Методические указания для студентов по подготовке к семинарским и практическим занятиям

В соответствие с учебным планом изучение курса «Основы психодиагностики» предусматривает такую форму аудиторной работы со студентами как семинарские и практические занятия. Подготовка к семинарскому занятию требует внимательного изучения и проработки рекомендуемой литературы по каждому из вопросов, включенных в тему семинарского занятия. Рекомендуется составлять план ответа по каждому вопросу и краткий конспект, который поможет сориентироваться студенту при ответе на семинаре. К каждому семинарскому занятию предлагаются учебные задания, представляющие собой задачи, проблемные ситуации и т. д. Цель учебных заданий – дать возможность студенту проверить теоретическое понимание положений курса, знание основных категорий и зависимостей, способствовать развитию самостоятельности и критичности мышления, ориентировать студентов на решение практических профессиональных задач. К выполнению учебных заданий следует приступать после тщательного изучения теоретических вопросов по теме. Выполнение каждого задания предполагает систему аргументации правильности решения, выводов. Часть предлагаемых заданий заведомо носит дискуссионный характер. Для подготовки и выполнения учебных заданий рекомендуется завести рабочую тетрадь или папку, в которую в течение учебного семестра будет заноситься выполненные работы. Это облегчит проверку и позволит студентам контролировать объем выполненных работ и рационально распределять свое время для подготовки к оставшимся заданиям. Анализ содержания рабочей тетради (папки) позволит отслеживать своевременность выполнения учебных заданий. Выполненных текущих учебных заданий является обязательным условием допуска к экзамену. Контроль знаний студентов на семинарских занятиях предполагает проведение фронтальных опросов по плану семинара, проведение тестовых проверочных работ, организацию дискуссий, с целью проверки глубины изучения темы и способностей студентов ставить и решать профессиональные задачи, организацию работы в парах и подгруппах. Подготовка к практическим занятиям требует серьезной и длительной самостоятельной работы студента. При изучении каждой психодиагностической методики необходимо знать следующие положения: Автор, название методики, ее модификации. Теоретическая основа методики; ее автор(ы). Варианты методики (возрастные; формы А, Б и т.п.). Для каких

групп испытуемых предназначена методика. Психологическое содержание шкал или субтестов методики. Психометрические показатели: валидность, надежность, репрезентативность. Области использования. Основные преимущества данной методики в этих областях. Недостатки и ограничения методики. Особенности проведения обследования и предъявления методики,

фиксация результатов, особенности обработки и представления результатов. Особенности интерпретации результатов. Прогностические возможности методики. В ходе самих практических занятий предполагается как проверка и контроль теоретической подготовки студентов, так и отработка студентами практических умений и навыков ведения психодиагностической работыэ. Итоговой формой контроля является экзамен. Студент допускается к зачету при условии выполнения текущих заданий к семинарским и практическим занятиям.

5.3. Самостоятельная работа студентов.

5.3.1. Методические указания по организации и выполнению самостоятельной работы студентов.

На сегодняшний день перед обучающимися стоит важная задача преподавателя – научиться работать с массивами информации. Студентам необходимо развивать в себе способность и потребность использовать доступные информационные возможности для поиска нового знания и его распространения (т.е. информационную культуру). Студенты должны научиться управлять своей познавательной деятельностью в системе «информация – знание – информация», т.е. не только получать необходимые сведения из готовых источников, но и осуществлять обратную связь: обращать индивидуальное знание в источник научной информации. Для этого в вузе и организуется самостоятельная работа. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов при изучении настоящей учебной дисциплины является выработка ими навыков работы с нормативно-правовыми актами и актами судебных органов власти, научной и учебной литературой, материалами следственной и судебной практики, а также развитие у обучающихся устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изучению и обработке полученной информации.

Формами организации самостоятельной работы обучающихся являются в том числе ведение научных кружков, подготовка рефератов, докладов, эссе по наиболее интересным темам, подготовка к деловой игре. Преподаватель, планируя провести семинар в форме деловой игры, круглого стола или конференции, заранее дает задания студентам с учетом плана семинара, распределяет роли.

Известно, что любая игра увлекает, вызывает оживленный интерес к тем или иным вопросам. Исполняя роли в деловой игре, обучающиеся могут выразить свое отношение к обсуждаемым проблемам. Участие в деловой игре позволяет выявить пробелы в знаниях по соответствующей теме. Таким образом, деловая игра относится к активной форме обучения, позволяющей вовлечь в работу всех студентов учебной группы.

На семинарском занятии в форме конференции обучающиеся выступают с докладами по вопросам плана (или по дополнительным вопросам по теме), затем, как правило, проводится обсуждение выступлений, задаются вопросы докладчикам. Во время выступления докладчики могут составлять схемы, чертежи, использовать компьютерные презентации и пр., что обеспечивает наглядное изложение материала. При этом оценивается как уровень подготовки доклада, так и грамотность поставленных обучающимися вопросов, сделанных дополнений. Выступление не должно продолжаться более 7-10 минут, иначе присутствующие начнут отвлекаться и скучать.

Круглый стол предполагает обсуждение какой-либо узкой дискуссионной темы. Обучающиеся могут распределиться в зависимости от занимаемой позиции на два противоположных лагеря.

Хотелось бы остановиться на подготовке рефератов. Выполнять рефераты можно и даже нужно уже на начальном этапе изучения учебной дисциплины. Подготовка рефератов помогает обучающимся приобрести навыки грамотно и логически последовательно формулировать свои мысли, работать с литературой и нормативно-правовой базой, проявлять творческую инициативу. Выше уже говорилось о том, что семинарские занятия могут быть построены в форме конференций, круглых столов, где обучающиеся получают возможность выступить с докладом по отдельным вопросам. Но если обычный доклад предполагает устное изложение материала, то реферат готовится в письменном виде и оформляется по всем правилам, относящимся к написанию научных работ. Тема реферата определяется обучающимся по согласованию с преподавателем. Для рефератов больше всего подходят темы, по которым можно подискутировать, высказать свою точку зрения. Но в форме реферата может излагаться любой вопрос изучаемой темы, рассмотренный на лекциях, или дополнительный. Необходимо, чтобы обучающийся не просто переписал материал одной книги или статьи, а попытался привести интересные примеры из практики, обосновал свою позицию. Реферат может быть просто сдан преподавателю на проверку, но желательно, чтобы студент учился выступать, ведь для будущего юриста очень важен навык публичного выступления. Выступление с рефератом обычно рассчитано по времени на 10-15 минут, затем другие обучающиеся и преподаватель могут задать вопросы. Не рекомендуется делать реферат слишком объемным и посвящать его нескольким относительно самостоятельным вопросам. Подготовка реферата, безусловно, может подтолкнуть обучающегося к выбору того или иного научного направления для дальнейшего углубленного изучения, но не нужно, чтобы он превращался в курсовую или выпускную квалификационную работу – всему свое время. Реферат выполняется на стандартных листах формата А-4, от руки или в машинописном виде. При этом студент формулирует название реферата, указывает его на титульном листе и в начале работы. Изложение материала начинается с краткого вступления, а завершается заключением. По ходу реферата приводятся ссылки на информационные источники и делаются соответствующие сноски. В конце помещается список использованных нормативных актов и литературы.

Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее тот или иной вопрос и представляющее собой попытку передать индивидуальные впечатления автора. Эссе – метод обучения, предполагающий активность и самостоятельность студента в выполнении поставленной задачи. Эссе, как правило, посвящено какому-либо спорному, дискуссионному положению. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему. На первый план при выполнении эссе выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Известны различные виды эссе. Как правило, эссе состоит из четырех частей:

1. Краткое содержание, в котором:

· определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы;

· дается краткое описание структуры и логики развития материала;

· формулируются основные выводы.

2. Основная часть эссе: содержит основные положения и аргументацию;

3. Заключение: результаты исследования, выводы;

4. Библиография.

Научная статья тоже является показателем внеаудиторной работы обучающегося. Она готовится для выступления на конференции, научном кружке или для публикации и должна оформляться соответствующим образом (обычно организаторы конференции или публикации заранее сообщают требования к оформлению научных статей: размер шрифта, интервал, поля, сноски, объем работы).

5.3.2. Темы (варианты) контрольных работ и заданий.

Контрольная работа выполняется по вариантам в зависимости от первой буквы фамилии обучающегося. В контрольную работу входит теоретический вопрос, а также практическое задание.

Контрольная работа оформляется в соответствии с установленными требованиями и выполняется в машинописном виде.

Контрольная работа оценивается по двухбалльной системе: «зачтено» или «незачтено».

Распределение вариантов контрольных работ

№ п/п Первые буквы фамилии обучающегося № варианта
1. А, Б, В № 1
2. Г, Д, Е № 2
3. Ж, З, И № 3
4. К, Л № 4
5. М, Н № 5
6. О, П № 6
7. Р, С № 7
8. Т, У, Ф № 8
9. Х, Ц, Ч № 9
10. Ш, Щ, Э, Ю, Я № 10

Варианты контрольных работ

1. Психодиагностика как наука и практика.

2. Психодиагностический метод.

3. История психодиагностики.

4. Этика психодиагностического обследования.

5. Проведение психодиагностического исследования.

6. Дифференциальная психометрика.

7. Основные этапы конструирования теста.

8. Направления и области психологического тестирования.

9. Стандартизированные измерительные методы (объективные тесты

и опросники) в психодиагностике

10.Проективная техника в психодиагностике

11.Психосемантические методы и субъективное шкалирование.

12.Метод контент-анализа в психодиагностике.

13.Психодиагностические беседа, опрос, интервью и наблюдение.

14.Социометрический метод.

15.Диагностический обучающий эксперимент.

16.Психофизиологическая диагностика.

17.Особые методы психодиагностики.

18.Психодиагностика в психологическом консультировании.

19.Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств.

20.Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций.

21.Психодиагностика памяти и мнемических свойств.

22.Психодиагностика мышления.

23.Психодиагностика воображения и представления.

24.Диагностика когнитивного стиля познавательной деятельности.

25.Психодиагностика интеллекта.

26.Психодиагностика одаренности и креативности.

27.Диагностика одаренности и креативности.

28.Определение психомоторных характеристик человека.

29.Диагностика темперамента и свойств нервной системы.

30.Психодиагностическая оценка личности.

31.Многофакторные личностные опросники.

32.Многофакторные клинические методики исследования личности.

33.Диагностика акцентуаций личности.

34.Определение психологических типов личности.

35.Проективные методы исследования личности.

36.Проективное использование цвета.

37.Клиническая проективная диагностика.

38.Графические методы в диагностике развития, личности и системы

отношений детей.

39.Диагностика агрессивности.

40.Диагностика поведения в конфликте.

41.Диагностика внутреннего конфликта.

42.Психодиагностика самосознания, самоотношения и самооценки

личности.

43.Диагностика ценностно-смысловой сферы личности.

44.Диагностика самоактуализации личности.

45.Измерение локуса контроля и ответственности.

46.Диагностика регуляторной активности.

47.Диагностика направленности личности.

48.Диагностика особенностей личности.

49.Диагностика психологической защиты личности.

50.Диагностика психологических особенностей и проблем жизненно-

го пути.

51.Диагностика эмоциональной сферы личности.

52.Диагностика тревожности.

53.Диагностика депрессивности.

54.Диагностика эмоциональных расстройств.

55.Диагностика функциональных состояний и работоспособности че-

ловека.

56.Диагностика уровня притязаний.

57.Диагностика мотивации достижения.

58.Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности.

59.Диагностика мотивации в учебной деятельности.

60.Диагностика способностей.

61.Диагностика профессиональной направленности.

62.Психодиагностические критерии профессиональной деятельности.

63.Психологическая оценка работников в организации и кадровый

психологический отбор.

64.Диагностика социально-психологической и профессиональной

адаптации.

65.Социально-психологическая диагностика личности и группы.

66.Диагностика межличностных отношений и особенностей общения.

67.Диагностика семейных отношений.

68.Диагностика супружеских отношений.

69.Диагностика родительско-детских отношений.

70.Диагностика психического развития.

71.Клиническая психодиагностика.

5.3.3. Методические указания студентам по выполнению контрольных работ и заданий.

(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА И СОДЕРЖАНИЯ ЗАДАНИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНКРЕТНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, СЛОЖИВШИХСЯ ТРАДИЦИЙ И ПРАКТИКИ ЕЕ ПРЕПОДАВАНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ УМО, НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И ОПЫТА КОНКРЕТНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ) НАПРИМЕР:)

5.4. Перечень основной и дополнительной литературы.

Учебники и учебные пособия

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер,

2001.

Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2001.

Бурлачук Ф.Е. Психодиагностика. СПб.: Питер, 2002.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагно-

стике. СПб.: Питер, 2006.

Вассерман Л.И., Щелкова С.Ю. Медицинская психодиагностика: тео-

рия, практика и обучение. М.: Академия, 2003.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2006.

Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Вве-

дение в психометрическое проектирование. Киев: ПАН ЛТД, 1994.

Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональ-

ной пригодности // Под ред. Бодрова В.А. М.: Пер Сэ, 2003.

Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисо-

вой. СПб.: Питер, 2004.

Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб.: Пи-

тер, 2005.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. Левченко И.Ю., За-

брамной С.Д. М.: Академия, 2005.

Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. СПб.: Питер,

Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: В 3 ч. М.,

2003.

Методические пособия и другая литература

Айзенк Г.Дж. Личностный профиль по Айзенку. М.: Когито-центр,

2003.

Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом кон-

сультировании. М.: Академия, 2004.

Ануфриев А.Ф. , Костромитина С.Н. Как преодолеть трудности в обу-

чении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические ме-

тодики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 2003.

Балакшина Ж.А., Прохоренко Т.В. Диагностика памяти, внимания,

мышления, уровня развития. СПб.: Речь, 2002.

Балакшина Ж.А., Прохоренко Т.В. Школьный тест умственного раз-

вития. СПб.: Речь, 2002.

Беллак Л., Беллак С.С. Тест детской апперцепции (фигуры животных).

Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб.: Дорвиль, 1992.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многосто-

роннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994.

Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл,

Речь, 2003.

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. Учебное пособие.

М., 1985.

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, прак-

тика применения к исследованию личности ребенка. М.: Ин-т общегуман.

исследований, 2001.

Дашков И.М., Курганский Н.А., Чумакова Н.П. Калифорнийский пси-

хологический опросник – CPI. М.: ПсиХРОН, 2003.

Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций. СПб.: Речь, 2002.

Киреева Н.Н. Диагностика когнитивных стилей. СПб.: Речь, 2003.

Колакогло К. Сказочный проективный тест. М.: Когито-центр, 2003.

Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю»: Учебно-методическое посо-

бие. СПб.: Речь, 2003.

Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2003.

Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования

личности «Hand-test». СПб.: ИМАТОН, 1995.

Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М.: Смысл, 1998.

Маховер К. Проективный рисунок человека. СПб.: Смысл, Речь, 2003.

Михайлова (Алешина) Е.С. Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена. Диаг-

ностика социального интеллекта. Методическое руководство. СПб.:

ИМАТОН, 2001.

Мира-и-Лопес Е. Графическая методика исследования личности.

СПб.: Речь, 2002.

Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука обще-

стве. М.: Академический проект, 2003.

Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента

в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.

Практикум по психофизиологической диагностике / Н.Г. Блинов и др.

М.: Владос, 2000.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности / Ред.

И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002.

Равен Дж. Прогрессивные Матрицы Равена. М.: Когито-центр, 2002.

Рисуночный тест Вартегга. Практическое руководство. М.: Смысл,

2004.

Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.:

Речь, 2002.

Роршах Г. Психодиагностика. Методика и результаты диагностиче-

ского эксперимента по исследованию восприятия. М.: Когито-центр, 2003.

Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностный опросник

Р.Кеттелла: Руководство по использованию. СПб., 1995.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и

опыт применения их в клинике: Практ. руководство. М.: Апрель-пресс,

2004.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагно-

стике. М., 2000.

Силвер Р.А., Копытин А.И. Рисуночный тест Силвер и его стандарти-

зация в России. Методическое руководство. СПб.: Скифия, 2001.

Собчик Л.Н. Вербальный фрустрационный тест. СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и

межличностных отношений. СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Диагностика психологической совместимости. СПб.:

Речь, 2003.

Собчик Л.Н. Исследование интеллекта по Кеттеллу. СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Метод портретных выборов – адаптированный тест Сон-

ди. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Мотивационный тест Хекхаузена. СПб.: Речь, 2003.

Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный

восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе.

СПб.: Речь, 2002.

Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест (РАТ). СПб.: Речь,

2002.

Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированная многофакторная методика

исследования личности. СПб.: Речь, 2002.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-

во МГУ, 1980.

Соломин И.Л. Личностный опросник MMPI. Методическое руково-

дство. СПб.: ИМАТОН, 2002.

Тест Розенцвейга (детский и взрослый варианты) / Ред. И.Б. Дермано-

ва. СПб.: Речь, 2002.

Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство.

СПб.: ИМАТОН, 2003.

Тест тревожности (Р. Томли, М. Дорки, В. Амен) / Ред. И.Б. Дермано-

ва. СПб.: Речь, 2002.

Тесты детской апперцепции (САТ, САТ-Н, САТ’С) / Под ред. Галано-

ва А.С. М.: Когито-центр, 2003.

Тимофеев В., Филимоненко Ю. Цветовой тест М.Люшера (стандарти-

зированный вариант). Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.:

ИМАТОН, 1998.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологи-

ческая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Инсти-

тута Психотерапии, 2002.

Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика

структуры интеллекта» (детский вариант). Методическое руководство.

СПб.: ИМАТОН, 2001.

Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д.Векслера «Диагностика

структуры интеллекта» (взрослый вариант). Методическое руководство.

СПб.: ИМАТОН, 2001.

Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб.: Речь,

2003.

Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб.: Речь, 2002.

Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьни-

ков: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: Изд-во

МПСИ; Воронеж: МПО «МОДЭК», 2004.

Ясюкова Л.А. Фрустрационный тест С.Розенцвейга. Методическое

руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001.

1.1. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

(В ДАННОМ РАЗДЕЛЕ УКАЗЫВАЮТСЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: КОМПЬЮТЕРНАЯ И МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ТЕХНИКА, ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ, ВИДЕОТЕХНИКА, ВИДЕОФИЛЬМЫ, ВИДЕОСЮЖЕТЫ, ФОТОСНИМКИ, ПЛАКАТЫ, СЛАЙДЫ; ЧЕРТЕЖИ, СХЕМЫ, МАКЕТЫ, МУЛЯЖИ, ИНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И Т.П.)

http://azps.ru/tests/ Тесты для психологов: Прогрессивные матрицы

Равена. Тест Гилфорда. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. ШТУР.

Тест Кеттелла. «Компасы». Тест «включенных фигур» Готшильда. Коррек-

турная проба. Объем оперативной памяти. 10 слов. Процесс запоминания.

Кратковременная зрительная память. Определение понятий. Количествен-

ные отношения. Закономерности числового ряда. Аналогии. Исключение

понятий. Исключение лишнего. Сравнение понятий. Гибкость мышления.

Быстрота мышления. Толкование пословиц. Тест Масселона. «Круги».

Когнитивный стиль. Ригидность мышления. Сложные аналогии. Выделе-

ние существенных признаков. Скорость классификации. Активность сло-

варного запаса. Яркость и устойчивость представлений. Уровень вообра-

жения. Вербальная фантазия. MMPI. 16PF Кеттелла. FPI форма В. Само-

оценка. Q-сортировка Стефансона. Потребность в достижении успехов.

Опросники Айзенка EPI и EPQ. Опросник Келлермана-Плутчика. Диагно-

стика эмпатии. Шкала тревоги Тейлор. Шкалы тревоги Спилбергера. Лич-

ностный дифференциал. Социальная фрустрированность Вассермана.

Шкала одиночества Рассела-Фергюсона. Стрессоустойчивость Холмса-

Раге. Ригидность. Диагностика невротических состояний. Аффиляция. Оп-

росник межличностных отношений (ОМО). ПДО Личко. Опросник Шми-

шека-Леонгарда. ЛОБИ. Самоактуализационный тест. ДМО Лири-Собчик.

Морфологический тест жизненных ценностей. «Цель-Средство-Результат».

Избегание неудач Элерса. Мотивация одобрения. Опросник самоотноше-

ния Столина. Самооценка. Опросник Басса-Дарки. Опросник Ассингера.

Уровень общительности. КОС. Шкала депрессии. УСК. Опросник Юнга.

Ассертивность. ПРОГНОЗ. Эмоциональное выгорание. Свойства темпера-

мента Стреляу. Структура темперамента Русалова. Уровень невротизации

и психопатизации (УНП). Тест Руки (Hand-test). Тест Розенцвейга (детский

вариант). ТЮФ. «Рисунок семьи». «Дом-Дерево-Человек». «Несущест-

вующее животное». Три желания. Незаконченные предложения. «Три де-

рева». Метод цветовых выборов Люшер-Собчик. Интервью «Волшебный

мир». Мотивация в игре. Отношения подростка с классом. Школьная тре-

вожность Филлипса. Мотивы учебной деятельности. Отношение к учеб-

ным предметам Казанцевой. Опросник родительского отношения. Тест

удовлетворенности браком. Семейные ценности и ролевые установки в

супружеской паре. Семья глазами родителей (PARI). Профориентационные

методики (18 тестов). КОСКОМ 2. Коммуникативные умения Михельсона.

Педагогическое общение. Успешность в педагогической деятельности.

Техника общения Творогова. Оценка воспитанности учащихся. Педагоги-

ческие ситуации. Нервно-психическая устойчивость педагога. Физиономи-

ческий тест Кунина. Стиль руководства. Эффективность лидерства.

Раздел II. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций.

7. Формы промежуточного и итогового контроля.

7.1. Содержание и порядок проведения промежуточных аттестаций.

(САМОЙ РАСПРОСТРАНЕННОЙ И НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОЙ ФОРМОЙ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ АТТЕСТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ЯВЛЯЕТСЯ ТЕСТИРОВАНИЕ.

МЕТОДИКИ СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВ, ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ МОГУТ ВАРЬИРОВАТЬСЯ.

НАПРИМЕР:

Контрольно-проверочное тестирование представляет собой наиболее распространенную и целесообразную форму промежуточного (рубежного) контроля полученных обучающимися в процессе освоения учебной дисциплины знаний. Обычно тестирование проводится по итогам изучения той или иной темы, нескольких тем или дидактической единицы учебной дисциплины, какого- либо раздела или определенной части учебной дисциплины.

Целью проведения тестирования является проверка качества усвоения обучающимися учебного материала. Успешное прохождение тестирования может служить основанием для допуска к изучению последующих тем, дидактических единиц, разделов и частей учебной дисциплины, а также критерием допуска к итоговой аттестации.

В настоящем разделе учебно-методического комплекса приводится перечень тестов по: а) каждой дидактической единице, предусмотренной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности– «Психология» (по направлению подготовки– «Психология» (бакалавриат); б) каждому разделу;.

В каждом блоке тестов содержится ___(вариантов) контрольных вопросов(а) (тестовых заданий), каждый из которых предполагает выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Приведенные в тесте задания охватывают обязательные для усвоения аспекты данной учебной дисциплины.

Самостоятельное выполнение обучающимися приведенных ниже тестов поможет проверить им собственные знания и будет способствовать наилучшей их подготовке к промежуточной и итоговой аттестациям. В конце теста приводится ключ к нему, т.е. варианты правильных ответов на поставленные вопросы.

Тестирование проводится путем получения письменных ответов студентов на поставленные контрольные вопросы. Тестирование может быть проведено в компьютерном классе с использованием соответствующих программных продуктов.

Критерием оценки результатов тестирования:

- «отлично»: правильные ответы на не менее чем___ вопросов(а);

- «хорошо»: правильные ответы на не менее чем ___ вопросов(а);

- «удовлетворительно»: правильные ответы на не менее чем __ вопроса(а);

- «неудовлетворительно» правильные ответы на ____ и менее вопросов.

Тестовые задания проверки знаний по курсу «Основы психодиагностики»

Выберите один ответ из предлагаемых вариантов в каждом вопросе

и отметьте кружком в бланке ответов.

1. Психологический тест – это …

а) инструмент;

б) задача;

в) условие;

г) подход.

2. Назначение психологического теста:

а) измерение различий между людьми или между реакциями одного и

того же человека в разных условиях;

б) выявление закономерностей человеческого поведения;

в) сбор сведений о причинах существования данных особенностей че-

ловека (анамнез);

г) выявление специфических особенностей (слабостей) человека для

целенаправленного коррекционного воздействия.

3. Основной целью теста является:

а) предварительное ознакомление с личностью испытуемого;

б) нахождение корреляции между определенными показателями;

в) диагностика определенных психологических особенностей испы-

туемого;

г) формирование определенных качеств испытуемого.

4. В психодиагностическом обследовании реализуется принцип:

а) специальное воздействие (стимул) → фиксируемая реакция (S→R);

б) стимул → реакция → анализ-интерпретация (S→ R→ I)

в) реакция → интерпретация → коррекция ( R → I → K );

г) реакция → интерпретация → стимул ( R → I → S ).

5. Основное преимущество метода психодиагностики:

а) метод более простой в использовании, чем остальные;

б) большая точность, чем у других методов;

в) требует меньше затрат при проведении;

г) сбор информации в более короткие сроки.

6. Второе основное преимущество психодиагностики:

а) определение общих для всех людей закономерностей их поведения

и психики;

б) выявление особенностей человека, недоступных для изучения дру-

гими методами;

в) дает полную картину поведения и личности человека;

г) возможность получения информации о неосознаваемых психиче-

ских явлениях.

7. Какой из подходов учитывает уникальность и своеобразие

личности?

а) проективный подход;

б) субъективный подход;

в) номотетический подход;

г) идеографический подход.

8. Пользователь теста – это …

а) человек, который использует тестовые показатели как главный ис-

точник информации;

б) испытуемый, который проходит тестирование;

в) специалист, который проводит тестирование;

г) специалист, который интерпретирует результаты тестирования.

9. Наименее вероятно стремление испытуемого к фальсифика-

ции результатов:

а) при приеме на работу;

б) в ситуации психологического консультирования;

в) при аттестации на рабочем месте;

г) в ситуации судебно-психологической экспертизы.

10. Шкала лжи – это:

а) шкала, выявляющая акцентуации характера человека, связанные с

его тенденцией к обману окружающих;

б) шкала, выявляющая отношение самого испытуемого к нечестным

людям;

в) шкала, выявляющая степень согласия с общеизвестными утвержде-

ниями;

г) шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных про-

ступков, которые совершаются большинством людей.

11. Закрытые вопросы это:

а) вопросы, на которые в анкете даются заранее сформулированные

варианты ответов;

б) вопросы анкеты, на которые испытуемый может не отвечать;

в) вопросы анкеты, ответы на которые не могут быть преданы огласке;

г) вопросы, затрагивающие особо значимые, глубоко интимные темы.

12. Требование ограниченного распространения психодиагности-

ческих методик обосновано …

а) тем, что могут быть нарушены авторские права;

б) тем, что профессионально выполненные методики достаточно до-

рого стоят;

в) для вызова интереса к ним;

г) для неразглашения их содержания и предупреждения их непра-

вильного применения.

13. Принцип компетентности – это …

а) предоставление только тех услуг и использование тех методик, ко-

торые соответствуют квалификации специалиста;

б) конфиденциальность полученных данных;

в) использование узко специализированных тестов;

г) безоценочное отношение к клиенту.

14. Возможно ли проводить тестирование без согласия испытуе-

мого?

а) Нет, испытуемый должен быть обязательно предупрежден;

б) Нет, за исключением тех случаев когда тесты утверждены (мини-

стерством) и все обязаны их проходить;

в) Да, особенно в тех ситуациях где испытуемый может фальсифици-

ровать ответы (солгать);

г) Да, когда есть такая необходимость (по мнению психолога или ру-

ководителя).

15. Кто отвечает за ошибки, допущенные при проведении тести-

рования?

а) психолог-диагност;

б) те, кто обучал психолога;

в) авторы диагностической методики;

г) испытуемый, неправильно понявший инструкцию.

16. Может ли испытуемый доказать в судебном порядке, что ре-

зультаты тестирования нанесли ему ущерб?

а) Нет соответствующей законодательной базы;

б) Нет, результаты не могут нанести прямой ущерб;

в) Да, он должен это сделать, если ущерб нанесен;

г) Да, при помощи опытного адвоката.

17. При психодиагностическом обследовании ребенка младше 16

лет обязательно требуется …

а) согласие родителей;

б) согласие администрации школы;

в) только его согласие;

г) присутствие свидетелей.

18. В этическом принципе объективности говорится, что

а) диагностическая информация должна быть доступной только для

тех, для кого она предназначена;

б) испытуемый должен иметь возможность комментировать содержа-

ние своих результатов и в случае необходимости разъяснять фактическую

информацию;

в) на психолога не должны оказывать влияния впечатления о лично-

сти испытуемого – симпатии, антипатии, собственное состояние или на-

строение;

г) результаты диагностики нельзя использовать во вред человеку,

прошедшему тестирование.

19. Психодиагностическое обследование начинается …

а) с подбора методик;

б) с организации условий тестирования;

в) с постановки цели обследования;

г) с определения временных и денежных затрат на проведение обсле-

дования.

20. Встреча с испытуемыми начинается …

а) с раздачи диагностических материалов и объяснения инструкции;

б) с предварительной беседы с испытуемыми и ответов на их вопросы;

в) с определения уровня мотивированности испытуемых и их эмоцио-

нального состояния;

г) с проверки фамилий присутствующих.

21. Основное, что пишется в заключении по результатам диагно-

стики –

а) ответы испытуемого;

б) интерпретация и выводы;

в) рекомендации;

г) результаты тестирования.

22. При сообщении результатов тестирования клиенту необходи-

мо…

а) получить обратную связь, не оценивать, не использовать термины;

б) выдавать результаты в распечатанном виде;

в) дать рекомендации по использованию полученных результатов;

г) знать, что собирается сделать клиент с полученными результатами.

23. Неопределенность тестовых стимулов применяется

а) в опросниках;

б) в проективных методиках;

в) в психодиагностической беседы;

г) в социометрическом методе.

Наши рекомендации