Виды поселений и погребений
К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, кт сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной полосе Европы со 2 пол. 1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.
Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками понимают поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят как длинные кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, т.к. в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.
И стоянки охотников каменного века, и Помпеи, и Троя, и др. древние города – все это поселения.
Особый вид поселений – римские террамары (от «terra marna» – «жирная земля») – укреплённые поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом всё пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.
Погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов Ямной культуры (Ямная культура эпохи энеолита (2-я половина III – начало II тысячалетия до н.э.) в степях Восточной Европы названа по устройству могильных ям под курганами) выделялся кромлех (от бретонского «crom» - «круг» и «lech» - «камень») – пояс из каменных блоков и плит, поставленных на ребро. Плиты такого кромлеха у села Вербовка в Приднепровье покрывал резной геометрический узор. На этот каменный орнаментальный фриз опирался деревянный шатёр, а земляная и дерновая основа всей конструкции была спрятана в глубине. Размеры Ямных курганов очень внушительны. Диаметр их кромлехов достигает 20 м, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 м.
Курганами отмечены все погребения Ямной культуры, но над некоторыми из них возвышались ещё каменные надгробия, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменные бабы Ямной культуры простояли на курганах четыре с лишним тысячи лет. Каменные бабы Северного Причерноморья разнотипны и разновременны. Среди них есть и энеолитические – отёсанные прямоугольные плиты с выступом головы и проработкой деталей гравировкой или рельефом. Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчётом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон с самых отдалённых точек.
До сих пор вопрос о том, кого же изображают древнейшие каменные бабы – бога или человека, - дискуссионен. Одно бесспорно: в III тысячелетии до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества всё большее и большее место. Если в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, в бронзовом - соотношение обратное. Так, в III-II тысячелетии до н.э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество величайших анималистов в истории живописи – художников каменного века. В центре внимания впервые оказался человек.
Пусть каменные бабы Ямной культуры не представляют эстетической ценности. Грубые истуканы пришли на смену безупречным линиям гравировок и умелой лепке форм в росписях ледниковой эпохи. Всё это так. Но гораздо важнее другое. Это памятники гораздо более высокого этапа в развитии мышления общества.
Период, когда люди приспосабливались к природе, а всё искусство сводилось по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.
Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения (Мегалит – от греческого «megas» - «большой» и «lithos» - «камень»), т.е. погребения в гробницах, сооружённых из больших камней - дольмены, менгиры. В Западной Европе и на юге России распространены дольмены (от бретонского «dol» - «стол» и «men» - «камень»). Некогда на северо-западе Кавказа дольмены исчислялись сотнями. Больше всего их было в Прикубанье. Дольмен в Эшери сложен из плит длиной 3,7 м и толщиной до 0,5 м. Одна крыша весила 22,5 т. По расчётам известного археолога Б.А. Куфтина, верхнюю плиту эшерского дольмена поднимало не менее 150 человек.
Самые ранние из них возведены более 4 тысяч лет назад племенами, уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители дольменов ещё не знали железа, ещё не приручили лошадь и не отвыкли от орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены крайне слабо. Тем не менее они создали такие каменные сооружения, каких не оставили после себя не только кавказские аборигены предшествующей эпохи, но и жившие позднее по берега Чёрного моря племена. Несомненно, нужно было перепробовать немало вариантов сооружений, прежде чем прийти к классической конструкции – четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую – плоское перекрытие. У станицы Новосвободной, под насыпями курганов обнаружены необычные дольменообразные гробницы конца 3-го тыс. до н.э. Среди них особенно интересна одна – круглая в плане, со стенами из 11 высоких плит и с кровлей в виде шатра. Эта башня неминуемо развалилась бы, если бы её целиком не засыпали землёй. Нормального распределения функций опор и свода здесь ещё не было. Скорее всего настоящие дольмены тогда строить не умели.
Этапы возведения дольменов восстанавливаются только гипотетически. Создатели дольменов проявили себя не только в качестве строителей, но и архитекторов. Почти везде боковые плиты и кровля несколько выступают над передней стенкой. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Всё это позволило выделить в постройке элементы конструкции – несущие свод опоры – и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена.
Внутри некоторых дольменов были комнаты до 7.7 кв. м, как в Эшери. В Западной Европе известны мегалитические гробницы с гравировкой. В Крыму открыты погребения бронзового века в расписных изнутри ящиках. Исследователи мегалитов Западной Европы пришли к выводу, что резьба в усыпальницах изображает ковры. На одном фризе, помимо их геометрического узора, показаны как бы повешенные на стену лук и колчан со стрелами.
Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой.
Менгиры (от бретонского «men» - «камень» и «hir» - «длинный») – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21 м и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех. К наиболее поразительным сооружениям неолита относится кромлех Стоунхендж, известный еще под названием «хоровод великанов». Смысл, назначение, точное время и способ постройки до сих пор еще не совсем понятны. Находится Стоунхендж в окрестностях Солсбери в Англии.
Ранние формы верований
К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся тотемизм, фетишизм, анимизм, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.
Тотемизм – это вера в родственную связь с каким-либо видом животных, рыб, растений, кт явл-ся тотемом (покровителем-родоначальником) данной группы. Тотемизм возник на охотничье-собирательном этапе развития, когда чел-к не выделял себя из окружающего мира. На ранней стадии тотемизма нельзя было убивать и есть мясо тотема, существовала система табу – религиозных запретов. Как отклик этого, сохранились своеобразные табу в современных религиях: пост у христиан, священные животные в индуизме, кошерная кухня в иудаизме.
Вся жизнь первобытного чел-ка была пронизана представлениями о магических связях в природе.
Магия – это вера в способность чел-ка с помощью заклинаний воздействовать на окружающий мир.
Анимизм (от лат. душа, дух) – наделение природных явлений и объектов (растения, скалы, горы и т.п.) человеческими качествами, т.е. одушевление их. В этот период зарождаются представления о душе и ее бессмертии. Смерть стала считаться прекращением лишь физического существования, а душа продолжала жить.
Фетишизм (о франц. талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, кт наделялись сверхъестественными свойствами. Объектами поклонения – фетишами – могли быть любые предметы как естественного происхождения, так и созданные людьми: фигурки животных, камни, палки и т.п. Формы поклонения, почитания фетишей также разнообразны – от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу. Вера в амулеты (от арабского «гамала» - носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например поклонение черному камню в Мекке (кааба) у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.
Мы рассмотрели основные особенности первобытной культуры и искусства. 30 тыс. лет архаической культуры оставили нам в наследство: обряды, ритуалы, символы, кт сохранились вплоть до сегодняшнего дня как в религиях мира, так и в профанной культуре.
Культура первобытной эпохи стала основой культур Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая и др. цивилизаций.
Вопросы к теме:
1. Каково значение знаний о первобытной культуре сегодня?
2. В отечественной науке была разработана теория «2 скачков». В чем суть этой теории?
3. Когда произошла «неолитическая революция» и с чем это связано?
4. Почему на скальных рисунках первобытные художники изображали животных, а сам человек не пользовался таким вниманием?
5. Назовите ранние формы верований. Как вы считаете, изжили они себя или продолжают существовать в современной культуре?