Охарактеризуйте особенности погребений Тасмолинской культуры.

Тасмоли́нскаякульту́ра — археологическая культура эпохи раннего железного века (7-3 века до н.э.), распространенная на территории Северного и Центрального Казахстана. Свое название культура получила по урочищу Тасмола в Павлодарской области, где был раскопан типичный для этой культуры могильник. Погребальные сооружения тасмолинской культуры состоят обычно из большого кургана и примыкающего к нему малого кургана, от которого отходят на восток «усы» — две каменные дугообразные гряды длиной от 20 до 200 и более метров. В основном кургане находится погребение — трупоположение головой на север в овальной могильной яме, перекрытой каменными плитами. Под насыпью малого кургана, как правило, находят конский скелет и глиняную посуду. В ранних курганах (7-6 века до н.э.) у ног погребенных помещены конские и бараньи головы, а также инвентарь: бронзовые наконечники стрел (втульчатыедвуперые и черешковые трехперые), кинжалы с бабочковидным перекрестьем, стремечковидные удила. Для более позднего периода (503 века до н.э.) характерны бронзовые втульчатыетрехперые наконечники стрел, кольчатые удила.

Предпосылки провозглашения независимости Казахстана.

С конца 80-х годов - начало 90-х годов ярче проявились тенденции к распаду идеологической, территориальной, политической и экономической целостности СССР.

20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП - обращение к советскому народу. В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик - растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества (СССР), потеряли радости жизни десятки миллионов советских людей, в самом недалеком неизбежен новый виток обнищания.

Билет №12

Иностранный капитал в Казахстане в начале XX века.

Начало XX века ознаменовалось относительно быстрым развитием промышленности и проникновением иностранного капитала в Казахстан.

Это был период, когда капитализм вступал в новую, империалистическую стадию своего развития и для которого теперь типичным становился вывоз капитала. Казахстан все сильнее втягивался в оборот мирового капитализма. Здесь, как и в других колониальных странах, создаются условия для вывоза капитала, для создания капиталистических предприятий с использованием местной дешевой рабочей силы. К тому же прибыль была высока, ибо капиталов было мало, цена земли сравнительно невелика, заработная плата низка, сырые материалы дешевы. Норма прибыли на капитал, помещенный в Казахстане, в несколько раз превосходила норму прибыли от капитала, помещенного внутри России. Вот почему русская буржуазия считала более выгодным вывозить свой капитал в Казахстан и другие окраины Российской империи и организовывать там промышленное производство. Все это объясняет нам быстрый рост здесь числа промышленных предприятий в начале XX века. Если в 1900—1901 гг. в Казахстане насчитывалось 2 663 предприятия, то в 1909—1910 гг. их число возросло до 4 044. На них работало более 16 тысяч рабочих против 8 824 в 1900—1901 гг. 2 В конце XIX и начале XX века в казахскую степь начинает проникать иностранный капитал. В 1896 году французские капиталисты купили у царского правительства Зыряновское месторождение полиметаллических руд и создали там «Зыряновское горнопромышленное общество». В 1904 году царское правительство передало в концессию все алтайские месторождения австрийскому князю Тури-и-Максис. В этом же году Карагандинские угольные копи, Успенский медный рудник и Спасский медеплавильный завод перешли французскому капиталисту Карно на правах концессии.

Нефтяная промышленность дореволюционного Казахстана находилась главным образом в руках английских капиталистов. Они организовали здесь несколько компаний, в том числе «Западно-Уральское нефтяное общество», «Северо-Каспийскую нефтяную компанию». Существовали и смешанные компании, в которых орудовали те же английские, американские, французские и русские капиталисты.

Таковы основные черты развития промышленности в Казахстане в начале XX века. Не подлежит сомнению, что в казахских степях капитализм не превратился в ведущую, господствующую социально-экономическую силу.

Техника полихромного стиля.

Полихромный стиль — особый стиль в декоративно-прикладном искусстве кочевников Евразии в гунно-сарматскую эпоху, при которой золотые и серебрянные украшения дополнялись вставками из цветных камней

Для изделий «полихромного стиля» характерно сочетание металла с цветными каменьями или окрашенным стеклом, в особенности золота или золоченой меди с гранатами, рубинами или красным стеклом. Металл то служит фоном, то образует ажурную оправу для прозрачных вставок.

Наши рекомендации