Сейчас пришла пора говорить и об экологии общения, потому что часто мы общаемся неумело, плохо, невразумительно, а порой и нанося друг другу почти смертельные раны.
Современный городской житель в течение года вступает в несколько миллионов контактов с различными людьми, и от того, насколько эти контакты удачны, насколько он обучен искусству общения, зависят его здоровье, счастье, карьера. Ведь известно, что даже при «лёгком» неудачном общении (столкновение в транспорте) человек может быть выведен из равновесия.
Не оскорблять человека, не унижать его достоинство, а напротив, выражать ему уважение, проявлять доброжелательство и помогает речевой этикет.
Задумывались ли вы, почему молодёжь (да и не только) так любит песни и стихи Булата Окуджавы? Замечательно его умение установить со слушателями двусторонний душевный контакт.
Один из суровых критиков Б. Окуджавы утверждал, что такие слова и выражения в стихах поэта, как «мой дорогой», «брат мой», «извините…», «пожалуйста», «прошу у вас прощения», «здравствуйте», «будьте добры», «до свидания», «скажи спасибо…» и другие – «совершенно лишние». Но именно с них, может быть, начинает создаваться в разговоре Б. Окуджавы со слушателем столь дефицитная и столь желанная в наше время атмосфера искреннего человеческого внимания и общения. Настойчиво и последовательно Б. Окуджава внушает своим слушателям простые, но вечные истины о любви, вере, дружбе, надежде, братстве, верности:
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться.
Высокопарных слов
Не стоит опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это всё любви
Счастливые моменты.
(Б. Окуджава. Пожелание друзьям)
Французский писатель Фредерик Бегбедер так ответил на вопрос: Какие ценности вы хотели бы передать своей дочери?
- Сам я вырос в эпоху аморальную, лишённую всяких ценностей. Поэтому мне трудно что-либо ей передать. Очень важно то, чему научили меня родители, - вежливость и воспитанность. Я хочу, чтобы Хлоя умела правильно пользоваться ножом и вилкой, говорила: «Здравствуйте, сударь! Как вы поживаете?», «Спасибо», «Пожалуйста». В этом я вижу основополагающие ценности человечества. Иначе – анархия, насилие, эгоизм. Тогда как куртуазность могла бы решить многие проблемы. И вместо того, чтобы убивать друг друга, люди бы говорили: «Ах, какой сегодня прекрасный день! Присаживайтесь, пожалуйста! Не хотите ли чашку чая?»
Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней.
Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой её исторического развития, национальными традициями и обычаями. Так, из Древнего Рима к нам пришёл обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почётные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и к женщинам: при появлении пожилого человека все встают, а женщина останавливает схватку мужчин – для этого ей достаточно бросить между дерущимися платок.
Речевой этикет – национально специфические правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях вежливого контакта с собеседником.
Основными функциями речевого этикета являются коммуникативная, контактоустанавливающая, призыва, привлечения внимания, функция вежливости и т. д. Этикет – это предписание, исходящее из того, что если человек хочет занимать определённое место в данном обществе, то он должен своим поведением оправдывать ожидания этого общества. Этикет помогает обойти острые углы, сгладить противоречия этикетными формулами или этикетным поведением.
Следовательно, речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг к другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию (как свою, так и чужую), служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.
Основными видами этикета являются: приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, просьба, утешение, комплимент, похвальное слово, вежливая оценка, приглашение, отказ, возражение… Речевой этикет распространяется на устное и письменное общение.
При этом для каждого вида речевого этикета характерно богатство синонимичных формул, выбор которых определяется сферой общения, особенностями коммуникативной ситуации и характером взаимоотношений общающихся. Например, в ситуации приветствия: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! (Очень) рад Вас приветствовать (видеть)! Разрешите Вас поприветствовать! Добро пожаловать! Моё почтение! Привет! Какая встреча! Ну и встреча! Кого я вижу!
Таким образом, приветствие помогает не только выполнить соответствующее этикетное речевое действие при встрече, но и задать некую рамку общения, сигнализировать об официальных отношениях «Разрешите Вас поприветствовать! Здравия желаю!» или неофициальных отношениях «Привет! Какая встреча! Ну и встреча! Кого я вижу!», задать некую тональность, например, шутливую, если молодой человек на приветствие ответит: «Моё почтение!» и т. д. Аналогичным образом распределяются по сфере их использования и остальные этикетные формулы.