Подходы к пониманию сознания.

Классика: бинарная оппозиция человеческого сознания и мира вокруг человека («сознания первично» - объективный субъективный реализм, «сознание производно» - все материалистические концепции, включая марксизм).

Посткласика: уходит от бинарной оппозиции, от противопоставления сознания материальному миру.

Субстанциональный подход.

Объективный идеализм: сознание рассматривается как самостоятельная реальность, ни от чего не зависящая реальность, более того порождающая все то, что окружает человека. Это представление впервые отчетливо прописывается в концепции Эйдесов.

Субъективный идеализм: основа всего существующего – психические состояния отдельного человека. Представитель этого подхода Беркли.Плюсы: в рамках этого подхода можно исследовать структуру сознания.

Минусы: в таком подходе невозможен априори вопрос о генезисе человеческого сознания (она первична).

Функциональный подход. Сознания это результат функционирования мозга, это функциональное свойства высоко организованной материи. Плюсы: есть связь с материальным носителем, что открывает возможность воздействия на человеческое сознание. Минусы: не рассматривается механизм того, как сознание влияет на мир (этот механизм и не может быть зафиксирован).

2 формы: метафизический материализм (сознание присуще всех природе, только в разной степени), в частности вульгарный материализм (Вульф) – сознание – это материя, материя может создать только материю, человек есть то, что он ест; диалектический материализм (носитель сознания – мозг, оно идеально по природе).

Экзистенциально-феноменологический подход. Основатель назван­ной традиции Э. Гуссерль выделил две, по его мнению, неправомерные тен­денции в понимании сознания, характерные для классической философии: «предметность существует в сознании и через сознание», «естественная установка», означающая безусловную веру в сущест­вование предметов внешнего мира вне и независимо от сознания человека.

Психоанализ. психоаналитическая традиция ставит его в подчиненное положение по отношению к другому компоненту психики — бессознательному.

В рамках неклассического психоанализа (А. Адлер, К- Юнг, Э. Фромм и др.)постепенно оттачивалась

культурно-историческая исследовательская традиция сознания. Со­гласно ей, человек — общественное существо как по происхождению, так и по своей природе.

Социокультурный подход исследования сознания наделяет его такими характеристиками, как идеальность, предметность, интенциональность, про­ективность. Важное место в социокультурной традиции занимает изучение связи созна­ния с языком..

Структура сознания. первый подход к структуры сознания относится к классической психологии ( 19 века). В это время сознание человека изучалось по поведению, по поступкам и по речи. Тогда основанием для структурирования в данном случае выступает роль, который играет каждый структурный элемент в поведении и деятельность человека.

1. Интеллект. Под интеллектом чаще всего понимаются знания.

2. Эмоции. Человек переживает свое присутствие в мире. Мир эмоций роднит нас с животными.

3. Воля. Способность строить планы деятельности и реализовывать их.

4. Внимание. Внимание — это привязка актов психологической активности к определенным ситуациям.

5. Память. Природа ее нам не понятна, но без памяти нет человеческой личности.

Психоанализ. Этот подход основан на степени осознания информации. И отправная точка здесь человек.

1. Подсознания. 60% информации о мире мы получаем из этой сферы.

2. Надсознания (интуиция – это переход информации, минуя разум)

3. Сверхсознание (это самосознание человека, способность к рефлексии).

Функции сознания.

1. Познавательная (Познание, т.е. верное, адекватное отражение действительности, является первой, важнейшей функцией сознания. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. )

2. Целепологание (построение человеком модели желаемого будущего и определении возможных путей его достижения)

3. Оценочная (Оценка получаемой информации, возможная благодаря единству познания, осознания и самосознания, является второй функцией сознания. )

4. Интегративная, аккумулятивная (Накопление знаний, полученных из непосредственного, личного опыта индивида, а также добытыми его современниками или предшествующими поколениями людей, является следующей функцией сознания..)

5. Креативная (Высшие возможности сознания проявляются в его способности мысленного конструирования направлений и форм деятельности человека, в предвосхищении того, что произойдет в силу действия объективных законов, в создании принципиально нового.)

12. ПОНЯТИЕ ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА, ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

Под гносеологией понимается раздел философии, в рамках которого осуществляется исследование проблемы познания.Можно выделить основные проблемы гносеологии:проблема познаваемости мира;проблема соотношения субъекта и объекта познания;проблема взаимоотношения чувственного и рационального в процессе познания; проблема истины и ее критериев.

Таким образом, познание – это социально-исторический процесс организованной духовной деятельности человека, направленной на отображение и осмысление объективной реальности в форме знаний.

Наши рекомендации