Основы организационного поведения

Тема 1

ВВЕДЕНИЕ.

План:

1. Сущность и признаки организации.

2. Факторы, влияющие на организационное поведение.

3. Классификация организаций.

4. Жизненные циклы организации.

Этот курс изучается в объеме 68 часов аудиторных занятий (лекции, семинарско-практические занятия, тренинги и практические работы).

Современные условия, вызывая более высокую напряженность труда, предъявляют широкие требования к молодым специалистам – выпускникам вузов: умение ценить время, необходи­мость владеть комплексом организационных и психоло­гических качеств, привносить элемент творчества в ра­боту и многое другое.

При всём внешнем различии между организациями, у каждой из них есть общие базовые признаки.

· Во-первых, организация – это некая социальная группа, выделяющаяся из общества. Это выделение в большинстве случаев определяется содержанием её основной деятельности.

· Во-вторых, существование каждой организации направлено на достижение конкретных целей.

· В-третьих, организация может успешно работать и достигать поставленных целей, если она каким-либо образом структурирована, а деятельность людей в ней упорядочена.

Важно понимать, что большинство организаций могут испытывать те или иные проблемы с технологией, сбытом, снабжением, финансами и пр.. Однако все эти трудности, в абсолютном большинстве случаев, являются отражением недостатков или провалов, связанных с особенностями деятельности и поведения работников (не знали, не захотели, не сумели, не сделали…), что в свою очередь обуславливается просчётами в управлении, неспособностью руководства организации обеспечить эффективную работу персонала.

В настоящее время теория и практика современного менеджмента уделяет всё большее внимание проблемам «человеческих ресурсов», влиянию человека на процесс управленческой и организационной деятельности, поэтому введение в учебные планы предмета «Организационное поведение» представляется оправданным и целесообразным. Такое название снимает проблему «ведомственности» данной дисциплины, подчёркивает возможность комплексного подхода к анализу всех проблем, помогающих описать и понять причины поведения и деятельности человека в организации.

В этой связи предмет «Организационное поведение» (по С.И.Ожегову: организационное – упорядочивающее, объединяющее, подготавливающее к осуществлению чего-либо; поведение – образ жизни и действий) приобретает особую значимость.

«Организационное поведение» интегрируетсоответствующие области общей, экспериментальной психологии, социальной психологии социологии, политологии, антропологии. Одновременно оно использует мировые достижения философии, логики, риторики, педагогики, этики, права, а также методы воздействия на личность и социум морали, искусства, различных религиозных конфессий.

Цели дисциплины можно сформулировать следующим образом:

· систематизированное описание поведения людей в различных ситуациях, возникающих в процессе труда и общения;

· анализ причин и поступков (индивидуальных и групповых) в определённых условиях производственной среды;

· прогнозирование и корректировка поведения человека в организации;

· формирование комплекса практических навыков по современным формам и методам управления поведением личности и группы для повышения результативности деятельности организации.

Настоящая программа составлена таким образом, чтобы в ходе изучения предмета обеспечить решение ряда актуальных задач:

· Повышение уровня функционально связанных действий и коллектив­ных усилий членов групп обусловливает необходимость развития способности будущего руководителя к сис­тематическому анализу внешних объективных условий и факторов функционирования сформировавшихся групп, дос­тупныхнаблюдению в них процессов и явлений.

· Анализ методов ведения бесед помогает разрешению проблем деятельности и управления. Поэтому будущие руководители должны изучать и анализировать технические приемы прове­дения бесед с целью дальнейшего их совершенствования. При этом необходи­мо научиться объективно оценивать свое уме­ние внимательно слушать собеседника, творчески обду­мывать конкретные мероприятия и четко выражать свои мысли. Знание и практическое применение лучших технических приемов проведения де­ловых бесед необходимы для решения задач, связанных с управлением, органи­зацией дружного коллектива и его слаженной работы.

· Для развития умения руководить и подчиняться, обучающимся необходимо выработать систему логических приемов и методических правил, освоить от­сутствовавшие ранее формы поведения, адекватные опре­деленным условиям обстановки, применять их в процессе своей деятельности на основе саморазвития и творческого подхо­да.

· Здоровье – также важ­ный фактор экономического развития, ибо оно определяет не только продолжительность жизни человека, но и его трудоспособность. Поэтому чем выше уровень здоровья населения, тем выше потенциал трудовых ресурсов. При прочих равных условиях от здоровья зависит интенсив­ность труда и, следовательно, объем работы, который может быть выполнен. В этой связи руководитель должен овладеть ортобиотическими٭ умениями и навыками.

«Организационное поведение» – часть управленческой подготовки специалиста. При этом следует помнить, что ситуации, с которыми сталкиваются менеджеры в своей повседневной работе, часто неповторимы и уникальны. Поэтому специалист, изучая вопросы управления, должен не просто получить готовые рецепты на все случаи жизни, а на основе знания общих законов поведения человека в организации, овладеть умением самостоятельно анализировать возникающие проблемы, находить пути и методы их адекватного урегулирования.

Решение этих задач, в конечном итоге, направлено на достижение высокого уровня ка­чественных параметров будущей деятельности подготавливаемых специалистов.

________________

٭Ортобиотика – наука о самосбережении здоровья.

Наши рекомендации