Примерный перечень вопросов к зачету

1. Становление культурологии как науки.

2. Структура и состав современного культурологического знания.

3. Культурология и история культуры.

4. Теоретическая и прикладная культурология.

5. Методы культурологических исследований.

6. Культура, цивилизация, культурогенез.

7. Морфология культуры, функции культуры, динамика культуры.

8. Язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации.

9. Культурные ценности и нормы, культурные традиции.

10. Культурная самоидентичность.

11. Социальные институты культуры.

12. Культурная модернизация.

13. Типология культур.

14. Этническая и национальная культура. Восточные и западные типы культур.

15. Специфические и «серединные» культуры.

16. Локальные культуры.

17. Элитарная и массовая культура.

18. Мировая культура: основные тенденции и этапы развития.

19. Культурные символы мирового исторического процесса.

20. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

21. Культурологические теории в России.

22. Российская культура: основные вехи и тенденции развития.

23. Культура России в современную эпоху.

24. Культура, природа, общество.

25. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2008.

2. Левяш И.Я. Культурология: учебное пособие для вузов. - М.: Айрис-пресс, 2009.

6.2. Дополнительная литература

1. Брагина М.В. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 2005.

2.Борзова Е.П. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. - СПб: Лань, 2006.

3. Драга Г.В. Культурология: Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

4. Кузнецов П.Е. Культурология: Теория культуры: Учебное пособие. - Самара: Сам ГТУ, 2005.

5. Кузнецов П.Е. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. - Самара: Сам ГТУ, 2006.

6. Кузнецова Т.Ф. Культурология: История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2005.

7. Мчедлов М.П. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов. - М.: Акад. Проект, 2006.

8. Чернокозов А.И. История мировой культуры: Краткий курс. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал в г. Сызрани

Кафедра

гуманитарных наук

Самостоятельная письменная работа по дисциплине:

«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Вариант № 4

Выполнил:

студент гр. ЭБЗ-101

А.Б. Левашов

Проверил:

канд. филос. наук, доцент

Л.М. Куракина

СЫЗРАНЬ, 2015

Приложение № 2

Образец выполнения самостоятельного задания

Задание № 4

Какой из этапов эволюции каждой культуры связан по О. Шпенглеру, с органическим началом?

а) этап культуры;

б) этап дифференциации;

в) этап цивилизации;

г) этап иерархизации.

Ответ: а) этап культуры.

Освальд Шпенглер (1880 – 1936 гг.), немецкий социальный философ, автор культурологического подхода к типологии общества. По мнению О. Шпенглера культура подчинена жесткому ритму, определяющему основные фазы ее внутреннего развития:

1) рождение и детство;

2) молодость и зрелость;

3) старость и «закат».

О. Шпенглер выделяет два главных этапа культуры:

1. Восхождение– соответствует культуре, характеризуется «органическим» типом эволюции во всех сферах человеческой жизни – социальной и политической, религиозной и этической, художественной и научной.

2. Нисхождение– соответствует цивилизации, «механический» тип эволюции, представляющий собой «окостенение» органической жизни культуры и ее распад.

В своей работе «Закат Европы» О. Шпенглер так говорит об этом:

«Культура зарождается в тот момент, когда из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного, ограниченное и преходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой она и остается привязанной, наподобие растения. Культура умирает после того как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств и наук и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию… Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией. И она, огромное засохшее дерево в первобытном лесу, еще многие столетия может топорщить свои гнилые сучья. Мы наблюдаем это на примерах Египта, Китая, Индии и мусульманского мира…»

«Всякая культура переживает возрасты отдельного человека. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость. Юная, робеющая, чреватая предчувствиями душа проявляется на рассвете романской эпохи и готики… Чем больше приближается культура к полудню своего существования, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем увереннее становится она в ощущении своей силы, тем яснее становятся ее черты. В раннем периоде все это еще темно, смутно, в искании, полно тоскливым стремлением и одновременно боязнью … наконец, при наступлении старости, начинающейся цивилизации, огонь души угасает. Угасающие силы еще раз делают попытку, с половинным успехом … проявить себя в творчестве большого размаха; душа еще раз с грустью вспоминает … о своем детстве. Наконец, усталая, вялая и остывшая, она теряет радость бытия и стремится … из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики, назад в материнское лоно, в могилу…» [5, 28]

Наши рекомендации