Задачи воспитания дошкольников

Задачи физического воспитания — охрана и укрепление здоровья, совершенствование развивающегося организма, формирование двигательных умений и навыков, физических качеств, культурно-гигиенических навыков, устойчивого положительного эмоционального отношения к физическому воспитанию и здоровому образу жизни.

Задачи умственного воспитания дошкольников — развитие речи, разных форм мышления, переход от наглядно-образного к проявлениям логического, формирование мировоззрения, освоение сенсорных эталонов, перцептивных (обследовательских) действий с предметами, формирование умения пользоваться эталонами в повседневной жизни, развитие умственных действий и мыслительных операций.

Задачи социально-нравственного воспитания — развитие нравственных качеств, способность устанавливать взаимодействие со взрослыми и детьми; адекватно проявлять и регулировать эмоции и действия; воспитание культуры поведения, становление нравственного сознания (суждений и оценок); усвоение социально выработанных нравственных норм, правил поведения и общения, формирование положительного эмоционального отношения к другим людям, миру.

Задачи эстетического воспитания — воспитание чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественное развитие, формирование умения оценивать и самому создавать прекрасное в жизни, искусстве.

Задачи трудового воспитания — формирование умений и навыков обслуживающего труда, ухода за ближним окружением, развитие элементарных трудовых операций, умения совместно трудиться, воспитание положительного эмоционального отношения к труду, бережного отношения к труду других, освоение знаний о трудовых профессиях.

Задачи закладывания основ экологической культуры дошкольников — формирование бережного отношения к природе через осознание ее целостности и зависимости от человеческого разума; готовности к помощи субъектам природы (кормушки, посадки и т.п.), формирование положительного отношения к природе, основ экологического мировоззрения.

Задачи полового воспитания дошкольников — закладывание основ полового поведения, организация среды, способствующей правильной половой идентификации; формирование у ребенка типа поведения, связанного со своим полом; воспитание положительного отношения к другому полу.

Задачи подготовки детей к обучению в школе — формирование общей и специальной готовности детей к школьному обучению посредством решения выше обозначенных задач и специальной педагогической работы по подготовке детей к усвоению учебных предметов и формированию мотивационной, социальной, личностной, интеллектуальной, физической готовности к школе.

Нами рассмотрен основной спектр задач воспитания дошкольников, реализация которых в педагогической практике обеспечивает движение к цели, — всестороннее гармоничное развитие дошкольников. В содержание воспитания в ДОУ также входит знакомство с основами правового сознания, началами экономического воспитания. Разные сферы жизни ребенка оказывают влияние на всестороннее развитие стихийно и целенаправленно, в семье и образовательных учреждениях, социальных центрах, во взаимодействии детей друг с другом.

Содержание воспитательного процесса

в дошкольном образовательном учреждении

Содержание представляет единство всех составляющих элементов объекта, его свойств, связей, внутренних процессов.

Содержание дошкольного воспитания составляют физическое, нравственное, умственное, социальное, эстетическое, трудовое, экологическое, половое воспитание как компоненты целостного воспитательного процесса. Средствами его освоения являются повседневная жизнь детей, их активная деятельность, целенаправленное воспитание и обучение.

Источником формирования содержания воспитания является социальный опыт, который включает знания, способы деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему, опыт творческой деятельности.

Содержание дошкольного воспитания определяется его целью и задачами. Оно регламентировано государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Сегодня такого стандарта нет, он проходит стадию опытно-экспериментальной апробации. Стандарт дошкольного образования существенно отличается от стандартов других образовательных ступеней. Он должен определять систему требований к содержанию, методам, характеру взаимодействия педагога с детьми в образовательном учреждении. Также проект стандарта дошкольного образования определяет характер предметно-развивающей среды, ее наполняемость, требования к профессионализму специалистов ДОУ. В соответствии с требованиями стандарта строятся образовательные программы для дошкольных учреждений, которые отражают содержание дошкольного образования по направлениям и возрастным периодам.

Результатом воспитания является гармонично развитая личность ребенка, готовая к адекватному взаимодействию с социумом. Личность ребенка, ее развитие выступают как основной критерий качества дошкольного воспитания. Личность приобретает новые качества, свойства (нравственные, интеллектуальные, эстетические, физические и др.), положительные привычки поведения, осваивает основы культуры человечества.

Отбор содержания дошкольного воспитания, его построение регламентированы общими закономерностями воспитания личности. Закономерности носят объективный характер и являются основанием для определения принципов воспитания, регулирующих воспитательный процесс.

Наши рекомендации