Таким образом, творческие методы превратились в жесткую систему правил, а процесс работы над картиной — в подражание.
Грандиозность, пышность, динамика
Пафос, патетика
Эффектная зрелищность.
Для эпохи барокко характерно соединение искусств: архитектурные ансамбли, дворцы и церкви украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркалами и росписями плафонов.
В архитектуре – парадность и тяжеловесность.
В живописи большое значение приобрели эмоциональность, яркие, пышные цвета.
В скульптуре – живописная текучесть формы, причудливость образа.
Наиболее известные представители этого на правления:
*архитектор, скульптор Лоренцо Бернини,
*итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века Микеланджело Меризи де Караваджо (1571-1610,). Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени.
Рококо( фр. «ракушка»)–художественный стиль в искусство Европы в первой половине XVIII века характеризуется видоизменением формы барокко в декоративный стиль.
Появившись во Франции, стиль распространился в Италии, Германии, России, Чехии и др. странах.
Современники, в особенности представители Просвещения, считали стиль рококо «выкрученным», «вымученным» и полагали, что в «испорченном вкусе» рококо отсутствовало разумное начало.
Идейная основа рококо– красота, галантное изящество, стремление укрыться от реальности.
Характерные черты рококо:
В архитектуре и интерьерах – декоративность, камерность
Архитектура рококо стремится быть легкой; избегает строгой симметричности. В зданиях почти исчезают прямые линии и плоские поверхности; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; на крышах располагаются вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами и скульптурными фигурами. В обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах пускается в ход затейливый лепной орнамент.
В живописи рококо присутствует:
*изысканность форм, легкие пастельные тона, розовые, голубые, сиреневые цвета
*в тематике картин преобладают пастушеские мотивы
*персонажи предаются радостям жизни на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек
*интерес к античной мифологии.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии в творчестве художников:
*Антуан Ватто (1684–1721), французский живописец, создавал картины с характерной изящной чувственностью.
*Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский живописец, достиг проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни.
Классицизм(от лат.— «образцовый») — идейно-художественное направление и стиль в европейском искусстве XVII в. Классицизм опирался на античное искусство как на совершенное воплощение художественных идей.
Классицизму свойственны гражданственность, героический пафос, гармония и ясность.
Появление и формирование классицизма как художественного направления происходило в XVII в. во Франции в условиях установившейся абсолютной монархии.
В это время сложилось новое философское направление — рационализм (от лат.— «разумный»), которое признавало основой познания разум человека. «Я мыслю, следовательно, я существую», — утверждал один из основоположников этого учения Рене Декарт (1596—1650). Способность человека мыслить, по мнению философов, превращала его в подобие Божие.
Философские утверждения рационализма являются идейной основой классицизма
Для архитектуры классицизмахарактерно обращение к античному зодчеству как к эталону гармонии, простоты, строгости. Основой архитектурного языка классицизма стала система ордеров.
Сооружениям в стиле классицизма свойственны четкость формы и сдержанность декоративного убранства.
Выдающийся архитектурно-художественный памятник классицизма – загородный дворец французских королей Версаль(ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр). Дворцово-парковый ансамбль Версаля отличается гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии.
В живописиклассицизма сложился комплекс правил и традиций, которые художники должны были соблюдать неукоснительно.
Нормы эти были основаны на живописных традициях французского художника Никола Пуссена (1594-1665) – талантливого представителя этого художественного стиля:
*сюжет картины должен был содержать серьезную духовно-нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя. Такой сюжет можно было найти только в истории, мифологии или библейских текстах
*основными художественными ценностями картины признавались рисунок и композиция
*не допускались резкие цветовые контрасты
*композиция картины делилась на четкие планы
*во всем, особенно в выборе объема и пропорций фигур, художнику необходимо было ориентироваться на античных мастеров, прежде всего на древнегреческих скульпторов.
Таким образом, творческие методы превратились в жесткую систему правил, а процесс работы над картиной — в подражание.