Опыт русскоязычной адаптации методики шварца

Человек в своем поведении ориентируется на опреде­ленные ценности, существующие в обществе или в рефе­рентной для него социальной группе. Эти ценности вхо­дят в структуру его убеждений в виде определенных образцов оценивания окружающего мира, которые ста­новятся основой выбора собственных поступков. В ори­гинальной методике Ш. Шварца используется понятие ценности (values). В русском языке существует два близ­ких по смыслу термина ценности и ценностные ориента­ции. Хотя некоторые авторы находят различие в значении этих понятий, с нашей точки зрения, оба могут рассмат­риваться как характеристики личности и часто использу­ются как синонимичные.

Мы в данной книге предпочли пользоваться понятием ценности как более близким к оригинальному источнику.

Валидность Опросника Шварца, адаптированного на­ми с целью изучения ценностей у русскоязычного насе­ления, обеспечивается:

• во-первых, тем, что в основе ее лежит четкая и тео­ретически обоснованная концепция автора, содер­жащая операционализированные характеристики ценностей;

• во-вторых, тем, что при разработке оригинальной версии опросника использовались данные исследо­ваний по 54 странам.

6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца

Методика направлена на изучение универсальных, об­щечеловеческих ценностей, существующих в каждой культуре в том или ином виде.

В течение 2000—2002 гг. нами проводилась работа по адаптации опросника Шварца на русскоязычной выбор­ке, в которой принимала участие С. В. Реттгес. Резуль­таты этой работы приводятся ниже в данном методичес­ком руководстве.

Разработка варианта опросника на русском языке про­ходила в несколько этапов. Сначала был выполнен пере­вод текста методики с английского языка на русский. Проверка его точности осуществлялась путем обратного перевода. Корректность русского перевода проверялась автором оригинальной методики профессором Шварцем с помощью сотрудника, владеющего как русским, так и английским языком. Адекватность перевода была одо­брена автором, и представленное в данном руководстве описание методики было рекомендовано им для распро­странения и использования исследователями и практи­ками в России.

В 2000 г. было проведено пилотажное исследование с использованием русского варианта методики. Обследо­вались студенты Вологодского государственного педагоги­ческого университета в возрасте от 17 до 20 лет (выборка 50 человек). По результатам пилотажного исследования были внесены незначительные изменения в формулиров­ку некоторых пунктов опросника и инструкцию.

Затем было проведено эмпирическое исследование ценностей в раннем юношеском возрасте на базе средних школ г. Вологды, Вологодского педагогического универ­ситета и Детской воспитательной колонии Вологодской области. Общий объем выборки составил 285 человек,

Методика Шварца для изучения ценностей личности

из них — 134 юноши и 151 девушка. Опрошено 60 учащих­ся восьмых классов, 43 учащихся девятых классов, 48 уча­щихся десятых классов, 45 учащихся одиннадцатых клас­сов, 50 студентов и 39 несовершеннолетних осужденных. Для каждой группы испытуемых на уровне норматив­ных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл для каждого из 10 типов ценностей. Результаты представлены в таблицах 2 и 3. Средние показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей в разных группах испытуемых.

Таблица 2.Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов.

Типы ценностей Средние показатели значимости типов ценностей
8 класс класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность 4,03 4,49 3,83 3,98 3,77 3,93 4,00
Традиции 3,00 4,03 3,09 2,81 2,99 2,99 3,14
Доброта 4,72 4,79 4,29 4,51 4,69 4,15 4,54
Универсализм 3,95 4,27 3,87 4,03 3,96 3,45 3,93
Самостоятельность 3,60 4,36 4,08 4,38 4,46 3,74 4,09
Стимуляция 2,69 3,64 3,69 3,90 3,50 3,16 3,40
Гедонизм 2,93 4,28 4,15 4,52 2,95 4,17 3,75
Достижения 3,86 4,29 4,47 4,57 4,64 4,00 4,29
Власть 1,84 2,99 3,07 3,35 2,90 3,08 2,81
Безопасность 4,38 4,77 4,50 4,75 4,53 4,23 4,52

6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца

Таблица 3.Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.



Типы ценностей Средние показатели значимости типов ценностей
8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность 1,93 1,99 1,74 1,68 1,60 2,06 1,83
Традиции 1,61 1,56 1,14 1,05 0,86 1,54 1,29
Доброта 2,59 2,44 2,60 2,30 2,10 2,32 2,40
Универсализм 2,53 2,46 2,09 2,16 1,89 1,93 2,19
Самостоятельность 2,45 2,46 2,76 2,55 2,52 2,33 2,51
Стимуляция 2,34 2,47 2,29 2,59 1,99 2,53 2,36
Гедонизм 2,13 2,36 2,49 2,91 1,95 2,56 2,39
Достижения 2,23 2,35 2,50 2,52 2,19 2,36 2,35
Власть 0,90 1,30 1,68 1,65 1,32 1,23 1,33
Безопасность 2,33 2,68 2,47 2,17 2,21 2,40 2,37

Далее каждому типу ценностей в соответствии с величи­ной среднего показателя был присвоен ранг от 1 до 10. Ран­ги определялись отдельно для каждой выборки испытуемых. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель их высокой значимости в этой группе испьггуемых. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют, напротив, об их низкой значимости для испытуемых иссле­дуемой группы. Результаты ранжирования представлены в таблицах 4 и 5.

Методика Шварца для изучения ценностей личности

Таблица 4.Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов.

Типы ценностей Ранговые значения типов ценностей
8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность
Традиции
Доброта
Универсализм
Самостоятельность
Стимуляция
Гедонизм
Достижения
Власть
Безопасность

Таблица 5. Ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.

Типы ценностей Ранговые значения типов ценностей
8 класс класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность
Традиции
Доброта
Универсализм
Самостоятельность
Стимуляция
Гедонизм
Достижения
Власть
Безопасность

6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца

Анализ величины рангов, которые занимают опреде­ленные ценности относительно других, позволяет сде­лать вывод об их относительной значимости для отдель­ных испытуемых или исследованной выборки.

Как видно из приведенных выше таблиц 2, 4 на уровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений) для обследованной выборки (в целом) наиболее значимыми для юношей и девушек являются ценности доброта (забо­та о благополучии близких), безопасность, а также цен­ность личные достижения.

Как видно из таблиц 3, 5, на уровне индивидуальных приоритетов (то есть в конкретных поступках) в наиболь­шей степени проявляются такие ценности, как самостоя­тельность, доброта и гедонизм (получение удовольствий).

Наименьшей значимостью, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов об­ладают такие ценности, как традиции, власть, конформ­ность.

В силу того что ценности личности образуют динами­ческую систему, с нашей точки зрения, возможна еще од­на линия анализа. Это может быть анализ связей между типами ценностей. Для изучения характера отношений между ценностями в пределах одной системы подсчиты-ваются коэффициенты корреляции между значимостью типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов для каждой группы испытуемых. Значения коэффициента корреляции позво­ляют судить о наличии статистически значимой связи между типами ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концепция и методология исследования ценностей, а также первые результаты разработки Шварцем опросни­ка для изучения индивидуальных различий ценностей были впервые в систематизированном виде опубликованы в 1992 г. С тех пор методика многократно и широко исполь­зовалась в исследованиях во многих странах мира и пока­зала концептуальную обоснованность и валидность. Она позволила выявить не только различия в ценностях людей, принадлежащих к разным социальным культурам, но так­же значительное сходство в проявлениях базовых ценнос­тей в разных странах (Schwartz, Bardi, 2001).

Исследования, проводившиеся в последние годы, выяви­ли интересные связи индивидуальных ценностей личности:

• с ценностями, связанными с работой, и смыслом, который вкладывают в нее люди (Ros, Schwartz, Surkiss, 1999);

• с тревогами и тревожностью, которые испытывают люди (Schwartz, Sagiv, Boehnke, 2000);

• с субъективным благополучием людей (Sagiv, Schwartz, 2000).

Новыми и перспективными направлениями исследова­ний, в которых в последние годы также были получены ре­зультаты по Опроснику Шварца, являются взаимосвязи ценностей с поведением (Bardi, Schwartz, 2003), а также с личностными качествами людей (Roccas, Sagiv, Schwartz, Knafo, 2002).

Заключение

Исследования с использованием методики Шварца в разных странах продолжаются. Связано это, думается, прежде всего с хорошей теоретической, методологической и методической разработкой опросника, которая делает его привлекательным для многих исследователей. Библиогра­фия других работ, опубликованных по результатам исследо­ваний индивидуальных ценностей личности, проведенных в рамках концепции методики Шварца, приведена для све­дения читателей ниже.

Исследования ценностей с использованием данного оп­росника в России только начинаются. Для того чтобы сде­лать их результаты сопоставимыми друг с другом, профессор Шварц рекомендует использовать вариант методики, кото­рый им лично проверен и одобрен. Полный текст его пред­ставлен в Приложении 7 к данной книге.

Шалом Шварц выразил также желание быть в курсе исследований, проводимых с помощью данного опрос­ника в России. Поэтому он будет благодарен за любую информацию об исследованиях, проводимых с помощью данной методики в России. Он будет также признателен, если российские исследователи смогут прислать ему ко­роткие отчеты об опыте ее использования

Вы можете написать ему по адресу:

Prof. Shalom H. Schwartz

Department of Psychology

The Hebrew University of Jerusalem

Jerusalem, 91905 Israel

e-mail: [email protected]

ЛИТЕРАТУРА

1. Бубнова С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентации личности // Методы пси­хологической диагностики. Выпуск 2 / Под ред. А. Н. Ворони­на М., 1994. С. 144-157.

2. Леевик Г. Е. Руководство по методике изучения ценност­ных ориентации личности. Л.: Общ-во «Знание» РСФСР, 1990.

3. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992.

4. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999.

5. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского воз­раста: Учебное пособие. СПб.: М.: Харьков: Мн.: Питер, 2000.

6. Саморегуляция и прогнозирование социального пове­дения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979.

7. Ядов В. А. Диспозиционная концепция личности // Со­циальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семе­нова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. С. 106-120.

8. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социаль­ной психологии. М., 1975. С. 89-106.

9. Hofstede, G. Culture's consequences: International differ­ences in work-related values. Beverly Hills: Sage. 1980.

10. Kluckhohn, С Values and value-orientations in the theory of action: An exploration in definition and classification // In T. Par­sons & E. Shils (Eds.), Toward a general theory of action. Cam­bridge, MA: Harvard University Press. 1951. pp. 388-433.

Литература

11. Bardi, А., & Schwartz, S. H. Values and behavior: Strength and structure of relations // Personality and Social Psychology Bul-letin,_2003, 29. pp. 1207-1220.

12. Roccas, S., Sagiv, L., Schwartz, S. H., & Knafo, A. The Big Five personality factors and personal values // Personality and Social Psychology Bulletin, 2002, 28. pp. 789-201.

13. Rokeach, M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.

14. Ros, M., Schwartz, S. H., & Surkiss, S. Basic Individual val­ues, work values, and the meaning of work // Applied Psychology: An International Review, 1999, 48. Pp. 49-71.

15. Sagiv, L., & Schwartz, S. H. Value priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects // European Jour­nal of Social Psychology, 2000, 30. pp. 177-198.

16. Schwartz, S. H. & Bilsky, W. Towards a psychological struc­ture of human values // Journal of Personality & Social Psychology, 1987, 53. pp. 550-562.

17. Schwartz, S. H. Universals in the structure and content of val­ues: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. // In M.P.Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. — Orlando, FL: Academic. Vol.25, 1992. pp. 1-65.

18. Schwartz, S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues, 1994, 50. pp. 19-45.

19. Schwartz, S. H., & Bardi, A. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross Cultural Psy­chology, 2001, 32. pp. 268-290.

20. Smith P. В., Schwartz Sh. H. Values // Handbook of Cross-Cultural Psychology. Second Edition, Volume 3. Edited by J. W. Berry, M. H. Segall and С Kagitcibasi. Boston: Allyn & Bacon, 1997.

21. Schwartz, S. H., Sagiv, L., & Boehnke, K. Worries and val­ues. //Journal of Personality, 2000, 68. pp. 309-346.

22. Triandis, H. C, Bontempo, R., Betancourt, H., Bond, M., Le­ung, K. etal. The measurement of etic aspects of individualism and

Методика Шварца для изучения ценностей личности

collectivism across cultures // Australian Journal of Psychology, 1986, 38. pp. 257-267.

23. Triandis, H. C, McCusker, C, Betancourt, H., Iwao, S., Le­ung, K. etal. An emic-etic analysis of individualism and collectivism //Journal ofCross-Cultural Psychology, 1993, 24. pp. 366-383.

24. Williams, R. M., Jr. Values. In E. Sills (Ed.), International encyclopedia of the social sciences. New York: Macmillan. 1968.


Наши рекомендации