Подходы к пониманию института

Институт — принятые в обществе правила взаимодействия индивидов, сложившиеся в процессе развития культуры и определяющие привычный способ организации той или иной сферы общественной жизни.

К примерам институтов можно отнести:

1. Поступки людей или стереотипы поведения, которые можно квалифицировать как привычки. Следование привычке не контролируется другими людьми, а отступление от них не вызывает чувства вины или беспокойства. Это отличает их от норм и правил.

2. Правила (включая привычки, обычаи, нормы). Они определяют взаимоотношения между людьми, устанавливая, чт каждый из них может или не может, должен или не должен делать, а также опосредуют отношения человека к самому себе.

3. Народные взгляды (или предрассудки). Они оправдывают действия или объясняют, как действия выполняются, почему осуществляются и как связаны между собой. Они важны для осмысленного участия в общественной жизни.

Характеристика института обязательно дополняется понятием санкций, которые применяются к нарушителям правил, что предполагает наличие механизма контроля. Поэтому в качестве операционального в новой институциональной экономике принято следующее определение: «институты – совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты. Под механизмом контроля подразумевается набор средств, с помощью которых можно идентифицировать соблюдение и/или нарушение правила, а также применение стимулирующих или дестимулирующих санкций».

Отдельный институт устанавливает способ организации некото­рой ограниченной сферы общественной жизни, а все имеющиеся ин­ституты совместно характеризуют способ организации общественной жизни в целом. Институты, определяющие способ организации хо­зяйственной жизни, называют экономическими.

Приведенное выше определение института включает в себя не­сколько частных определений, каждое из которых является непол­ным, т.е. отражает лишь какой-либо один аспект рассматриваемого явления. Каждое такое определение формулируется в рамках частно­го подхода к определению института. Рассмотрим эти подходы.

Нормативный подход. Институт рассматривается как навязанное извне правило, регламентирующее поведение человека. В данном случае институт выступает в качестве некоторого внешнего ограничи­теля свободы выбора человека. Формы регламентации обычно разли­чают по степени жесткости и по степени формализованности. Жест­кость регламентирующего правила характеризуется значимостью для индивида внешних негативных последствий, наступающих в резуль­тате нарушения данного правила. Формализованность регулирующе­го правила характеризуется степенью участия властных структур об­щества в процессе регулирования поведения индивида и его наказания.

Этический подход. Институт рассматривается как этическая (моральная, нравственная, ценностная) позиция человека, которая влияет на его выбор одной альтернативы поведения из множества до­ступных альтернатив. Этическая позиция позволяет человеку распо­ложить имеющиеся в его распоряжении альтернативы поведения по степени предпочтительности и выбрать наиболее приемлемую из них, т.е. «самую лучшую». При этом предполагается, что помимо этичес­ких воззрений человека никакие другие факторы не влияют на его вы­бор. Этическая позиция человека является, по сути, его внутренним ограничителем при выборе вариантов поведения. Если по какой-либо при­чине человек вынужден совершить поступок, противоречащий его этической позиции, то он испытывает негативные последствия этого шага в форме психологического дискомфорта, обусловленного его со­вестью.

Между внешними нормами и этической позицией человека суще­ствует тесная связь. В процессе исторического развития многие внеш­ние нормы доказывают свою общественную полезность, постепенно принимаются людьми в качестве этических воззрений и выполняют­ся добровольно. Этот процесс называется институционализацией внешней нормы. Наоборот, усвоенные людьми этические нормы в хо­де развития культуры нередко обретают форму внешних норм.

Информационный подход. Институт рассматривается как специфи­ческое знание, которое выработано многими поколениями людей, ус­воено ныне живущим поколением и содержит рекомендуемые нормы поведения. Во все времена люди анализировали различные образцы поведения, сравнивали их между собой и выбирали наиболее предпо­чтительные с их точки зрения. Такого рода анализ, проведенный ка­ким-либо конкретным человеком, представляет собой личностный информационный продукт его высшей нервной деятельности. В ходе общест­венной истории происходили накопление, систематизация и обобще­ние таких информационных продуктов, в результате чего создавалось знание — информационный продукт многих людей, обладающий вы­сокой общественной значимостью и постоянно воспроизводимый культурными механизмами общества. Институт, рассматриваемый как знание, обычно содержит также некое обоснование целесообразности предлагаемых образцов поведения, имеющее различный характер: от слепой веры и заблуждения до научно доказанного факта.

В рамках рассматриваемого информационного подхода к опреде­лению института центральную роль играет понятие культуры — обще­ственного механизма обмена, хранения, воспроизводства и отбора информационных продуктов. Между индивидом и культурной средой общества происходит взаимо­обмен информацией, приводящий в конечном итоге к их взаимовли­янию и взаимоизменению.

Эволюционный подход к определению института является развити­ем информационного подхода. Каждый дейст­вующий институт рассматривается как продукт исторического про­цесса естественного отбора институтов, т.е. процесса их эволюции. Подразумевает, что институт подобен гену животного организма: он характеризуется большим объемом наследственной информации, ко­торая может изменяться и передаваться в форме новых институтов в ходе взаимодействия с другими институтами, носящего характер борьбы за выживание.

В настоящее время эволюционный подход используется в основном для анализа поведения хозяйственных субъектов. Здесь используется термин «рутина» — совокупность «внутренних» институтов хо­зяйственного субъекта, определяющих его технологию. Концепция изменения технологических рутин представляет собой очевидный аналог мутации в биологической эволюционной теории.

Игровой подход. Институты рассматриваются как правила некой игры, которую индивид ведет с другими индивидами. Игровой подход основан на нескольких упрощающих предположениях. Во-пер­вых, поведение каждого индивида нацелено на максимизацию опре­деленного количественного показателя. Во-вторых, в каждый пери­од времени поведение индивида выражается в выборе им одного варианта поведения из заданного множества возможных вариантов, которое он не может изменять. Выбранный вариант поведения на­зывают ходом игрока. В-третьих, индивиду известны все возможные ходы индивидов, ведущих с ним игру. В-четвертых, индивид осуще­ствляет выбор хода в условиях неопределенности, т.е. ему неизвест­ны заранее ходы его соперников. В-пятых, обычно рассматривают игру с двумя игроками. Данные предположения не являются реали­стичными, но тем не менее они позволяют проводить теоретический анализ некоторых аспектов функционирования институтов с ис­пользованием математической теории игр, широко применяемой в современной экономической науке. Достаточно сказать, что за ра­боты в области применения теории игр к анализу экономических яв­лений Нобелевская премия по экономике в 1994 г. была присуждена Д. Нэшу, Д. Харшаньи и Р. Зелтену.

Трансакционный подход. Согласно этому подходу сфера действия правил общественного поведения ограничивается дороговизной ха­рактеристик или атрибутов, позволяющих судить о том, были ли со­блюдены соответствующие правила или имело место их нарушение. Надзор за соблюдением правил государство (принципал) возлагает на агентов (полицейских, судей и т.д.), труд которых требует оплаты. Издержки такого рода, связанные с обеспечением функционирования институтов, называют трансакционными. Такое название эти издерж­ки получили в связи с тем, что в рамках данного подхода рассматри­ваются преимущественно рыночные институты, при этом в качестве важнейшей формы социального взаимодействия выступает рыночная трансакция, т.е. сделка (от англ. transaction — сделка).

Однако механизм обеспечения соблюдения правил обычно бывает несо­вершенным. Если люди верят в незыблемость пра­вил, они будут воздерживаться от попыток обмануть, украсть и т.д., и трансакционные издержки будут относительно невелики. Если, на­оборот, люди не верят в незыблемость правил, считают их несправед­ливыми или просто следуют исключительно корыстному интересу, трансакционные издержки будут относительно велики.

Впервые трансакционный подход к исследованию институтов применил Р. Коуз (род. 1910). В 1991 г. он получил Нобелевскую пре­мию по экономике за работы по проблемам трансакционных издер­жек и прав собственности.

Контрактный подход. Институт рассматривается как многосторон­нее соглашение (контракт) между членами общества. Это соглашение может быть как обязывающим, так и не обязывающим. Оно может быть как формализованным, так и неформализованным. При данном подходе поведение человека определяется главным образом его обя­зательствами перед обществом, которые заложены в системе действу­ющих многосторонних контрактов. «Контрактный человек» — это че­ловек, стремящийся исполнить возложенные на него обязательства как общественного, так и частного характера.

Создателем контрактного подхода к исследованию общественных явлений считается французский писатель и философ Ж.Ж. Руссо (1712—1778). В своем трактате «Об общественном договоре, или Прин­ципы политического права» (1762) он выдвинул доктрину обществен­ного договора, объясняющую возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от не обеспечен­ного защитой естественного состояния к гражданскому состоянию.

Социологический подход основан на убеждении, что социология есть наука, изучающая наиболее общие свойства явлений взаимодей­ствия людей, отдельные стороны которых исследуются специальны­ми общественными науками, в том числе экономикой. В этом смысле экономическая наука является частным разделом социологии.

Постулируя главенство социологии над экономикой, сторонники социологического подхода рассматривают проблему экономических институтов с общесоциологических позиций. При этом в качестве центральной категории выступает социальное взаимодействие. Ут­верждается, что вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Из совокупности взаимо­действующих индивидов можно составить любую социальную группу, любое «общество», начиная с «трамвайной» публики и кончая такими коллективами, как государство. Таким образом, взаимодействие ин­дивидов выступает как родовое понятие социальных явлений; оно мо­жет служить моделью последних. В силу этого введение специального термина «институт» лишено существенного смысла. Институт есть лишь форма социальных взаимодействий.

Одним из основоположников социального подхода к исследова­нию экономических институтов является П. Сорокин (1889—1968) — русский и американский социолог.

Организационный подход рассматривает институт как организацию, т.е. как форму внутренней упорядоченности, согласованности взаи­модействия отдельных частей социальной среды. Термин «организа­ция» обозначает широкий спектр объектов исследования — начиная от простых правил индивидуального поведения и заканчивая систе­мами правил в виде коллективных институтов' предприятие, полити­ческая партия, государство.

В современной экономической науке организационный подход раз­вивается главным образом в рамках экономики согласований, созданной французскими институционалистами во главе с Л. Тевено. В основе этой теории лежит идея о множественности способов форм координа­ции хозяйственной деятельности. Между различными «мирами» воз­никает напряжение, несоответствие, а предприятие служит механиз­мом достижения компромисса между ними. Оно вступает в отношения, которые отнюдь не обязательно носят рыночный характер, а скорее обусловлены доверием, технологическими требованиями, иерархией и т.д. В целом признание особой активной роли организаций идет враз­рез с доминирующей неоклассической традицией. Экономику согласо­ваний нередко относят к экономике организации, различия между которыми весьма расплывчаты в силу того, что сами понятия «органи­зация» и «институт», согласно англо-американской традиции, часто употребляются как синонимы. Поэтому экономику согласований обо­значают как «теория институтов — французская версия».

3) Сущность и типы институтов.

Чтобы лучше понять сущность института, его влияние на поведение, представим себе институт метафорически как некий лабиринт. Войдя в него, можно разны­ми путями добраться до выхода. Если мы попадем в коридор, который кончается тупиком, нам, что­бы выйти из лабиринта, придется перелезать через стену, что связано с большими трудозатратами и риском свернуть себе шею, и мы лучше вер­немся обратно и пойдем другим путем. В этом смысл института. По отношению к человече­ской воле институт есть нечто внешнее, навязанное законом ли, обычаем ли. Но в любом слу­чае человек понимает, что каких-то вещей делать нельзя или что их надо делать определенным образом.

Как ведет себя человек в лабиринте? Когда он зайдет туда впервые, он будет очень долго бродить, прежде чем найдет выход, причем оптимального пути от входа до выхода он с первого раза так и не определит. Вторично попав в лабиринт, он учтет прежние ошибки, будет помнить, где он наткнулся в прошлый раз на стену и куда идти не надо, а где пройти можно. Налицо про­цесс обучения, который возможен и на основе собственного опыта, и на основе информации, полученной со стороны. При сотом (как и при пятисотом) прохождении лабиринта человек уже может даже по сторонам не смотреть. Он станет действовать рутинно, без рационального осмысления того, как и зачем он поворачивает туда или сюда.

Лабиринт от долгого употребления слегка обвалится и будет нуждаться в реставрации. Тогда люди начнут спорить, в каком виде его следует восстановить — в том же самом или в не­сколько ином? Одни примутся кричать: «Ребята, мы всю жизнь так ходили! Отцы и деды наши так ходили! Давайте восстановим стену там, где она стояла». Другие предложат не строить в этом месте стены, чтобы можно было пройти напрямик, выиграв время. В обществе вспыхнет конфликт, который разрешится, в конце концов, созданием и закреплением нового пути через лабиринт. Такова схематично судьба института.

С точки зрения происхождения социально-экономические институты можно разделить на два класса – естественный и искусственный. Институт является естественным, если его возникновению и формированию не предшествовал во времени тот или иной план – идеальная нормативная модель, существующая в сознании субъекта или зафиксированная в знаковой форме. К искусственным относят институты, сформированные человеческими действиями, осуществляемыми в соответствии с идеальной нормативной моделью. Иначе говоря, искусственное предполагает предвосхищение действий, а не реакцию на них постфактум. Анализ исторического материала показывает, что базовые экономические институты, такие, как обмен, собственность и т.п., не являются результатом осуществления какой-либо развернутой и продуманной программы. Напротив, будучи совокупностью массовых действий, эти явления лишь тысячелетия спустя после своего возникновения стали объектом научного анализа и были осознаны как институты. Вместе с тем такой массовый тип экономических институтов, как организации, включил в себя искусственные элементы с начала своего возникновения: естественное разделение труда вызвало необходимость организации взаимодействия производителей, выделения учета и контроля и т.д. Еще один массовый тип института – контракт. Первые контракты как устные договоренности о планируемых обменах можно отнести к естественным институтам, а разработка юридически верных контрактов в современных условиях может рассматриваться как искусственный институт. Это важно для институционального проектирования, целью которого является формирование институтов, эффективно решающих определенные проблемы.

По уровню формальности институты делятся на формальные и неформальные. Они опираются на формальные и неформальные правила. Формальные институты обязательны для исполнения всеми или определенными гражданами, за их невыполнение власть (государство, руководитель и т.п.) применяет соответствующие санкции. За невыполнение неформальных институтов также могут последовать санкции в виде изменения отношения со стороны других людей, остракизма и др. В структуре формальных институтов имеются политические и экономические институты, институты контрактации и др. Для выполнения функций формальных институтов создаются специальные организации.

По типу возникновения институты разграничиваются на пер­вичные и вторичные, в частности пер­вичные и вторичные контракты. Это связано с тем, что действие механизма, обеспечивающего соблюдение правил, предпо­лагает набор действий, регламентируемых другим набором правил.

Выделяются внутренние и внешние институты. Осно­вание для этого разграничения состоит в необхо­димости проведения различий между институтом и организацией при определении одного и того же объекта. Например, характеристики организации в терминах структуры оказываются внутренними институтами, тогда как правила, в рамках кото­рых или по поводу которых осуществляется взаимодействие с другими организациями, могут быть определены как внешние ин­ституты.

По сферам функционирования выделяются институты рынка, фирмы, домашних хозяйств, государства, экономики, политики, идеологии, этики и т.д.

По распространенности можно выделить: 1) всеобщие институты (например, закон о собственности); 2) групповые институты (например, закон о товарных биржах, правила, распространенные в студенческой среде, и т.д.); 3) единичные институты (например, специфический контракт на покупку особо сложного изделия).

По степени определенности участников институты можно разделить, во-первых, на ориентированные на конкретных, определенных участников; во-вторых, ориентированные на неопределенных участников – всех, кто может выполнять действия, организуемые данным институтом. Пересечение этих классификаций дает четыре типа экономических институтов: 1) формальная структура для неопределенных участников; 2) формальная структура для определенных участников; 3) неформальная структура для неопределенных участников; 4) неформальная структура для определенных участников

К первому типу относятся конституции, законы и подзаконные акты, обычное право, постановления, типовые положения и общие контракты, ко второму – организации, создаваемые для известных будущих ее членов, единичные контракты под конкретную сделку и др. Третий тип охватывает нормы, обычаи, кодексы, привычки, существующие или «внедряемые» в тех или иных совокупностях экономических агентов. В четвертом рассматриваются неформальные организации, например клубы, а также нормы и заведенные порядки для определенных групп лиц. С учетом основных типов институтов может быть выполнен сравнительный анализ возникающих проблем.

Типы экономических институтов

Наши рекомендации