Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические указания для студента
Успешное усвоение курса культурологии требует самостоятельной систематической работы и активного участия студентов в работе семинаров. Цель самостоятельной работы – формирование глубоких представления, касающихся не только специфики художественного языка пространственных искусств, но и мирового процесса развития культуры в целом, развитие культуры творческого мышления. Студентам необходимо самостоятельное изучение, как теоретической части курса, так и репродукций, учебной литературы, указанной в планах. Кроме устных ответов на вопросы используется форма работы со студенческими докладами и рефератами по указанным примерным темам.
В качестве текущего контроля знаний предлагается проведение контрольной работы, тестового контроля. В качестве рубежного контроля знаний предлагается проведение коллоквиума, контрольной работы и учебных конференций по теме. Курс состоит из лекций и семинаров.
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Важным фактором результативности семинарского занятия, его высокой эффективности является процесс самостоятельной подготовки студента, как по содержательной части, так и организационной. Самостоятельная работа студентов включает в себя ряд аспектов:
· Работа с конспектом лекции
· Поиск необходимой информации к семинарскому занятию
· Чтение основной и дополнительной литературы по изучаемой теме
Работа с конспектом лекции предполагает освоение лекционного курса, анализ лекционного материала, внесение самостоятельных письменных дополнений там, где это необходимо, то есть, если
· не успел записать в аудитории
· очень сложный материал, который требует уточнения по словарю или другой учебно-методической литературе
Самостоятельную работу над лекционным материалом целесообразно проводить после лекции, когда еще легко восстановить по памяти объяснения преподавателя.
При подготовке к семинару желательно учитывать такие принципы организации самостоятельной работы, как
· Регулярность
· Систематичность (например, 1-2 часа работы через день или 2-3 раза в неделю по 2-3 часа). Предложенный режим самостоятельной работы позволит глубоко разобраться во всех изучаемых вопросах, активно участвовать в дискуссиях на семинарских занятиях и в конечном итоге успешно закончить курс
Подготовку к семинарскому занятию необходимо разбить на несколько этапов:
· планирование работы над семинаром, то есть определение сроков подготовки своего доклада / сообщения
· знакомство с вопросами, предлагаемыми для обсуждения
· ознакомление с основной и дополнительной литературой к семинару
· подбор литературы по выбранному для доклада / сообщения вопросу семинара
· поиск необходимой для ответа информации (чтение основных источников – учебник, лекция; чтение дополнительной литературы)
· подготовка доклада / сообщения к выступлению в виде выписок, конспекта, тезисов
· работа с подготовленным материалом (составление плана выступления, подборка цитат, иллюстраций; чтение, анализ прочитанного, вычленение опорных абзацев, устное воспроизведение доклада – репетиция ответа)
Планирование самостоятельной работы поможет студенту грамотно ее организовать, сделает его доклад целенаправленным, логически выверенным, сообщение последовательным и доказательным.
При работе с литературой (основной и дополнительной) следует расставить следующие акценты:
1. Чтение текста «по диагонали»:
· предварительный беглый просмотр литературы должен сориентировать студента в выборе необходимой для доклада информации и сэкономить время для дальнейшей подготовки к занятию
· излишнее углубление в массив текста только запутает и дезориентирует студента
2. Дифференциация учебного материала:
· выбранный материал необходимо дифференцировать по степени раскрытия содержания вопроса семинара и степени его собственной когнитивной значимости
· выделение опорных (смысловых, информативных, провокационных) абзацев поможет выстроить четкий, полный и яркий ответ
3. Адаптация материала к выступлению:
· с одной стороны, соответствие доклада и дополнений информации, полученной на лекции, позволит студенту свободно отвечать на вопросы, как со стороны других студентов, так и со стороны преподавателя
· в то же время независимый (авторский) доклад будет свидетельствовать о творческом потенциале и творческой свободе студента
· для того чтобы максимально грамотно адаптировать текст к выступлению, нужно использовать комбинированный подход, учитывая одновременно требования лекционного плана и свободу собственного выбора, собственный научно – познавательный интерес
Тенденции информационного общества диктуют свои особенности в подготовке студента к семинару. Как правило, в поисках необходимой информации студент гораздо чаще обращается к интернет – ресурсам, нежели к традиционным учебникам, словарям, энциклопедиям и первоисточникам. Как представляется, обращение только к электронным носителям информации не желательно, поскольку снижает качество и уровень профессиональной подготовки студента. Однако нельзя отрицать, что и интернет – ресурсы при рациональном и грамотном обращении к ним, могут обеспечить студента качественной и глубокой информативной базой. При обращении к интернет – ресурсам, важно учитывать следующее:
· лучше всего использовать указанные в дополнительной литературе, профессионально – ориентированные сайты, электронные книги, энциклопедии, в данном случае, по религиоведению
· среди официальных, много функциональных поисковиков лучше всего использовать те, что наиболее успешно зарекомендовали себя в мировом информационно – цифровом сообществе (Google.ru или Yandex.ru)
· энциклопедии типа «Википедия. Свободная энциклопедия» являются информативными, поверхностно скомпеллированными дайджестами, ориентированными на массового читателя, поэтому чтение такой «литературы» желательно только «по диагонали», бегло
После того как информация для доклада / сообщения собрана, следующим шагом в подготовке к семинару будет конспектирование текста. Для рационализации данного процесса предлагается следующее:
· конспект должен полноценно освещать выбранную для доклада тему, это значит, что не следует увлекаться компиляцией, ибо так можно потерять сам стержень повествования
· из общего текста следует выбирать основные / ключевые моменты, которые будут демонстрировать хорошую осведомленность и информированность студента по данному вопросу
· важно выстроить логически стройную «литературную» композицию, чтобы доклад обрел законченную форму; для этого предлагается придерживаться схемы построения, включающей постановку проблемы; процесс ее разрешения / освещения / анализа; выводы
Как уже отмечалось, на семинарах заслушиваются доклады и сообщения. По поручению преподавателя студенты заранее готовятся к выступлению в качестве докладчиков по конкретным вопросам изучаемой темы. В этой связи целесообразно охарактеризовать содержательные компоненты доклада, а также процесс его оформления. В докладе выделяются три основные части:
· Вступительная часть, в которой определяется тема, ее методологическая сущность, структура и содержание, показывается, как она отражена в трудах ученых
· Основная часть, которая содержит изложение изучаемой темы (желательно в проблемном плане)
· Заключительная часть, которая содержит в себе основные выводы
Продолжительность доклада не должна превышать 10 - 15 минут. Доклад должен быть убедительным и доказательным, он может включать в себя цитаты, характерные примеры, меткие выражения, но при этом должна соблюдаться логика. Особое место занимает обсуждение доклада, после этого с заключительным словом выступает докладчик. При обсуждении доклада необходимым требованием является хорошее владение материалом, а также умение отвечать на вопросы.