировоззрения.
Одним из условий конкурентоспособности на рынке труда будет профессиональная компетентность и личностно-деловой потенциал будущего рабочего, который выражается в сформированности научного мировоззрения
Тема 1.5. Методы воспитания. Воспитывающая деятельность
Методы воспитания
Метод воспитания - это способ определённым образом упорядоченной деятельности воспитателя и воспитанника.
Три группы методов:
1. Метод убеждения
- это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации, сообщение и осознанное отношение к ним воспитанника. Понятие убеждения в воспитательном процессе обычно употребляется в двух смыслах: 1. - этический, житейский (обобщённый опыт человека); 2. - педагогический (процесс формирования знаний, понятий и представлений о мире). Основное назначение методов убеждения убедить учащихся в объективности истинности, жизненной необходимости, овладение общественно-ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающего мира.
Существует четыре формы методов убеждения : информационная, поисковая, дискуссионная, взаимное просвещение
Метод убеждения нужен для:
1. Компетентность и убеждённость самого педагога в предмете
2. Актуальность
3. Опора на имеющийся у воспитанника опыт
4. Учёт половых и возрастных особенностей
5. Ставка на индивидуальность
2. Метод организации жизни и деятельности учащихся
Цель: научить воспитанника определённым навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных факторов.
В основе этого метода - непосредственный, практический опыт детей, этой цели служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанника в многообразие практической деятельности:
1) педагогическое требование (воспитание-самовоспитание)содержание требований определяется общественными нормами и выступает перед воспитанником как конкретная реальная задача. По форме предъявления требование бывает прямое и косвенное.
2) приучение - организация планируемого и регулярного выполнения учащимся определённых действий, переходящих в привычные формы поведения
3) упражнение - это многократное повторение, закрепление и совершенствование социально-ценных и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения, результат формирования нравственных привычек.
4) создание воспитывающей ситуации
5) пример окружающих
3. Метод стимулирования (возвратно-оценочный метод)
Это сильнейшее средство воздействия на личность развивающегося человека:
а) одобрение и осуждение
б) поощрение и наказание
Их назначение: регулировка через эмоционально-волевую среду проявляющихся положительных и отрицательных качеств воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных.
Педагогические правила и требования к поощрению и наказанию:
1. Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем сложенном ученическом коллективе можно вообще длительное время находиться без них.
2. Использование поощрений и наказанийт эффективно только в сочетании с убеждением и организации жизни и деятельности детей.
3. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным - наказание.
4. Поощрение и наказание должны быть индивидуализированы, учитывать половые, возрасные особенности.
5. И ещё хорошо бы наказывая иметь в виду латинскую пословицу: "Наказываю тебя не потому что не выношу, а потому что люблю."