Опыт русскоязычной адаптации методики шварца
Человек в своем поведении ориентируется на определенные ценности, существующие в обществе или в референтной для него социальной группе. Эти ценности входят в структуру его убеждений в виде определенных образцов оценивания окружающего мира, которые становятся основой выбора собственных поступков. В оригинальной методике Ш. Шварца используется понятие ценности (values). В русском языке существует два близких по смыслу термина ценности и ценностные ориентации. Хотя некоторые авторы находят различие в значении этих понятий, с нашей точки зрения, оба могут рассматриваться как характеристики личности и часто используются как синонимичные.
Мы в данной книге предпочли пользоваться понятием ценности как более близким к оригинальному источнику.
Валидность Опросника Шварца, адаптированного нами с целью изучения ценностей у русскоязычного населения, обеспечивается:
• во-первых, тем, что в основе ее лежит четкая и теоретически обоснованная концепция автора, содержащая операционализированные характеристики ценностей;
• во-вторых, тем, что при разработке оригинальной версии опросника использовались данные исследований по 54 странам.
6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца
Методика направлена на изучение универсальных, общечеловеческих ценностей, существующих в каждой культуре в том или ином виде.
В течение 2000—2002 гг. нами проводилась работа по адаптации опросника Шварца на русскоязычной выборке, в которой принимала участие С. В. Реттгес. Результаты этой работы приводятся ниже в данном методическом руководстве.
Разработка варианта опросника на русском языке проходила в несколько этапов. Сначала был выполнен перевод текста методики с английского языка на русский. Проверка его точности осуществлялась путем обратного перевода. Корректность русского перевода проверялась автором оригинальной методики профессором Шварцем с помощью сотрудника, владеющего как русским, так и английским языком. Адекватность перевода была одобрена автором, и представленное в данном руководстве описание методики было рекомендовано им для распространения и использования исследователями и практиками в России.
В 2000 г. было проведено пилотажное исследование с использованием русского варианта методики. Обследовались студенты Вологодского государственного педагогического университета в возрасте от 17 до 20 лет (выборка 50 человек). По результатам пилотажного исследования были внесены незначительные изменения в формулировку некоторых пунктов опросника и инструкцию.
Затем было проведено эмпирическое исследование ценностей в раннем юношеском возрасте на базе средних школ г. Вологды, Вологодского педагогического университета и Детской воспитательной колонии Вологодской области. Общий объем выборки составил 285 человек,
Методика Шварца для изучения ценностей личности
из них — 134 юноши и 151 девушка. Опрошено 60 учащихся восьмых классов, 43 учащихся девятых классов, 48 учащихся десятых классов, 45 учащихся одиннадцатых классов, 50 студентов и 39 несовершеннолетних осужденных. Для каждой группы испытуемых на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл для каждого из 10 типов ценностей. Результаты представлены в таблицах 2 и 3. Средние показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей в разных группах испытуемых.
Таблица 2.Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов.
Типы ценностей | Средние показатели значимости типов ценностей | ||||||
8 класс | класс | 10 класс | 11 класс | Студенты | Осужденные | По всей выборке в целом | |
Конформность | 4,03 | 4,49 | 3,83 | 3,98 | 3,77 | 3,93 | 4,00 |
Традиции | 3,00 | 4,03 | 3,09 | 2,81 | 2,99 | 2,99 | 3,14 |
Доброта | 4,72 | 4,79 | 4,29 | 4,51 | 4,69 | 4,15 | 4,54 |
Универсализм | 3,95 | 4,27 | 3,87 | 4,03 | 3,96 | 3,45 | 3,93 |
Самостоятельность | 3,60 | 4,36 | 4,08 | 4,38 | 4,46 | 3,74 | 4,09 |
Стимуляция | 2,69 | 3,64 | 3,69 | 3,90 | 3,50 | 3,16 | 3,40 |
Гедонизм | 2,93 | 4,28 | 4,15 | 4,52 | 2,95 | 4,17 | 3,75 |
Достижения | 3,86 | 4,29 | 4,47 | 4,57 | 4,64 | 4,00 | 4,29 |
Власть | 1,84 | 2,99 | 3,07 | 3,35 | 2,90 | 3,08 | 2,81 |
Безопасность | 4,38 | 4,77 | 4,50 | 4,75 | 4,53 | 4,23 | 4,52 |
6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца
Таблица 3.Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.
Типы ценностей | Средние показатели значимости типов ценностей | ||||||
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | Студенты | Осужденные | По всей выборке в целом | |
Конформность | 1,93 | 1,99 | 1,74 | 1,68 | 1,60 | 2,06 | 1,83 |
Традиции | 1,61 | 1,56 | 1,14 | 1,05 | 0,86 | 1,54 | 1,29 |
Доброта | 2,59 | 2,44 | 2,60 | 2,30 | 2,10 | 2,32 | 2,40 |
Универсализм | 2,53 | 2,46 | 2,09 | 2,16 | 1,89 | 1,93 | 2,19 |
Самостоятельность | 2,45 | 2,46 | 2,76 | 2,55 | 2,52 | 2,33 | 2,51 |
Стимуляция | 2,34 | 2,47 | 2,29 | 2,59 | 1,99 | 2,53 | 2,36 |
Гедонизм | 2,13 | 2,36 | 2,49 | 2,91 | 1,95 | 2,56 | 2,39 |
Достижения | 2,23 | 2,35 | 2,50 | 2,52 | 2,19 | 2,36 | 2,35 |
Власть | 0,90 | 1,30 | 1,68 | 1,65 | 1,32 | 1,23 | 1,33 |
Безопасность | 2,33 | 2,68 | 2,47 | 2,17 | 2,21 | 2,40 | 2,37 |
Далее каждому типу ценностей в соответствии с величиной среднего показателя был присвоен ранг от 1 до 10. Ранги определялись отдельно для каждой выборки испытуемых. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель их высокой значимости в этой группе испьггуемых. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют, напротив, об их низкой значимости для испытуемых исследуемой группы. Результаты ранжирования представлены в таблицах 4 и 5.
Методика Шварца для изучения ценностей личности
Таблица 4.Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов.
Типы ценностей | Ранговые значения типов ценностей | ||||||
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | Студенты | Осужденные | По всей выборке в целом | |
Конформность | |||||||
Традиции | |||||||
Доброта | |||||||
Универсализм | |||||||
Самостоятельность | |||||||
Стимуляция | |||||||
Гедонизм | |||||||
Достижения | |||||||
Власть | |||||||
Безопасность |
Таблица 5. Ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.
Типы ценностей | Ранговые значения типов ценностей | ||||||
8 класс | класс | 10 класс | 11 класс | Студенты | Осужденные | По всей выборке в целом | |
Конформность | |||||||
Традиции | |||||||
Доброта | |||||||
Универсализм | |||||||
Самостоятельность | |||||||
Стимуляция | |||||||
Гедонизм | |||||||
Достижения | |||||||
Власть | |||||||
Безопасность |
6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца
Анализ величины рангов, которые занимают определенные ценности относительно других, позволяет сделать вывод об их относительной значимости для отдельных испытуемых или исследованной выборки.
Как видно из приведенных выше таблиц 2, 4 на уровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений) для обследованной выборки (в целом) наиболее значимыми для юношей и девушек являются ценности доброта (забота о благополучии близких), безопасность, а также ценность личные достижения.
Как видно из таблиц 3, 5, на уровне индивидуальных приоритетов (то есть в конкретных поступках) в наибольшей степени проявляются такие ценности, как самостоятельность, доброта и гедонизм (получение удовольствий).
Наименьшей значимостью, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов обладают такие ценности, как традиции, власть, конформность.
В силу того что ценности личности образуют динамическую систему, с нашей точки зрения, возможна еще одна линия анализа. Это может быть анализ связей между типами ценностей. Для изучения характера отношений между ценностями в пределах одной системы подсчиты-ваются коэффициенты корреляции между значимостью типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов для каждой группы испытуемых. Значения коэффициента корреляции позволяют судить о наличии статистически значимой связи между типами ценностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция и методология исследования ценностей, а также первые результаты разработки Шварцем опросника для изучения индивидуальных различий ценностей были впервые в систематизированном виде опубликованы в 1992 г. С тех пор методика многократно и широко использовалась в исследованиях во многих странах мира и показала концептуальную обоснованность и валидность. Она позволила выявить не только различия в ценностях людей, принадлежащих к разным социальным культурам, но также значительное сходство в проявлениях базовых ценностей в разных странах (Schwartz, Bardi, 2001).
Исследования, проводившиеся в последние годы, выявили интересные связи индивидуальных ценностей личности:
• с ценностями, связанными с работой, и смыслом, который вкладывают в нее люди (Ros, Schwartz, Surkiss, 1999);
• с тревогами и тревожностью, которые испытывают люди (Schwartz, Sagiv, Boehnke, 2000);
• с субъективным благополучием людей (Sagiv, Schwartz, 2000).
Новыми и перспективными направлениями исследований, в которых в последние годы также были получены результаты по Опроснику Шварца, являются взаимосвязи ценностей с поведением (Bardi, Schwartz, 2003), а также с личностными качествами людей (Roccas, Sagiv, Schwartz, Knafo, 2002).
■
Заключение
Исследования с использованием методики Шварца в разных странах продолжаются. Связано это, думается, прежде всего с хорошей теоретической, методологической и методической разработкой опросника, которая делает его привлекательным для многих исследователей. Библиография других работ, опубликованных по результатам исследований индивидуальных ценностей личности, проведенных в рамках концепции методики Шварца, приведена для сведения читателей ниже.
Исследования ценностей с использованием данного опросника в России только начинаются. Для того чтобы сделать их результаты сопоставимыми друг с другом, профессор Шварц рекомендует использовать вариант методики, который им лично проверен и одобрен. Полный текст его представлен в Приложении 7 к данной книге.
Шалом Шварц выразил также желание быть в курсе исследований, проводимых с помощью данного опросника в России. Поэтому он будет благодарен за любую информацию об исследованиях, проводимых с помощью данной методики в России. Он будет также признателен, если российские исследователи смогут прислать ему короткие отчеты об опыте ее использования
Вы можете написать ему по адресу:
Prof. Shalom H. Schwartz
Department of Psychology
The Hebrew University of Jerusalem
Jerusalem, 91905 Israel
e-mail: [email protected]
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубнова С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентации личности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2 / Под ред. А. Н. Воронина М., 1994. С. 144-157.
2. Леевик Г. Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентации личности. Л.: Общ-во «Знание» РСФСР, 1990.
3. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 1992.
4. Леонтьев Д. А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999.
5. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебное пособие. СПб.: М.: Харьков: Мн.: Питер, 2000.
6. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
7. Ядов В. А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. С. 106-120.
8. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 89-106.
9. Hofstede, G. Culture's consequences: International differences in work-related values. Beverly Hills: Sage. 1980.
10. Kluckhohn, С Values and value-orientations in the theory of action: An exploration in definition and classification // In T. Parsons & E. Shils (Eds.), Toward a general theory of action. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1951. pp. 388-433.
Литература
11. Bardi, А., & Schwartz, S. H. Values and behavior: Strength and structure of relations // Personality and Social Psychology Bul-letin,_2003, 29. pp. 1207-1220.
12. Roccas, S., Sagiv, L., Schwartz, S. H., & Knafo, A. The Big Five personality factors and personal values // Personality and Social Psychology Bulletin, 2002, 28. pp. 789-201.
13. Rokeach, M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.
14. Ros, M., Schwartz, S. H., & Surkiss, S. Basic Individual values, work values, and the meaning of work // Applied Psychology: An International Review, 1999, 48. Pp. 49-71.
15. Sagiv, L., & Schwartz, S. H. Value priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects // European Journal of Social Psychology, 2000, 30. pp. 177-198.
16. Schwartz, S. H. & Bilsky, W. Towards a psychological structure of human values // Journal of Personality & Social Psychology, 1987, 53. pp. 550-562.
17. Schwartz, S. H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. // In M.P.Zanna (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology. — Orlando, FL: Academic. Vol.25, 1992. pp. 1-65.
18. Schwartz, S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? // Journal of Social Issues, 1994, 50. pp. 19-45.
19. Schwartz, S. H., & Bardi, A. Value hierarchies across cultures: Taking a similarities perspective // Journal of Cross Cultural Psychology, 2001, 32. pp. 268-290.
20. Smith P. В., Schwartz Sh. H. Values // Handbook of Cross-Cultural Psychology. Second Edition, Volume 3. Edited by J. W. Berry, M. H. Segall and С Kagitcibasi. Boston: Allyn & Bacon, 1997.
21. Schwartz, S. H., Sagiv, L., & Boehnke, K. Worries and values. //Journal of Personality, 2000, 68. pp. 309-346.
22. Triandis, H. C, Bontempo, R., Betancourt, H., Bond, M., Leung, K. etal. The measurement of etic aspects of individualism and
Методика Шварца для изучения ценностей личности
collectivism across cultures // Australian Journal of Psychology, 1986, 38. pp. 257-267.
23. Triandis, H. C, McCusker, C, Betancourt, H., Iwao, S., Leung, K. etal. An emic-etic analysis of individualism and collectivism //Journal ofCross-Cultural Psychology, 1993, 24. pp. 366-383.
24. Williams, R. M., Jr. Values. In E. Sills (Ed.), International encyclopedia of the social sciences. New York: Macmillan. 1968.