Общая характеристика учебного предмета (курса) в основной школе
Пояснительная записка
В республике Саха (Якутия), являющейся по составу населения социокультурной моделью Российской Федерации, проживают представители более 120 национальностей.
В целях сохранения этнокультурной самобытности коренных народов Республики Саха (Якутия), более полной реализации принципа защиты и развития системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства в общеобразовательных организациях традиционно изучается учебный предмет (курс) «Культура народов Республик Саха (Якутия)», обеспечивающий интеграцию личности в этническую, региональную, национальную и мировую культуру.
Включение учебного предмета (курса) в состав основной образовательной программы для 5-9 классов способствует и достижению целей и задач основного общего образования, направленных на становление личности обучающегося, формированию его личностных качеств, необходимых в современном мире и отраженных в сатье 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.
Программа учебного предмета (курса) Культура народов Республик Саха (Якутия)» также реализует требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в части обеспечения сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;
Данная программа учебного предмета (курса) Культура народов Республик Саха (Якутия)» на основе поликультурного, исторического, интегрированного и деятельностного подходов способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной темы учебного курса. | Внесение проверочных работ, дополнительных заданий. |
Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:
1) Количественный состав класса 16 учащихся– дети с якутским языком общения.
2) Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса;
На начальных классах на «5» - 13, это 90%, на «4» - 3, это 10%
3) Задания для учащихся 1 года обучения.
4) Формы получения образования учащимися класса – очная.
5) Психологические, физиологические особенности учащихся. В данном классе дети якутской национальности, кроме двух девочек, одна якутка, но с русским воспитанием, другая по национальности – киргиз. Данный класс Дети активно участвуют на уроке, стараются.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения:
1)Планирование составлено по учебнику Культура народов Республики Саха (Я). Гоголева М.Т. ОАО «Медиа-холдинг «Якутия», 2008
2) «Эбугэ угэhэ» Винокуровой Е.И. Якутск, Бичик, 2009
Личностные результаты.Содержание и технология предмета (курса) Культура народов Республик Саха (Якутия)» направлены на:
· воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
· осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты.Содержание и технология предмета (курса) Культура народов Республик Саха (Якутия)» структурировано с учетом формирования метапредметных умений на основе межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также их использования в учебной, познавательной и социальной практике.
Предметные результаты. Программа учебного предмета (курса) Культура народов Республик Саха (Якутия)» способствует достижению результатов различных предметных областей, изучаемых в основной школе.
Ø Предметная область «Филология»
Ø Предметная область «Общественно-научные предметы»
Ø Предметная область «Искусство»
Ø Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Целямиизучения предмета (курса) Культура народов Республик Саха (Якутия)» в основной школе являются:
-содействие становлению российской гражданской идентичности (Я - россиянин) на основе формирования этнокультурной (Я – представитель своего народа) и региональной идентичностей (Я - якутянин);
- формирование культуроведческой компетентности (этнокультурной и межкультурной) на основе достижений гуманитарных наук, систематизации представлений о культурном наследии народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), о культурном и языковом многообразии, осознания места родной культуры в системе национальных культурных ценностей;
- развитие личности через деятельностное усвоение базовых национальных и этнокультурных ценностей в социокультурном пространстве, повышение уровня духовно-нравственной, политической и социально-правовой культуры в процессе межкультурного диалога.
Создание условий для межкультурного диалога достигается через:
- формирование единого символического поля на основе базовых национальных ценностей и культурных символов;
- расширение и углубление базовых понятий об этнокультуре как части общероссийской, мировой культуры и культурном многообразии мира в контексте исторического развития и общественно-политической жизни;
- сочетание личностно-ориентированных и социокультурно-ориентированных технологий обучения и воспитания.
Общая характеристика учебного предмета (курса) в основной школе
Учебный предмет (курс) Культура народов Республик Саха (Якутия)» для 5-9 классов предназначен для образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей.
Интеграция с предметными областями достигается на основе организации диалога изучаемых материалов, раскрывающих взаимодействие и взаимообагащение этнических культур, способов познания мира, обеспечения жизнедеятельности, освоения духовных ценностей, культурного самовыражения народов Республики Саха (Якутия) и российской федерации в целом.
Место учебного предмета (курса) в учебном плане основной школы
Учебный предмет (курс) Культура народов Республик Саха (Якутия)» по содержанию и технологии обучения расширяет, углубляет предыдущие предметы «Культура коренных народов», «Национальная культура коренных народов Якутии» (1992), имеет интегрирующий, обобщающий характер.
Учебный предмет в учебном плане в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Базисный учебный план основного общего образования состоит из двух частей: инвариантной – обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса включающей также внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Изучение учебного предмета (курса) Культура народов Республик Саха (Якутия)» не предусмотрено в обязательной части Базисного учебного плана и может быть организовано в рамках учебных и внеурочных часов, предусмотренных в части, формируемой участниками образовательного процесса. Учебный предмет (курс) рассчитан на 34 часа (по 1 ч. В неделю), реализуемых в урочной или во внеурочной деятельности с учетом выбора участников образовательного процесса.
Рекомендуемые модели: 1 вариант – урочная деятельность
2 вариант – предметные модули
3 вариант – внеурочная деятельность