Подходы к пониманию отцовства
Как уже отмечалось выше, материнство женщины определено биологически, хотя ожидания от поведения матери во многом связаны с традициями, историческими условиями. Если неправомерна биологизация материнства, то тем более историческим является институт отцовства [12].
Э. Фромм в своей работе «Искусство любви» рассуждает о двух типах родительской любви: материнской и отцовской, высказывая идею о том, что материнская любовь безусловна и ее не надо заслуживать, так как мать выносила и родила ребенка, реализовав, таким образом, свою потребность, тогда как отцовская любовь обусловлена, ее надо заслужить, а для этого соответствовать требованиям, традициям, нормам. Хотя впоследствии автор отмечает, что данные типы скорее идеальны, чем реальны.
Эти рассуждения подводят к вопросу: каковы соотношения биологических и социокультурных детерминант материнской и отцовской ролей?
Наблюдения за поведением родителей по отношению к новорожденным, к ребенку, находящемуся в затруднительном положении (плачущему от ушиба или растерявшемуся от неожиданности) показывают, что психофизиологические реакции, сопровождающие эмоции, одинаковы у мужчин и женщин. Наблюдения за поведением взрослых в аналогичных ситуациях говорят о неоднозначности результатов. «Они зависят в первую очередь от присутствия других людей. Чем больше посторонних наблюдают за опытом, тем более активно ведет себя женщина, тогда как мужчину, наоборот, присутствие других людей сдерживает. Но если испытуемый находится с ребенком один на один, различия между поведением мужчин и женщин исчезают. Кроме того, поведение взрослых зависит и от характера переживаний ребенка: чем они «ближе к жизни» (реальный ребенок упал и ушибся), тем меньше разница между тем, как ведут себя мужчина и женщина. Чем более абстрактно представлены детские чувства (например, рисунок плачущего ребенка), тем сдержаннее мужчины» [13, с. 8-9]. Судя по этим экспериментам, эмоции мужчин и женщин в ситуации сопереживания ребенку, по-видимому, мало различаются. Однако общественное мнение по-разному относится к проявлению этих эмоций. Считается, что мужчине неудобно выходить из себя из-за детского плача или испуга, тогда как для женщины подобные переживания служат признаком хорошего развития естественных материнских чувств.
Некоторые авторы приводят также результаты исследований, в которых показано, что поведенческие проявления в отношении детей у мужчин и женщин различны. Например, при взаимодействии с грудными детьми мать, даже играя с ребенком, старается прежде всего его успокоить, унять его; материнская игра — своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Напротив, отец и вообще мужчины предпочитают силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка [12].
Говоря об участии мужчин в воспитании в современных российских условиях, можно обратиться к ряду социологических исследований. Вот сравнительные результаты исследований о временных затратах мужчин и женщин на домашний труд, проведенных в разные годы. Женщины в два-три раза больше времени затрачивают на ведение хозяйства и уход за детьми, чем мужчины. Как уже отмечалось выше, материнство — одна из главных ипостасей женщины в нашей стране.
Причиной достаточно слабого участия мужчин в воспитании может быть особенность положения мужчины в семье, а именно — снижение авторитета и лидерских позиций в семейных отношениях [10; 12].
Можно выделить несколько причин такой ситуации.
• В современной семье традиционные функции отца (кормилец, персонификация власти и высший дисциплинатор, пример для подражания) заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, пространственная разобщенность труда и быта [12].
• Молодые супруги, как правило, пользуются материальной помощью родителей, что не способствует утверждению авторитета мужа в глазах жены.
• В последние десятилетия родители чаще живут с дочерью. В такой ситуации в молодой семье жена имеет некоторые преимущества в сравнении с мужем, которого в прошлом в подобных ситуациях называли «примаком», то есть пришедшим в дом.
• В исследовании, где принимали участие 120 супружеских пар с детьми-первоклассниками, было обнаружено, что у поколения 30-летних мужчин «локус контроля» в большинстве исследованных сфер является внешним. Это говорит о том, что они объясняют и оправдывают многие происходящие с ними события внешними обстоятельствами, а не собственными устремлениями, качествами, способностями [10].
Видимо, в этой ситуации правомерно будет говорить даже не об игнорировании отцами воспитательных функций, а скорее о том, что «ослабление и даже полная утрата мужской власти в семье отражается в стереотипном образе отцовской некомпетентности» [12, с. 234]. В этом отношении можно говорить, что в данный момент не сложились новые нормы, представления в обществе относительно роли отца и матери в воспитании, что, очевидно, связано с изменением общества в целом. Трудно говорить о «современном» стереотипе отцовства, о нормативном образе отца; также неоднозначно отношение к материнской роли женщины.