Требования к результатам освоения дисциплины
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра иностранных языков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
«КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Cпециальность:
036401.65 «Таможенное дело»
Квалификация выпускника: специалист
Москва
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра иностранных языков
УТВЕРЖДЕНО
учебно-методическим советом
факультета таможенного дела
Академии
(протокол от 17 мая 2011 г. № 18)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Cпециальность:
036401.65 «Таможенное дело»
Квалификация выпускника: специалист
Москва
Автор:
Е.А.Федорченко, профессор кафедры иностранных языков,
доктор филологических наук, доцент
Ответственный за выпуск
Н.А.Кузнецова, зав. кафедрой иностранных языков,
кандидат филологических наук, доцент
Рецензенты:
Н.А.Герасименко, профессор кафедры современного русского языка
Московского государственного областного университета;
доктор филологических наук, профессор
А.Е.Назарова, старший преподаватель кафедры иностранных языков
Егорьевского филиала Московского государственного
гуманитарного университета им. М.А.Шолохова,
кандидат филологических наук
Программа одобрена на заседании кафедры
(протокол от 19.05.2011г. №11)
© Российская таможенная академия, 2011
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Владение государственным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог – необходимые составляющие профессиональных умений специалистов таможенной службы.
Цели преподавания дисциплины:
- совершенствовать владение нормами современного русского литературного языка, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве государственного языка Российской Федерации;
- обеспечить достижение уровня языковой компетентности, достаточного для осуществления научной и профессиональной коммуникации.
Задачи изучения дисциплины:
- развитие устной и письменной речи студентов в соответствии с основными критериями культуры речи;
- обучение сознательному отбору языковых средств для выражения своих мыслей в различных ситуациях речевого общения;
- формирование речевых умений и навыков, необходимых для достижения целей научной и профессиональной коммуникации;
- воспитание отношения к русскому языку как к одной из основных национально-культурных ценностей.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Данная дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Изучение данной дисциплины позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для освоения ООПподготовки специалиста в целом, а также для продолжения профессионального послевузовского образования и успешной профессиональной деятельности, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации государственным языком Российской Федерации признается современный русский литературный язык и в качестве основных сфер его использования утверждаются сферы законодательной и правоприменительной практики, государственного управления, науки, образования.
Успешное развитие в вузе умений студентов оптимально использовать средства русского языка при устном и письменном общении в сферах, которые непосредственно связаны с их будущей профессиональной деятельностью, обусловлено повышением их общей культуры и уровня гуманитарной образованности, необходимостью теоретического осмысления языковых явлений и процессов, понимания взаимодействия внешних и внутренних факторов развития языка в современном мире. Научно-исследовательская работа обучающегося связана с реализацией научного стиля русского литературного языка в его разнообразных жанровых разновидностях.
Для освоения данной дисциплины необходимо как предшествующее полное усвоение программы по русскому языку общеобразовательной школы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующей общекультурной компетенции (ОК)в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению (специальности):
- владение культурой взаимоотношений, взаимопонимания и сотрудничества, способностью предотвращать конфликтные ситуации, уважительно относиться к окружающим (ОК-3).
В результате изучения дисциплины студент должен:
а) знать предусмотренные программой теоретические понятия культуры речи и стилистики русского языка, общего языкознания и терминоведения; характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;
б) уметь составлять и редактировать тексты, ориентированные на различные формы речевого общения; реферировать и аннотировать литературу по специальности;
в) владеть навыками употребления языковых единиц в соответствии с нормами современного русского литературного языка (во всех его функциональных разновидностях – стилях).
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа | ||
Форма промежуточной аттестации (экзамен) | ||
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы | ||
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия | ||
в том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа в том числе: подготовка и выполнение контрольной работы | ||
Форма промежуточной аттестации (экзамен) | ||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | ||
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(очная форма обучения)
№ п/п | Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
лекции | практические занятия | ||||
1. | Русский язык и современная речевая ситуация | ||||
1.1. | Русский язык в его современном состоянии | ||||
1.2. | Культура речи как учение о коммуникативных качествах речи | ||||
2. | Русская лексика и культура речи | ||||
2.1. | Правильность и точность словоупотребления | ||||
2.2. | Русская фразеология и выразительность речи | ||||
3. | Грамматические нормы современной русской речи | ||||
3.1. | Нормативное произношение и ударение | ||||
3.2. | Правильное использование грамматических форм слов | ||||
3.3. | Синтаксические нормы | ||||
4. | Культура письменной речи | ||||
4.1. | Нормы русской орфографии | ||||
4.2. | Пунктуация как показатель речевой культуры | ||||
5. | Стилистические нормы современного русского литературного языка | ||||
5.1. | Научный стиль | ||||
5.2. | Официально-деловой стиль | ||||
5.3. | Публицистический стиль | ||||
5.4. | Разговорно-обиходный стиль | ||||
6. | Современная коммуникация и правила речевого общения |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма обучения)
№ п/п | Название раздела, темы. Формы промежуточного и итогового контроля | Количество часов | |||
Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
лекции | практические занятия | ||||
1. | Русский язык и современная речевая ситуация | ||||
1.1. | Русский язык в его современном состоянии | ||||
1.2. | Культура речи как учение о коммуникативных качествах речи | ||||
2. | Русская лексика и культура речи | ||||
2.1. | Правильность и точность словоупотребления | ||||
2.2. | Русская фразеология и выразительность речи | ||||
3. | Грамматические нормы современной русской речи | ||||
3.1. | Нормативное произношение и ударение | ||||
3.2. | Правильное использование грамматических форм слов | ||||
3.3. | Синтаксические нормы | ||||
4. | Культура письменной речи | ||||
4.1. | Нормы русской орфографии | ||||
4.2. | Пунктуация как показатель речевой культуры | ||||
5. | Стилистические нормы современного русского литературного языка | ||||
5.1. | Научный стиль | ||||
5.2. | Официально-деловой стиль | ||||
5.3. | Публицистический стиль | ||||
5.4. | Разговорно-обиходный стиль | ||||
6. | Современная коммуникация и правила речевого общения |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК И