Оценочно-аналитическая информация в учебно-воспитательном процессе. Методы ее получения
И обработки
В структуре технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» наиболее актуален и тем не менее слабо разработан оценочно-аналитический компонент. Если цель, содержание, организация и методы оценки результатов учебной деятельности школьников известны, то анализ информации, содержащейся в отметках, несколько отстает. По этой причине информация, которая передается посредством отметки промежуточной (периодовой) и итоговой оценки, малоинформативна. Годовая отметка успеваемости учащегося по предмету, выраженная в пятибалльной системе, будучи выведена из показателей промежуточной (периодовой) оценки успеваемости путем сложения и деления, страдает существенными недостатками. Так, увидев в журнале четвертную или годовую отметку 3, трудно установить, какие именно параметры по физической культуре усвоены учеником посредственно. Или какова причина, которая обусловила данную отметку? Какое количество уроков физической культуры необходимо для усвоения учебного материала?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно определить уровень фактической обученности школьников. Термин фактическая обучен-ность возник как альтернатива формализованному учету результатов учебной деятельности школьников в официальных документах (классный журнал, дневник учащегося, табель учета успеваемости и др.) по традиционной пятибалльной системе. При трансформации текущих оценок в отметки за усвоение разделов учебной программы, а также в периодовые (четвертные, триместровые, семестровые) и годовые показатели успеваемости школьников их информативность снижается. Данное обстоятельство вынуждает учителя искать иные подходы к оценочно-аналитической работе. Поэтому и возникает потребность определить уровень фактической обученности школьников на разных этапах учебно-воспитательного процесса и изучить их реальные учебные возможности. Когда полученный материал будет обработан методами мате-
матической статистики, учитель получит новую информацию, отражающую причинно-следственные связи между результатами дидактического взаимодействия и другими факторами, которые обусловили конкретные оценочные суждения.
Для получения оценочно-аналитической информации учитель выделяет конкретный учебный материал, который в последующем будет предметом оценки: знания, двигательные навыки и умения, инструктивные навыки и умения, нормы и требования. В дальнейшем он разрабатывает эталон, который составит основу оценочных суждений. Если предметом оценки служат знания, то определяются количество единиц устной информации, которую должны воспроизвести учащиеся, и последовательность ее представления. Если предмет оценки — практические действия, то устанавливается количество операций, которое образует их структуру; описываются признаки, последовательность выполнения; выделяются возможные ошибки с их внутренней дифференциацией в зависимости от воздействия на результат выполнения. Здесь же устанавливается оценочная «стоимость» действий, выходящих в структуру оцениваемого физического упражнения или их комплекса.
К примеру, в IV классе оценивается прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Устанавливается последовательность движений, которые входят в его состав: разбег, отталкивание, движения фазы полета, приземление. Выделяются возможные ошибки: существенные (отсутствие ускорения в разбеге; недостаточное выпрямление толчковой ноги, выпадение выноса маховой ноги в момент отталкивания, приземление на толчковую ногу, приземление на прямые ноги, наклон туловища вперед или назад в момент отталкивания) и мелкие недочеты (непараллельное расположение ступеней, направление не совпадает с направлением бега).
Ошибки могут быть дифференцированы и на три группы: существенные («стоимостью» 5, 4, 3, 2 балла), грубые (от 0,5 до 1,0) и незначительные (0,1 — 0,2). Например, в I классе оценивается перекат назад из упора присев. Возможные ошибки: существенные (падение на спину — минус 5 баллов, выполнение переката без группировки — минус 2 балла), грубые (откинутая назад голова — 1 балл, неплотная группировка — 1 балл, широко разведенные ноги — 0,5 балла) и незначительные (чуть прогнутая спина — 0,2 балла, некоторое нарушение плотности группировки, невытянутые носки — 0,1, чуть разведенные ноги — 0,1 балла).
Аналогично оцениваются элементы техники спортивных игр, лыжной подготовки, единоборств, плавания и др.
Для получения оценочно-аналитической информации используются методы контроля — способы, с помощью которых опреде-
ляется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя.
Основные методы контроля системы знаний: устный опрос, письменные контрольные испытания, метод педагогического наблюдения, метод экспертных судей, контрольные испытания физической подготовленности.
При устном опросе учитель задает краткие, конкретно сформулированные вопросы, на которые учащиеся должны дать адекватные ответы. Устный опрос проводится и в вводной, и в основной, и в заключительной частях урока физической культуры. Как правило, такой опрос носит индивидуальный характер.
Методы письменного контроля отличаются большей экономичностью времени и индивидуальностью. Из разновидностей методов письменного контроля по физической культуре применимы домашние задания в виде письменных ответов на вопросы, составление комплексов физических упражнений для утренней гимнастики, физкультурных пауз во время самоподготовки. Учащиеся перегружены письменными заданиями по другим дисциплинам, поэтому их желательно предлагать в форме анкеты с альтернативными ответами типа «да» или «нет».
Метод контрольных испытаний — один из основных методов контроля за физической подготовленностью учащихся. Осуществляется по упрощенным правилам спортивных соревнований по легкой атлетике, лыжной подготовке, плаванию. Тестовая методика относительно проста и требует незначительных затрат учебного времени. (Методика тестирования освещена на страницах журнала «Физическая культура в школе».) Существуют также методические материалы, которые окажут помощь учителю физической культуры.
Метод педагогического наблюдения, рассмотренный ранее, реализуется как самим учителем, так и группой лиц, им подготовленных. Сущность метода — определить успеваемость по пятибалльной системе на основе описанной системы критериев оценки по предмету «Физическая культура».
Метод экспертных судей связан с реализацией учителем элементов исследовательской деятельности. Применяется для установления уровня фактической обученности школьников по дисциплине. Метод востребован в практике работы учителя. Именно для метода экспертных судей необходимо описанное разложение двигательных действий на элементы с последующим установлением (обоснованием) «стоимости» каждого элемента и возможных неточностей, ошибок.
По завершении данной процедуры разрабатывается форма 5 протокола изучения техники выполнения оцениваемых двигательных действий, которые могут иметь различную форму в зависимости от целей и задач изучения.
Количество ошибок, допущенных каждым учащимся, фиксируется в протоколе точкой или иным условным обозначением, если существенные ошибки равноценны. Такими по значимости, „ т.е. одинаковой «стоимости» в баллах, должны быть ошибки и грубые, и незначительные. В противном случае (если «стоимость» ошибок неодинаковая) для каждой из трех групп ошибок устанавливается свое условное обозначение.
В зависимости от цели оценочно-аналитической работы в качестве экспертного судьи выступает учитель или специально подготовленная группа не менее чем из трех человек. В обоих случаях требуется целенаправленная подготовка к оценке техники выполнения двигательных действий, изучению состава, структуры, контролируемого физического упражнения, возможных ошибок, определению признаков их проявления и формированию умения фиксировать в протоколе. Такая работа под силу лишь специалистам физической культуры.
Каждый экспертный судья заполняет свой протокол. По завершении работы показатели каждого судьи обсуждаются коллегиально, чтобы объективизировать субъективные оценочные суждения.
Простейший способ — сложение баллов, выведенных каждым, с последующим делением полученной суммы на количество судей. Таким образом, получается усредненная оценка результатов учебной деятельности школьников.
В связи с обсуждением данной проблемы возникает вопрос о методах контроля за результатами учебной деятельности школьников на уроках физической культуры.
Составление протокола наблюдения начинается с описания элементов техники и возможных ошибок. Последовательность расположения в протоколе элементов техники двигательного действия и возможных ошибок при их выполнении диктуется возможностями контролируемого наблюдать в однократно исполненном действии не более чем за двумя элементами, причем выполняемыми с достаточным разрывом во времени (форма 6), которая пригодна при использовании метода экспертных судей.
Контроль по данной методике требует от учителя определенных навыков.
Для большей объективности в протокол вводится шкала оценки. Каждая ошибка получает соответствующее количество штрафных баллов, сумма которых при окончательном результате вычитается из 5 баллов.
С помощью тестовой методики контролируются и количественные показатели результатов учебной деятельности. Их использование требует качественной характеристики каждого индивидуального результата. Это осуществимо лишь при сравнении количественного достижения с заранее установленным стандартом (образцом), принятым за обоснованный критерий оценки результатов соответствующей группы учащихся.
Для создания таких стандартов статистическими методами обрабатываются количественные результаты по каждому тесту определенной группы детей школьного возраста, однородной по возрасту, полу, физическому развитию и месту жительства. Затем в каждой половозрастной группе выделяются пять категорий, характеризующих различные уровни физической подготовленности (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) и составляются оценочные таблицы.
Наблюдение — наиболее распространенный метод контроля. Он используется для оценки усвоения техники двигательного действия и уровня сформированности тактических действий, обучение которым составляет значительную часть учебного материала
программы. Именно этим методом определяются умения и навыки игровых действий в подвижных и спортивных играх, единоборстве и др.
Наблюдение может вестись за одним или несколькими учащимися. При этом должны быть определены цель, объект, способ регистрации результатов наблюдения и их фиксации в соответствующих документах.
Анализируется информация, которая получается путем сопоставления результатов фактической обученное™ с показателями различных сторон структуры личности учащегося (состояние здоровья и физического развития, включая показатели функций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем). Практикуется использование показателей развития реальных учебных возможностей школьников в общепедагогическом и частнодидак-тическом аспектах.
Методика изучения состояния здоровья, физического развития и функций нервной системы описана в курсах физиологии, основ медицинских знаний, спортивной метрологии, основ научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Методика изучения реальных учебных возможностей, разработанная Ю. К. Бабанским, используется в таких областях образования, как филология, естественные и общественные науки. Для изуче- " ния школьников разработана оптимальная программа. Применительно к предмету «Физическая культура» она должна быть расширена.
Программа предусматривает изучение:
- бытовых влияний (условия для занятий физическими упражнениями, воспитательное влияние и воздействия семьи, воспитательное влияние микросреды, сверстников, отношение родителей к занятиям ребенка физической культурой и спортом);
- показателей состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности (общее состояние здоровья, PWC,7o), интеллектуальные способности (память общая и двигательная, умение сравнивать двигательные действия и выделить главные элементы, умение комментировать двигательные действия, выполняемые одноклассниками, умение воспринимать словесные воздействия учителя, умение выделить главное при показе техники двигательного действия, умение заниматься физическими упражнениями самостоятельно);
- умений и навыков учебного труда (самостоятельно работать с учебными пособиями, включая компьютерную технику, умение планировать свою учебную работу, систематичность занятий физической культурой и спортом);
- отношения к учению и воспитательным воздействиям учителей (переживание неудач на уроках физической культуры, желание улучшить показатели учебного труда, отношение к советам и
замечаниям учителя, отношение к замечаниям учителя, отношение к замечаниям коллектива класса, общественная активность); ведущие жизненные интересы и планы;
- волевых качеств (целеустремленность, настойчивость);
- дисциплины на уроках физической культуры и др. Изучив содержание программы, учитель разрабатывает (или
пользуется уже разработанной) оценочную шкалу.
Пример трех- и пятибалльной шкалы оценок отдельных показателей по предмету «Физическая культура» (цифры —отметки в баллах, которые отражают оценочные суждения).
Умение работать в темпе класса
4 — темп выполнения основных учебных действий, связанных с усвоением двигательных умений и навыков выше, чем у большинства учащихся класса;
3 — темп выполнения, как у большинства учащихся VII—VIII
классов;
2 — темп выполнения ниже, чем у большинства учащихся класса.
Умение планировать свою деятельность
4 — обдумывает предстоящее действие, сосредотачивается и
планирует приемы к выполнению действия;
3 — в основном выполняет требования учителя, допуская от
клонения, не сказывающиеся на результатах работы;
2 — не обладает большинством признаков организации в учеб
ной работе.
Умение заниматься физическими упражнениями самостоятельно
4 — проявляет самостоятельность, активно участвует в овладе
нии знаниями, вносит свои элементы в содержание движения,
проявляет оригинальность в выполнении упражнения, может сам
поставить задачи;
3 — обнаруживает средний уровень развития самостоятельно
сти, стремится сам выполнить упражнения, показанные учите
лем, аналогичные задачи;
2 — ученик не обладает самостоятельностью, стремится обра
титься за помощью к учителю или товарищу.
Способность воспринимать объяснения учителя на уроках физической культуры
4 — проявляет быструю сообразительность, хорошую реакцию
и быстро выполняет упражнение после объяснения;
3 — в основном обладает вышеперечисленными качествами с
незначительной задержкой в выполнении;
2 — не воспринимает объяснения.
Умение выделить главное при показе двигательных действий
учителем 4 — ученику легко и быстро удается выделить существенное в изучаемом движении, проанализировать его;
3 — в основном справляется с выделением существенного в
изучаемом движении, допуская незначительные ошибки, не ска
зывающиеся на усвоении движения;
2 — обычно не справляется с выделением существенного в дви
жении, концентрирует внимание на отдельных элементах.
Умение комментировать двигательные действия, выполняемые одноклассниками
4 — правильно анализирует действия товарищей, выделяет до
пущенные ошибки и объясняет, как их исправить;
3 — в основном анализирует выполнение действия, выделяет
ошибки, но не знает методов и средств их исправления;
2 — не умеет комментировать двигательные действия, выпол
няемые одноклассниками.
Пример пятибалльной оценочной шкалы
I. Восприимчивость личности учащегося к влияниям и воздей
ствиям семьи — свойство личности учащегося реагировать на них. *
5 — обращается к родителям и старшим членам семьи за сове
тами, серьезно их воспринимает, учитывает и четко выполняет в
своей учебной деятельности;
4 — слушает советы и пожелания родителей и старших членов
семьи, обещает их выполнить и в целом выполняет в своей учеб
ной деятельности;
3 — без выраженного интереса и желания слушает советы и
пожелания членов семьи в сфере учебной деятельности и удов
летворительно их выполняет (с некоторыми отступлениями от
предписаний и советов);
2 — пожелания и советы родителей слушает без желания, обещает выполнить, а на практике игнорирует;
1 — пожелания и советы не воспринимает и в учебной деятельности их не выполняет, не сформировано позитивное отношение к влияниям и воздействиям семьи.
II. Восприимчивость личности учащегося к влияниям и воздей
ствиям со стороны сверстников в школе и по месту жительства —
свойство личности учащегося реагировать на влияния и воздей
ствия, возникающие в ходе его общения с субъектами своего бли
жайшего окружения (школа, класс, двор).
5 — обращается к сверстникам за советами по вопросам своей
учебной деятельности, серьезно их воспринимает и четко выпол
няет те из них, которые, по его мнению, позитивны, и избегает
негативные;
4 — обращается к сверстникам за советами по вопросам семьи,
учебной деятельности, выполняет те из них, которые считает по
ложительными;
3 — прислушивается к советам и пожеланиям сверстников от
носительно своей учебной деятельности, по их инициативе удов
летворительно выполняет те из них, которые позитивны для учеб
ной деятельности;
2 — пожелания и советы сверстников слушает без желания,
обещает выполнить, но игнорирует;
1 — пожелания и советы не воспринимает и в учебной деятель
ности ими не пользуется, не сформировано позитивное отноше
ние к влияниям и воздействиям, которые направлены на реализа
цию прилежной учебной деятельности.
III. Целеустремленность — характер направленности личности учащегося на конкретный результат, на достижение которого ориентирована его деятельность.
5 — осознает жизненные профессиональные интересы, в об
щем, представляет пути их осуществления, проявляет упорство и
стремление к цели посредством прилежного учения и психофизи
ческого самосовершенствования;
4 — осознает необходимость определяться в жизненных инте
ресах, но ориентируется на ближайшие из них, представляет об
ласть деятельности и учитывает это в учебной сфере, проявляет
усилие в плане достижения жизненных целей посредством приоб
ретения знаний и практических навыков;
3 — ориентируется в жизненных интересах, не имея конкрет
ных представлений о содержании, отличительных признаках объек
та устремлений и требованиях к личности их носителя, усилия по
их достижению мало связаны с учебной деятельностью;
2 — отсутствуют выраженные ориентации в жизненных инте
ресах, переключается с одних целей, мотивов на другие, учебная
деятельность лишена связи с ведущими интересами;
1 — отсутствие жизненных интересов, безразличие к ним, а также к учебной деятельности.
IV. Работоспособность — показатель совокупности психофизических функций организма, обеспечивающих способность ребенка длительное время успешно выполнять умственную и физическую работу.
5 — слушает объяснения учителя, наблюдает за наглядными воздействиями, выполняет учебные задания;
4 — достаточная степень проявления работоспособности на про
тяжении всего урока, выражающаяся в несущественных призна
ках утомления в конце урока;
3 — некоторые признаки утомления: не всегда слушает словес
ные воздействия учителя, отмечаются проявления вялости, сон
ливости, раздражительности;
2 — не проявляет активности ни на одном из этапов урока; 1 — не слушает учителя, не выполняет учебных заданий, не наблюдает за наглядными воздействиями.
Полученный цифровой материал подвергается математической обработке. В одних случаях это может быть средняя арифметическая величина (М), в другом — стандартное отклонение от средней, в третьем — стандарты на основе этих двух величин с выделением выше и ниже средних, высоких и низких результатов.
В зависимости от целей и задач аналитической работы вычисляются показатели корреляционной зависимости между отметками фактической обученности и теми факторами, которые, возможно, влияют на первые.
Аналитическая работа завершается рекомендациями по устранению причин неуспеваемости школьников по предмету «Физическая культура» или их профилактике.
Рекомендации в одних случаях распространяются на учебный класс в целом, а в других — на отдельных учащихся.
Материалы, представляющие результаты функционирования оценочно-аналитического компонента, составляют основу для целеполагания очередного цикла технологии учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе.
Контрольные вопросы и задания
1. Каково место оценки результатов дидактического взаимодействия учителя и учащихся в структуре дидактических процессов по предмету?
2. В чем сущность оценочно-аналитического компонента технологии учебного процесса по предмету «Физическая культура»?
3. Назовите функции контроля в технологии учебно-воспитательного процесса.
4. Назовите методы получения оценочной информации в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе.
5. Для чего нужна аналитическая информация в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре?
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Ашмарин Б. А., Завьялов Л. К., Кумарин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: Учеб. пособие. — СПб., 1999.
Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека // Теория и практика физической культуры. — М., 2000.
Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учеб. пособие. — М., 2002.
Железняк Ю.Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие. — М., 2001.
ЛубышеваЛ. И. Социология физической культуры и спорта. — М., 2001.
Лукьянов В. П. Физическая культура: Основы знаний: Учеб. пособие. — Ставрополь, 2001.
Методика физического воспитания учащихся 1 —4 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 1997.
Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Коф-мана. - М, 1998.
Холодов Ж. К, Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.
Дополнительная
Бутин И. М. Лыжный спорт: Учеб. пособие. — М., 2001.
Гимнастика: Учебник/ Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова. — М., 2001.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. — М., 2000.
Кузин В. В. Физическая культура детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1.
Кузин В. В., Кутепов М. Е. Экономика физической культуры. — М., 2002.
Неверкович С.Д., Кырщев Н.В. Построение программ для начальной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. - № 2.
Примерная учебная программа по физической культуре // Физическая культура в школе. — 1999. — № 2 —4.
Физическое воспитание учащихся 5 — 7 классов: Пособие для учителя / Под ред В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. — М., 1997.
Физическое воспитание учащихся 8 — 9 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. - М., 1998.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов.................................................................................................................... 3
Глава 1. Общая характеристика теории и методики обучения предмету
«Физическая культура»........................................................................... 4
1.1. Цели и задачи предмета «Физическая культура»......................... 4
1.2. Место и значение предмета «Физическая культура»
в подготовке специалистов................................................................. 7
1.3. Основные понятия предмета «Физическая культура»................ 9
Глава 2. «Физическая культура» как учебный предмет в содержании
общего и профессионального образования............................. 14
2.1. Становление теории и методики преподавания
предмета «Физическая культура».................................................... 14
2.2. Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура» 20
2.3. Место и значение предмета «Физическая культура»
в содержании общего образования................................................. 23
2.4. Основные концепции учебного предмета
«Физическая культура»....................................................................... 29
Глава 3. Педагогическая система предмета «Физическая
культура»................................................................................................. 33
3.1. Системный подход в построении учебного процесса
по предмету «Физическая культура».............................................. 33
3.2. Основные элементы и структура педагогической
системы предмета «Физическая культура»................................... 40
3.3. Функции педагогической системы предмета «Физическая
культура» ............................................................................................... 45
Глава 4. Цели предмета «Физическая культура»........................................ 48
4.1. Значение и формирование цели предмета
«Физическая культура»....................................................................... 48
4.2. Цели предмета «Физическая культура» в национальных
системах образования Российской Федерации............................ 55
Глава 5. Содержание предмета «Физическая культура»
в педагогической системе............................................................... 60
5.1. Роль содержания предмета «Физическая
культура» в педагогической системе.............................................. 60
5.2. Государственный образовательный стандарт
по предмету «Физическая культура».............................................. 62
5.3. Структура содержания образования по предмету
«Физическая культура»....................................................................... 68
Гл а в а 6. Дидактические процессы в предмете «Физическая
культура»............................................................................................... 76
6.1. Особенности дидактических процессов...................................... 76
6.2. Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов 81
Г л а в а 7. Типовая структура и механизмы действия дидактических
процессов в предмете «Физическая культура».................................. 86
7.1. Субъекты дидактического взаимодействия................................ 86
7.2. Этапы дидактических процессов.................................................. 89
7.3. Образование, развитие и воспитание в дидактических процессах 101
Глава 8. Функциональная единица, или «шаг», дидактических
процессов в предмете «Физическая культура»................................ 104
8.1. Типовой «шаг» дидактических процессов................................ 104
8.2. Развитие деятельностей преподавания и учения.................... ПО
8.3. Цикличность дидактических процессов.................................... 115
Глава 9. Дидактические принципы предмета
«Физическая культура»..................................................................... 118
9.1. Значение дидактических принципов
в учебно-воспитательном процессе........................................... 118
9.2. Изучение дидактических принципов......................................... 119
9.3. Характеристика дидактических принципов............................ 125
Глава 10. Урок в дидактической системе предмета
«Физическая культура»..................................................................... 140
10.1. Урок как форма организации дидактических
процессов........................................................................................... 140
10.2. Урок в процессе обучения физической культуре................... 147
10.3. Содержание и структура урока физической культуры
в общеобразовательной школе.................................................... 148
10.4. Формы организации деятельности педагога и учащихся
на уроке физической культуры.................................................... 159
10.5. Требования к уроку физической культуры в школе............... 170
Глава 11. Технология и методика реализации педагогической
системы предмета «Физическая культура»..................................... 173
11.1. Методика урока физической культуры в школе .................... 173
11.2. Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе 175
Глава 12. Целеполагание в технологии обучения предмету
«Физическая культура»..................................................................... 188
12.1. Проблемы целеполагания в теории и практике преподавания предмета «Физическая культура» 188
12.2. Процедуры целеполагания в циклах технологии учебно-воспитательного процесса 190
12.3. Цели учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» 193
12.4. Отбор оптимального содержания
и методов учебно-воспитательного процесса
на уроке физической культуры................................................... 197
12.5. Факторы оптимальности содержания образования,
форм организации и методов учебно-воспитательного
процесса............................................................................................ 198
Глава 13. Программирование в технологии учебно-воспитательного
процесса по физической культуре.......................................... 200
13.1. Сущность и содержание программирования учебно-воспитательного процесса 200
13.2. Виды, формы и методы программирования учебно-воспитательного процесса 202
Глава 14. Непосредственное дидактическое взаимодействие