Конспект урока по русскому языку № 6
Конспект урока по русскому языку № 6
Речевой этикет.
Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для всего на ней живущего. Широко развивается наука экология, изучающая вмешательства человека в природу. Но слово «экология» получает сейчас расширенное значение: охрана, защита какого-либо объекта в обстановке экологической напряжённости.
Сейчас пришла пора говорить и об экологии общения, потому что часто мы общаемся неумело, плохо, невразумительно, а порой и нанося друг другу почти смертельные раны.
Современный городской житель в течение года вступает в несколько миллионов контактов с различными людьми, и от того, насколько эти контакты удачны, насколько он обучен искусству общения, зависят его здоровье, счастье, карьера. Ведь известно, что даже при «лёгком» неудачном общении (столкновение в транспорте) человек может быть выведен из равновесия.
Не оскорблять человека, не унижать его достоинство, а напротив, выражать ему уважение, проявлять доброжелательство и помогает речевой этикет.
Задумывались ли вы, почему молодёжь (да и не только) так любит песни и стихи Булата Окуджавы? Замечательно его умение установить со слушателями двусторонний душевный контакт.
Один из суровых критиков Б. Окуджавы утверждал, что такие слова и выражения в стихах поэта, как «мой дорогой», «брат мой», «извините…», «пожалуйста», «прошу у вас прощения», «здравствуйте», «будьте добры», «до свидания», «скажи спасибо…» и другие – «совершенно лишние». Но именно с них, может быть, начинает создаваться в разговоре Б. Окуджавы со слушателем столь дефицитная и столь желанная в наше время атмосфера искреннего человеческого внимания и общения. Настойчиво и последовательно Б. Окуджава внушает своим слушателям простые, но вечные истины о любви, вере, дружбе, надежде, братстве, верности:
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться.
Высокопарных слов
Не стоит опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это всё любви
Счастливые моменты.
(Б. Окуджава. Пожелание друзьям)
Французский писатель Фредерик Бегбедер так ответил на вопрос: Какие ценности вы хотели бы передать своей дочери?
- Сам я вырос в эпоху аморальную, лишённую всяких ценностей. Поэтому мне трудно что-либо ей передать. Очень важно то, чему научили меня родители, - вежливость и воспитанность. Я хочу, чтобы Хлоя умела правильно пользоваться ножом и вилкой, говорила: «Здравствуйте, сударь! Как вы поживаете?», «Спасибо», «Пожалуйста». В этом я вижу основополагающие ценности человечества. Иначе – анархия, насилие, эгоизм. Тогда как куртуазность могла бы решить многие проблемы. И вместо того, чтобы убивать друг друга, люди бы говорили: «Ах, какой сегодня прекрасный день! Присаживайтесь, пожалуйста! Не хотите ли чашку чая?»
Современный этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней.
Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой её исторического развития, национальными традициями и обычаями. Так, из Древнего Рима к нам пришёл обычай гостеприимства и хлебосольства. Скандинавы ввели в этикет правило предоставлять самые почётные места за столом наиболее уважаемым гостям. Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и к женщинам: при появлении пожилого человека все встают, а женщина останавливает схватку мужчин – для этого ей достаточно бросить между дерущимися платок.
Речевой этикет – национально специфические правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях вежливого контакта с собеседником.
Основными функциями речевого этикета являются коммуникативная, контактоустанавливающая, призыва, привлечения внимания, функция вежливости и т. д. Этикет – это предписание, исходящее из того, что если человек хочет занимать определённое место в данном обществе, то он должен своим поведением оправдывать ожидания этого общества. Этикет помогает обойти острые углы, сгладить противоречия этикетными формулами или этикетным поведением.
Следовательно, речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг к другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию (как свою, так и чужую), служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.
Основными видами этикета являются: приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, просьба, утешение, комплимент, похвальное слово, вежливая оценка, приглашение, отказ, возражение… Речевой этикет распространяется на устное и письменное общение.
При этом для каждого вида речевого этикета характерно богатство синонимичных формул, выбор которых определяется сферой общения, особенностями коммуникативной ситуации и характером взаимоотношений общающихся. Например, в ситуации приветствия: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! (Очень) рад Вас приветствовать (видеть)! Разрешите Вас поприветствовать! Добро пожаловать! Моё почтение! Привет! Какая встреча! Ну и встреча! Кого я вижу!
Таким образом, приветствие помогает не только выполнить соответствующее этикетное речевое действие при встрече, но и задать некую рамку общения, сигнализировать об официальных отношениях «Разрешите Вас поприветствовать! Здравия желаю!» или неофициальных отношениях «Привет! Какая встреча! Ну и встреча! Кого я вижу!», задать некую тональность, например, шутливую, если молодой человек на приветствие ответит: «Моё почтение!» и т. д. Аналогичным образом распределяются по сфере их использования и остальные этикетные формулы.
Начало, как и конец, речи запоминается лучше всего. В ходе обмена приветствиями задаётся тональность общению, проявляется отношение к партнёрам по общению и к ситуации в целом, выбирается «код» общения и тем самым либо создаются условия для успешного взаимодействия, либо воздвигаются барьеры между собеседниками. Мелочей в этом нет и быть не может. Тем более, что именно в самом начале общения в течение первых секунд люди наиболее внимательно «изучают» и запоминают партнёров по общению.
Этикетные формулы позволяют выразить мысль, просьбу, намерение не только вежливо, но и с соблюдением нужной дистанции. Этикет – это спасательный круг в ситуациях общения с незнакомыми или малознакомыми – тогда, когда нужно найти общие темы, когда нужно снять напряжение и конфликт, когда нужно смягчить отрицательную информацию, когда нужно установить определённую дистанцию, когда нужно перейти к другой теме и т. д.
Система речевых жанров, сложившихся в той или иной сфере общения, в полной мере отражает систему социально-психологических норм и принципов поведения в рамках той или иной культуры. В каждом коллективе с относительно развитой культурой поведение людей организуется основным противопоставлением:
1) Обычное, каждодневное, бытовое, которое самими членами коллектива воспринимается как «естественное», единственно возможное, нормальное;
2) Все виды торжественного, ритуального, внепрактического поведения: государственного, культового, обрядового, воспринимаемые самими носителями данной культуры как имеющие самостоятельное значение.
Первому носители данной культуры учатся как родному языку – погружаясь в непосредственное употребление, не замечая, когда, где и от кого они приобрели навыки пользования этой системой. Второму типу поведения учатся как иностранному языку – по правилам и грамматикам, сначала усваивая нормы, а затем уже, на их основе, строя «тексты поведения».
Второй тип речевых жанров связан с особо значимыми мероприятиями, которые проходят по протоколу, где расписаны все возможные варианты речевого поведения каждого участника. Несоблюдение протокола свидетельствует либо о его незнании, либо о том, что нарушивший протокол имеет на это очень веские основания.
Именно с такими ситуациями общения связано возникновение речевого этикета. Необходимость выработки правил этикета осознали тогда, когда появились сложные и многообразные ритуалы. Слово этикет вошло в международный обиход в семнадцатом веке во времена правления французского короля Людовика XIV, когда на одном из приёмов гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия этих карточек etiquette произошло слово этикет, вошедшее во многие языки (от французского etiquette произошло и русское слово этикетка).
До этого в разных культурах существовали неписаные традиции или преимущественно общие правила поведения «в людях». Например, в русском «Домострое»: «В слове к людям приветлив будь, опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив… будь неспесив… в ответах вежлив…».
Быть вежливым и стремиться не обидеть, не задеть словом партнёра по общению – это то, чему учится человек через этикетные формулы. И в этом отношении речевой этикет обладает большими возможностями в плане воспитания культуры общения в целом, потому что нормы речевого этикета предписывают выбирать речевые средства в зависимости от особенностей ситуации общения. В то же время речевые формулы этикета подсказывают не только то, что и как нужно сказать, но и диктуют то или иное неконфликтное поведение в этих ситуациях общения. Тем самым этикетные формулы призваны определить не только облик речи, но и образ мыслей, норму во взаимоотношениях. Например, в ответ на помощь (словом, делом, вниманием и т. д.) человек должен поблагодарить, и эта благодарность должна быть искренней, вследствие чего человек, выполнив норму речевого этикета, сам эту благодарность почувствует и осознает.
Особую речевую форму, свидетельствующую о высокой культуре речи, представляют собой эвфемизмы, т.е. нейтральные в эмоциональном отношении слова или выражения, употребляемые вместо синонимичного слова или выражения, которое представляется говорящему неприличным, грубым или бестактным. Эвфемизмы – это средство избежать использования грубой просторечной лексики или слов, обозначающих предметы или явления, которые в приличном обществе лучше не называть своими словами. Например, само понятие «непарламентские выражения» уже представляет собой эвфемизм – замену более прямых слов (оскорбление, грубость, брань и т. д.). Оно характеризует ещё более высокие требования к чистоте политической публичной речи, чем в других сферах общения и ситуациях. В этом плане интересен опыт Англии, где в 1981 г. был издан словарь парламентских выражений, в котором слово «лжец» имело 125 эквивалентов. В то же время эвфемизмы свойственны речи воспитанных людей во всех сферах общения.
Вслед за этическими нормами, которые запрещают нанесение какого-либо ущерба (особенно морального) участникам общения или другим людям, этикет не допускает проявлений грубости, оскорбления, унижения человеческого достоинства и т. д. Этикет накладывает запрет и на то, что может поставить человека в неловкое положение, вызвать неудовольствие собеседников. В связи с этим не принято говорить на определённые темы, так как это может вызвать отрицательную реакцию кого-либо из участников разговора. Не принято обсуждать темы, которые могут быть неудобными для кого-то из присутствующих. Признаком дурного тона считается распространение слухов, сплетен, обсуждение чьего-то поведения и т. д. И наоборот, этикет предписывает обязательно сделать что-то приятное партнёрам по общению. В то же время даже бурное проявление положительных эмоций в общественном месте (громкий смех, оживлённые разговоры и т.д.) также непринято, поскольку это может кого-то нечаянно обидеть, помешать в чём-то и т. д.
В этом плане речевой этикет соотносится прежде всего с вежливостью. Вежливость – это многоаспектное явление, в котором в разных ситуациях проявляется уважение к партнёрам по общению. В то же время вежливость – явление неоднозначное. Существует позитивная вежливость, которая создаёт или укрепляет партнёрские взаимоотношения между общающимися, и негативная вежливость, которая подчёркивает автономность адресата и адресанта, служит средством их дистанцирования друг от друга.
К позитивной вежливости можно отнести изысканную вежливость и почтительность, учтивость, которые проявляются не только в речи и выражают не только воспитанность коммуниканта, но и его глубокое уважение к партнёру. К положительной вежливости можно также отнести учтивость и корректность, которые характеризуются большей дистанцией между коммуникантами и используются при официальных и полуофициальных отношениях.
В то же время подчёркнутая вежливость, сменившая вежливость обычную, увеличивает дистанцию между общающимися, а увеличение дистанции, в свою очередь, сигнализирует о неблагополучии в общении. Обида, нанесённая такой вежливостью, например, близкому человеку, может быть очень сильной, поэтому вежливость, как и любое сильное средство, нужно дозировать с учётом всех составляющих коммуникации. Нежелательна также и манерность, церемонность, слащавость в общении, когда вежливость соотносится со своей противоположностью – неуважением к собеседнику, и выступает в роли барьера в общении. Однако при неблагополучном течении общения вежливость помогает защититься или нейтрализовать агрессивное речевое поведение и выполняет при этом позитивную функцию.
В коммуникативном плане этикет помогает строить общение, он предписывает знание и учёт тех речевых ролей, тех взаимоотношений, которые существуют или должны существовать между данными участниками общения. Плюс к этому, этикетные формы учитывают, кто является инициатором общения и кто отвечает, кто какую форму речи, её тональность может себе позволить, а кто – нет.
Таким образом, речевой этикет служит более конкретным воплощением этических и коммуникативных норм. Уровень мастерства коммуниканта в этом отношении определяется прежде всего знанием этикетных формул и их значения и умением использовать эти средства уместно и адекватно.
Конспект урока по русскому языку № 6
Речевой этикет.
Мы живём в знаменательное время, когда особенно остро человек осознаёт своё место в мире, осознаёт землю как единый дом для всего на ней живущего. Широко развивается наука экология, изучающая вмешательства человека в природу. Но слово «экология» получает сейчас расширенное значение: охрана, защита какого-либо объекта в обстановке экологической напряжённости.