Организация педагогического процесса
1. Организация НОД занятий 3 раза в неделю длительностью 20-30 минут в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно не должно выступать в качестве единственной формы образовательного процесса. Оно сохраняется на этапе активного обучения детей прямым путем, т. е. предъявления нового материала. Но на этапе усвоения должны активно использоваться и другие формы педагогической работы, инициирующие самостоятельную деятельность детей. На занятии дети могут свободно общаться на родном языке: свободно высказываться, задавать вопросы, объединяться для общего дела. Необходимо применять различные формы размещения детей на занятиях: за столами, на ковре, за мольбертами и т. п.).
2. Проведение факультативного интегрированного занятия – театральная студия «Ак каен» 2 раза в неделю по 25-30 мин.
3. Интеграция в другие НОД. Интегрированный подход к организации обучения рассматривается как формирование совокупности способов познания и познавательной мотивации, перенос способов познания из одного вида деятельности в другие. Ведущее внимание в них уделяется развитию интегративных качеств ребенка в разных видах деятельности, которые не существуют автономно, дифференцированно, а взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс. Особенностью интегрированного обучения является то, что оно базируется на основе одной главной или доминантной деятельности, являющейся своеобразным стержнем обучения. Остальные интегрируемые с ней деятельности помогают глубже понять главное содержание обучения, существующие связи и возможность применения полученных знаний в самостоятельной детской деятельности.
4. Изучение татарского языка в пассивной форме с детьми 3-4 лет посредством непосредственного общения, игровой деятельности, слушания песен, присутствия на праздниках, концертах, спектаклях, проводимых старшими дошкольниками на татарском языке языке.
5. Введение в режимные моменты игр, игрушек, иллюстрированного материала, настольно-печатных игр, прослушивание записей сказок, стихов нас использованием УМК.
6. Организация экскурсий с целью знакомства с культурой, историей РФ и РТ.
7. Действенно-ориентированное общение: совместное участие в инсценировках, в ролевых играх, в концертной деятельности, просмотр мультфильмов на татарском языке.
8. Организация открытых мероприятий для родителей с целью демонстрации результатов проводимой работы по изучению двух государственных языков.
9. Освоение детьми определенного контекстного содержания может завершаться организацией того или иного кульминационного момента, итогового события – досуга, праздника, спектакля, выставки, на которых дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои успехи. Подобные мероприятия могут служить своеобразным средством контроля за ходом педагогического процесса в детском саду, если в сценарий включать соревновательные моменты, элементы викторин, практические задания, требующие применения полученных знаний.
10. Встреча с гостями, носителями национальных культурных ценностей и традиций.
Средства и приемы развития речи:
- пальчиковые игры
- игры, танцы с предметами
- использование музыки
- «Живые картинки»
- активизация детей
- картины
- наблюдения за сезонными изменениями в процессе экскурсий на природу;
- проведение учебно-речевых ситуаций в процессе самостоятельной бытовой и трудовой деятельности;
- экскурсии с целью наблюдения за трудовой деятельностью взрослых;
- составление диалогов, связных высказываний по произведениям татарских и русских художников, описывающих природу, татарский интерьер, людей, животных, растительный мир Татарстана;
- просмотр мультипликационных фильмов на татарском языке и их обсуждение;
- слушание доступных для понимания татарских народных сказок, песен, отрывков из спектаклей на татарском языке, татарской классической музыки;
- использование словесных поручений;
- специально организованные речевые ситуации.
Мотивированность детей
Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык. Цели взрослого для него слишком абстрактны. Мотивация дошкольника действует по принципу «здесь и теперь», т.е. ребенок не ставит перед собой отдаленные целей. Поэтому весь процесс постижения неродного языка выстраивается:
- как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка;
- как процесс удовлетворения потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и детьми.
Важно построить процесс общения с учетом особенностей развития памяти. Важно построить коммутацию в игровой форме наиболее рационально, с учетом психофизических возможностей дошкольников (память, работоспособность, утомляемость, потребность в чередовании разных видов деятельности). Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.
Использование интегрированного подхода к проектированию воспитательно-образовательного процесса имеет явные преимущества: развивающие и образовательные задачи становятся ядром содержательно-смыслового поля, что повышает мотивированность детской деятельности, обеспечивает уменьшение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта. Способствует усилению степени самостоятельности и активности, формированию целостных представлений об окружающем мире.
Содержание психолого-педагогической работы по обучению неродному языку
Начиная обучение, важно принимать во внимание соотношение реального возраста ребенка и года обучения его другому языку. Нельзя пропустить этапы введения базовой лексики, обучения основам фонетики, задания образцов устной речи. Однако в зависимости от возраста обучаемых языковой и коммуникативный материал преподносится в форме, наиболее эффективной для усвоения конкретной: содержания на данном этапе. Поэтому возрастной подход к отбору, распределению и отработке материала тесно связан с методикой обучения.
Особенности овладения неродным языком в дошкольном возрасте связаны с «посредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, творящим на другом языке, со спонтанным овладением иными нормами общения. Дошкольник способен понимать смысл сказанного, ориентируясь не только на само высказывание, но и на всю ситуацию в целом. Он может воспроизводить нужное речевое действие в аналогичной ситуации. Накапливая опыт коммуникации на ином языке, ребенок строит догадки о смысле прозвучавших высказываний. В конкретных обстоятельствах инициативная реакция ребенка возникает спонтанно.
Дошкольники особенно восприимчивы к фонетике и интонации речи. Обучение иноязычному произношению может быть успешным в том случае, если дети «учатся самостоятельно контролировать свое произношение и как можно раньше различать правильное от неправильного. При усвоении неродного языка дети воспринимают звучание слова вначале через фонологическую систему родного языка, 1 потом подравнивают его все ближе к исходному образцу. Формирование иноязычного фонематического слуха предполагает создание новых звукоразличительных механизмов на базе соответствующих механизмов родного языка.
Общение должно проходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредственным участником. Мотивами совместной деятельности на неродном языке могут быть радость, удовольствие от общения, взаимодействия, сотворчества со взрослым и сверстниками. В игровых ситуациях неродной язык становится средством общения. Отдельные речевые действия совершаются в соревновательных, воображаемых, занимательных и тому подобных игровых обстоятельствах. Иной язык выступает как своеобразное «правило игры», «шифр» к достижению результатов общения в совместной деятельности.
Дети четвертого года жизни воспринимают общение с носителем иного языка без особого стресса и постепенно приучаются отвечать ему на его языке. В этом возрасте следует использовать простые одношаговые речевые игры. Их основой могут быть игровые упражнения: сенсомоторные, тактильные, направленные на контакт участников друг с другом, связанные с движениями тела (например, пальчиковые). Дети совершают одинаковые совместные действия, двигаются вместе со взрослым или поочередно с ним, разыгрывают пантомиму, говорят хором. Изучаются традиционные песенки, потешки, рифмовки. Виды учебно-речевого общения должны часто сменять друг друга.
Дети пятого года жизни способны понять, что иной язык отличается от их родного. Они могут участвовать в двух-трехшаговых речевых играх, воспринимать объяснения речевых ситуаций и игровых правил на родном языке, а в игре использовать неродной язык. Воспитатель может организовать воображаемые ситуации, режиссерские игры, обмен простыми репликами между детьми на изучаемом языке, варьировать круговые игры, организовывать игры-драматизации. В группе дети начинают оценивать речевое поведение друг друга, придумывают слова на новом языке, могут применять подстановочные правила в высказываниях (менять одно слово на другое, сохраняя грамматику, и т.д.). Ребенок относительно легко воспроизводит последовательность реплик, но испытывает затруднения при вычленении и изолированном использовании фрагментов устной речи в качестве самостоятельного высказывания. Наибольшее значение имеют ситуации, в которых ребенок учится осознавать свои высказывания, сравнивать их с репликами других участников общения. Взрослый не просто задает речевой образец, он становится партнером по игровой коммуникации. Параллельно с изучением языка дети знакомятся с национальными праздниками, обычаями, кухней, одеждой, героями народных и литературных сказок.
Старшие дошкольники (5—6 лет) способны относиться к иному языку как к предмету изучения, задавать о нем вопросы. Воспитатель может вести беседы на изучаемом языке, может пользоваться родным языком для объяснения простых грамматических правил (формирование множественного числа существительных, времен глагола и др.), использовать схемы и символы. В ролевой игре ребенок способен охарактеризовать свой персонаж, спланировать свои действия, провести примитивную сюжетную линию. В группе начинается индивидуализация реплик и высказываний, свободное комбинирование осознанных элементов, сопоставление простых явлений двух языков. В определенных условиях текст монолога достигает длины 10 предложений, а в диалоге ребенок способен поддерживать беседу длиной до 20 реплик. Дети любят выполнять задания, имеющие наглядную опору на бумаге. Наибольшее значение имеют попытки самовыражения на неродном языке, интерес к нему как к явлению. Взрослый — источник сведений об ином языке и культуре, руководитель в процессе их изучения. Дети узнают сведения по истории, географии, быту страны изучаемого языка, им рассказывают и читают о национальных героях.
Если обучение ведет носитель языка, говорящий на языке, отличающемся от родного языка детей, его деятельность определяется следующими целями:
— он является основным источником эмоционально-мыслительного опосредования действительности в новой для детей культурной традиции;
— дает образец иноязычного речевого поведения, сообщает сведения о своей культуре;
— наглядно объясняет и описывает явления изучаемого языка, речи в предметно-практических видах деятельности и повседневной жизни;
— занятие для него — концентрированная форма общения на неродном языке. Деятельность преподавателя-специалиста определяется следующими целями:
— он становится основным источником металингвистических знаний о втором (иностранном) языке;
— владеет сведениями о возможных ошибках детей в новом языке и знает, как их предотвратить или преодолеть;
— использует занятия по иному языку как событие, как организованную деятельность, творческий акт.
Деятельность воспитателя, преподающего второй (иностранный) язык наряду с выполнением обычных повседневных обязанностей, определяется следующими целями.
— он является основным источником эмоционально-мыслительного опосредования действительности для детей на родном языке;
— проводит в жизнь программу детского сада;
— дает образец иноязычной речи и культуры;
— создает атмосферу, в которой дети овладевают способностью сосуществовать в мультикультурном сообществе;
— рассматривает занятия как особый тип общения с детьми, как своеобразную; деятельность по усвоению языка.
Иной язык преподается не изолированно, в отрыве от основных видов деятельности, а в органичной связи с общеразвивающими занятиями, сотрудничестве со всем персоналом дошкольного учреждения.
Программа предусматривает овладение детьми правильным произношением всех звуков (как изолированно, так и в составе слова, синтагмы, предложения), основными фонологическими противопоставлениями изучаемого языка, интонацией, наосами произвольного произнесения звуков. Выделяются общие умения ориентироваться в коммуникативной ситуации, слушать и говорить. Как видно из этого положения, от дошкольника, в силу специфики его возраста, нельзя требовать умения полноценно общаться, понимать и говорить на ином языке, но нужно добиваться стремления вести себя адекватно, желания понимать, уверенности в том, что он сможет высказать свою мысль на другом языке.
Основу этих общих характеристик человека, компетентного в ином языке, по мере формирования, следующие умения:
— различать речь на разных языках;
— прислушиваться к речи собеседника, говорящего на ином языке, стремиться догадаться, о чем он говорит;
— выбирать в потоке речи существенные для понимания моменты;
— реагировать на речь собеседника жестом, мимикой, поступком, показом изображения, предмета, действия и т.д.;
— подбирать простые формы ответов (частичное повторение реплики, употребление слов «да», «нет», «хорошо»);
— упрощать искомую фразу;
— усложнять предложения за счет добавления «лишних» слов (обращений, междометий, вводных слов, оценок и т.д.);
— задавать вопросы;
— давать оценки, возражать, спорить, распределять роли, планировать;
— характеризовать предмет, действие, событие;
— выражать просьбу, желание, потребность, необходимость чего-либо;
— привлекать внимание других к организации деятельности, приглашать к участию в чем-либо;
— сообщать о принадлежности, наличии предмета, владении им, количестве и качестве предметов, их нахождении, о движениях и действиях персонажей;
— уметь понимать используемые в российской повседневной жизни слова и выражения из другого языка.
Достижения ребенка в процессе усвоения иного языка связаны с методикой обучения, количеством времени, затраченного на преподавание, со стилем взрослого, ведущего обучение, и с индивидуальными качествами ребенка, изучающего этот язык. Уровень обученности дошкольников второму (иностранному) языку определяется реальным возрастом ребенка, временем начала обучения и объемом преподавания. Хорошие результаты обучения появляются тогда, когда согласуются усилия детского сада и родителей.
Показатели развития
К концу обучения ребенок сможет:
— ситуативно понять речь взрослого и других детей;
— выполнить распоряжения по ходу действия игры или другой деятельности;
— ответить на вопросы других участников общения, а также незнакомых взрослых, в том числе носителей языка;
— задать вопрос на ином языке;
— дать указание;
— высказать предположение;
— дать краткое описание предмета;
— произнести как отдельные осмысленные высказывания, так и цепочку высказываний, связанных между собой логически;
— рассказать стихотворения, рифмовки, считалки на втором (иностранном) языке, спеть песенки.
Таким образом, ребенок сможет осмысленно осуществлять речевые действия и пользоваться иным языком как реальным средством общения в доступном его пониманию объеме.