Основные задачи культурологического исследования

Некоторые представления о современной культурологии.

Культурология – новая отрасль научного знания, которая находится в стадии становления, уточняет свой предмет, методы, понятийный аппарат и т.д. Сегодня существует множество представлений о ее сущности, содержании, объекте. Культурологи и представители других областей знания указывают на три основных подхода.

Первый подход обнаруживает стремление рассматривать культуру как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Второй подход рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре.

Третий подход представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру. Существует и обратная позиция, согласно которой Культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур. В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.

Основные задачи культурологического исследования.

Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни и изучает культурные объекты и процессы. Основными задачами культурологического исследования являются:

1) анализ культуры как системы культурных феноменов;

2) выявление типов связей между элементами культуры;

3) решение проблем социокультурной динамики;

4) исследование ментального содержания культуры;

5) исследование типологии культур и культурных единиц;

6) исследование культурных ходов и коммуникаций.

Тема II

Основные понятия культурологии

Практическое занятие 2.

Сущность культуры. Основные подходы к определению культуры.

План

1. Этимология (происхождение) слова «культура». Основные значения слова «культура».

2. Проблема определения культуры в социально-гуманитарной и антропологической традиции. Множественность определений культуры.

3. Сущность культуры (различные подходы к ее осмыслению) Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Г.П. Федотов, З. Фрейд и др. о сущности культуры (см. Приложение II).

4. А.Ф. Лосев о культуре и интеллигентности (По статье А.Ф. Лосева «Об интеллигентности» см. Приложение II).

5. Основные общие подходы к определению кульутры аксиомологическая и антропологическая трактовка культуры (по А.С. Кармину); деятельностный и аксиологический подходы (по Г.В. Драчу); технологическая, деятельностная и ценностная концепции (см. Приложение II), выделение ценностного и антиценностного содержания культуры (по В.М. Жаринову); понимание культуры как высокой духовной ценности; как универсального понятия; выделение в культуре антикультурных проявлений (см. материалы лекций).

6. Основные группы (виды) определений культуры. Целостность феномена культуры при различных подходах, направлениях ее осмысления.

7. Основные функции культуры. Единство и взаимосвязь функций культуры.

Практические задания

1. Законспектировать статью А.Ф. Лосева «Об интеллигенции» (См. приложение II).

2. Выписать в тетради слова Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Г.П.Федотова и З. Фрейда о культуре и проанализировать их.

3. Внимательно рассмотрите помещенные в приложении II таблицы. Перепишите их в свои рабочие тетради и используйте при подготовке к занятию.

Библиографический список.

Основной список

1. Кармин А.С. Основы культурологи: морфология культуры. – СПб.,1997. С.9-19, 43-54 (к вопросам 2,5,6,7).

2. Лосев А.Ф. Об интеллигенции //Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988. С.314-322 (См. приложение II).

3. Драч Г.В., Ерыгин А.Н., Заковоротная и др. Культурология. Конспект лекций. – Ростов н/Д., 2003. С. 16-25 (К вопросам 3,5,7).

4. Жаринов В.М. Культурология: Учебное пособие. –М., 2003. С.4-7 (К вопросу 5).

5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. –М., 2004. С.108-114 (К вопросам 1,3,6).

6. Кравченко А.И. Культурология. –М., 2003. С.11-16; 18-27 (К вопросам 1,2,3,5,7).

7. Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С.Кагана.-М., 2005. – С.60-66; 13-26 (К вопросам 1,2,3,5,6).

8. Мамонтов А.С., Мамонтов С.Н. Культурология: Учебник. –М., 2005. С.27-35 (К вопросам 2,3).

9. Культурология /Сост. И отв. Ред. А.А. Радугин. – М., 1997.- С.12-14 (К вопросу 3).

10. Романов Ю.И. Культурология. –СПб., 206. –С.7-8; 32-41 (К вопросам 1,2,3,5,6,7).

11. Культурология / Под ред. Проф. Г.В. Драча. – Ростов н/Д., 1997, - С.100-112 (К вопросу 7).

12. Розин В.М. Культурология. – М., 1999. –С.282-285.(К вопросу 6).

13. Культуроология: Учебник для студ. техн. вузов/Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарян.-М., 1998. – С.36-54 (К вопросам 1,3,5,7).

14. Введение в культурологию /Отв. Ред. Е.В.попов.-М., 1995. –С.3,5; 57-79 (К вопросам 2,3,7).

Дополнительный список

1. Хорунженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н/Д., 1997.

2. Культурология. XX век. Словарь. –СПб., 1997.

3. Культурология в вопросах и ответах /Под ред. проф. Г.В.Драча. –М., 2002.

4. Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов /И.Т. Пархоменко, А.А. Радугин. –М., 2001.

5. Хрестоматия по культурологии /Сост.: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. – М., 1998.

Приложение II. Материалы к теме.

1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1989. С. 231.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном (М., 1989. С. 231)

Культура человечества движется вперед не путем перемещения в "пространстве времени", а путем накопления ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые (если старые действи­тельно настоящие), а, присоединяясь к старым, увеличивают их значи­мость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша культурных ценностей - но­ша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы овладели, тем более изощренным и острым становится наше восприятие иных культур - культур, удаленных от нас во времени и в пространстве древних и других стран. Каждая из культур прошлого или иной страны становится для интеллигентного человека "своей культурой" - своей глубоко личной и своей в национальном ас­пекте, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого.

2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994. С.4.

Наши рекомендации