Проблемы региональной культурной политики
Проблемы региональной культурной политики
Культурная политика – это воздействие на культуру (национальную картину мира) с целью изменения (или сохранения) ее состояния.
Особого внимания заслуживает проблема региональной культурной политики. В каждом регионе государственная культурная политика трансформируется (преобразовывается) в региональную, так как внутри единой национальной культуры могут существовать субкультуры. Пример - русская культура, развивается на территории огромной страны и просто обречена на многовариантность. Различие природно-климатических, хозяйственных условий, специфики исторических и этнокультурных ситуаций создают множество оттенков одной культуры.
Необходимо:
· Учитывать специфику региона (кем - государством);
· Знание и понимание региональных особенностей развития культуры(результат– развитие);
· Учет культурных интересов различных субъектов (основа взаимопонимания);
· Государство и регионы –партнеры (общая цель: создание условий для положительной направленности культ.процессов, развитие творческой жизни человека);
· Создание условий развития человека (развития способности преодолевать препятствия, находить оптимальную линию деятельности из множества вариантов)
Чем богаче поле проявления человеческих способностей, чем больше человек отдается этому созидания, тем выше шансы его собственного развития. И как результат – развитие региона в целом.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Основы региональной культурной политики
Культура - весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную групп.
Культура включает: искусство, образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение.
Культурная политика-совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Кравченко А.И. подчеркивает, что К.П. имеет два пласта:
1) совокупность провозглашаемых целей, ориентиров, идеалов и идей;
2) совокупность практических мероприятий, могут сильно отличаться от провозглашаемых целей.
Оба пласта К.П. существуют в любом обществе, которое хоть как-то занимается регулированием культурной жизнью страны.
----------------------------------------------------------------------------------------
Объект культурной политики
Объекты оперативного управления культурой –культуропроизводящие и культуро-сохраняющие институты. Объект культурной политики в целом - общенациональная стратегия развития и сохранения культуры.
Субъекты КП - государственная власть, общество и культура (те, кто разрабатывает различные программы в сфере КП).
В более узком смысле к субъектам КП относятся:
1) общественные институты и общественные объединения;
2) государственные институты;
3) национальные культуры, субкультуры;
4) референтные (эталонные)личности и группы.
Основные органы, планирующие и принимающие решения по вопросам КП - органы государственной власти, а основные органами, реализующие КП государства -культурные институты:
- институты, занимающиеся сбором и сохранением культурного наследия: библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники.
- институты, решающие вопросы развития художественной деятельности: творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры, концертные структуры, цирки, книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля.
----------------------------------------------------------------------------------------
3. Принципы региональной культурной политики:
1. Не вступать в противоречие с историей, чутко улавливать основные тенденции и направление объективных процессов развития общества, ориентироваться на уже известные, вести неустанный поиск еще не изведанных законов социокультурной эволюции и искусственными мерами лишь помогать обществу в устойчивом движении в необходимом направлении, стимулировать его ускоренную модернизацию по объективно наметившемуся пути.
2. Правильное определение объекта культ. политики. Объект культурной политики - все общество в целом, масштабы воздействия этой политики проектируются как общенациональные (общегосударственные). Неоднородность российского общества (национальная, социальная, конфессиональная.) требует гибкого сочетания универсализма культурной политики с локальными методами, оптимизированными для той или иной части нашего многообразного общества.
3. Определение субъекта культурной политики. Субъект, осуществляющий (реализующий) культурную политику, в первую очередь само же общество, лишь корректируемое государственными инстанциями. Будучи одновременно и объектом и субъектом культурной политики, общество действует как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся социокультурная система, непрерывно адаптируясь к изменяющимся условиям жизни. Роль профессиональных культуротворческих организаций - регуляторы, задающие эталонные образцы, направляющих и стимулирующих процессы социокультурной самоорганизации, саморазвития и особенно самовыражения общества.
4. Подспудность(скрытость)воздействия культурной политики. Предполагает постепенное содержательное воздействие на общественное сознание, нравы, ценностные приоритеты и ориентиры социальной престижности и не должна выражаться в каких-то оргмероприятиях немедленного действия. Основной инструментарий культурной политики – не столько культуротворческие институты, создающие актуальные образцы культурных форм, сколько наука, образование, просветительство, воспитание, публицистика, формирующие ценностно-нормативную иерархию социокультурных запросов общества в целом.
5. Постоянный учет гетерогенного(разнородного)характера российской культуры. Особый акцент на вненациональных чертах содержания любой культуры, на проблеме национального или религиозного своеобразия,на межкультурном взаимодействии, на общих целях и интересах народов полиэтнической российской цивилизации, на образе «симфонии» как неслиянном, но слаженном звучании множества голосов – этнических культур в целостной российской культуре. В конечном счете цивилизация сама отберет приемлемые для нее инновации и интегрирует их в свою культуру, главным образом на основании их соответствия глубинным, исторически сложившимся ценностным установкам.
6. Глубокое изучение национальной традиций, ценностных ориентаций и признаков идентичности нашего общества, всего комплекса явлений, объединяемых в категорию национальное культурное наследие.
----------------------------------------------------------------------------------------
Формирование заказа на разработку региональных программ социокультурного развития
Концепция социокультурного развития региона - не самоцель. Она основа формирования заказа на разработку региональных программ социокультурного развития и локальных культурно-досуговых программ. Речь идет о переходе от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Территориальная программа включает ряд позиций, нашедших отражение в концепции социокультурного развития. Программа более конкретна.
Структуру программы:
1. Приоритетное направление социокультурной деятельности.
2. Проблемная ситуация региона.
3. Социальная база программы (категория, на которую рассчитана программа).
4. Цели и задачи социокультурной деятельности (программы).
5. Виды социокультурной деятельности (информационно-просветительская, поисково-исследовательская, художественная самодеятельность, народное творчество, любительские объединения, общественные движения).
6. Социально-культурная инфраструктура (совершенствование деятельности существующих культурно-досуговых учреждений, создание новых типов учреждений, перепрофилирование и т.д.).
7. Кадровое обеспечение программы (система мероприятий по подготовке, повышению квалификации, переквалификации работников для реализации программы).
8. Экономическое обоснование программы: а) расчет затрат; б) источники финансирования.
9. Организационное обеспечение программы (создание постоянно действующего оперативного органа, ответственного за реализацию программы, эти функции может выполнять Фонд развития культуры и искусства, различные целевые фонды).
региональные программы социально-культурного развития могут формироваться двумя способами: сверху вниз(комиссии по культуре имеется необходимое количество профессионалов в данной области, способных квалифицированно разработать концепцию и программу развития культуры региона) и снизу вверх.
Формирование заказа на разработку региональной и культурно- досуговых программ | Выработка задания на разработку программы раз- вития культуры региона. Разработка условий конкурса на региональные и культурно-досуговые программы. | Региональная программа социокуль- турного развития. Культурно-досуговые программы по приоритетам. |
-----------------------------------------------------------------------------------------
Принципы – 3 вопрос.
Основные приоритеты государственной культурной политики:
– способствование постоянному усложнению и структурной иерархизации системы ценностных ориентации, параметров идентичности российского общества и, напротив, препятствование развитию тенденций к их упрощению;
– восстановление и повышение социального статуса интеллигенции, повышение социального престижа самого феномена интеллигентности, интеллектуального труда, эрудированности, знаний и т.п.
– восстановление социального статуса и престижа понятия «идеология», однако не в его прежнем, однобоко политизированном виде, а именно как комплекса общественно предпочитаемых и реализуемых государством ценностных ориентации, новой социокультурной аксиологии;
– стимулирование активной научной проработки актуальных вопросов новой российской аксиологии и идентичности, быстрейшее внедрение этих разработок в содержание школьного и вузовского образования, пропагандирование их в средствах массовой информации и в содержании рекреационных (досуговых) мероприятий,
– корректировка государственной социальной, национальной, научной и образовательной политики в сторону их большей взаимосвязи с задачами культурной политики, разработка ряда комплексных государственных программ, объединяющих усилия перечисленных направлений политики в решении задач более полной социализации человеческой личности.
– отказ от марксистской догмы об абсолютном приоритете экономики в общественном развитии, признание приоритетности культуры (как совокупности ценностно откорректированных форм общественной жизни), науки и образования. По крайней мере, их равноценности политическому и социально-экономическому аспектам, переход к обеспечению (как государственному, так и стимулируемому внебюджетному) культуры, науки.
-----------------------------------------------------------------------------------
Содержание и ресурсное обеспечение региональной культурной политики
Региональная культурная политика -совокупность концепций, принципов, целей, методов регулирования культурного развития на региональном уровне (область, город, район) и выработку соответствующих форм организации СКД.
Региональная культурная политика должна быть подкреплена ресурсными возможностями, а именно – формированием соответствующих территориальных фондов культурного развития.
Средства фондов должны формироваться из двух источников – базового(гарантированного бюджетного финансирования, устанавливаемого законодательно)и внебюджетных средств (размер зависит от местной инициативы). В первом случае, отчислении в этот фонд определенного процента от бюджета соответствующего уровня, во втором –добровольные отчисления в фонд развития культуры из прибыли предприятий, организаций и частных лиц, а также доходы от различных культурных и культурно-коммерческих предприятий – благотворительных концертов, лотерей.
В процессах распределения средств региональных фондов развития культуры должны принимать участие представители всех субъектов культурной деятельности: населения (представители всех значимых субкультур, включая национальные меньшинства и религиозно-культурные объединения), художников (представители местных организаций всех творческих союзов и ассоциаций творческих работников) и общества (наиболее авторитетные представители общественности региона). Вопросы формирования и осуществления культурной политики на территории регионов передать демократически сформированному общественно-государственному органу управления. Такая система распределения ресурсов уже в течение ряда лет практикуется в деятельности фондов поддержки науки, например, Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда.
Предложенная система распределения государственных (бюджетных) ресурсов предполагает возможность финансирования различных культурных программ частными лицами и организациями.
Здесь встает вопрос о контроле целевого использования ресурсов.
Проблемы региональной культурной политики
Культурная политика – это воздействие на культуру (национальную картину мира) с целью изменения (или сохранения) ее состояния.
Особого внимания заслуживает проблема региональной культурной политики. В каждом регионе государственная культурная политика трансформируется (преобразовывается) в региональную, так как внутри единой национальной культуры могут существовать субкультуры. Пример - русская культура, развивается на территории огромной страны и просто обречена на многовариантность. Различие природно-климатических, хозяйственных условий, специфики исторических и этнокультурных ситуаций создают множество оттенков одной культуры.
Необходимо:
· Учитывать специфику региона (кем - государством);
· Знание и понимание региональных особенностей развития культуры(результат– развитие);
· Учет культурных интересов различных субъектов (основа взаимопонимания);
· Государство и регионы –партнеры (общая цель: создание условий для положительной направленности культ.процессов, развитие творческой жизни человека);
· Создание условий развития человека (развития способности преодолевать препятствия, находить оптимальную линию деятельности из множества вариантов)
Чем богаче поле проявления человеческих способностей, чем больше человек отдается этому созидания, тем выше шансы его собственного развития. И как результат – развитие региона в целом.
-----------------------------------------------------------------------------------------