Программа и структура курса.
Тематический план
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
1. | Модуль 1. Понятия и теоретические положения курса | Рецензия на монографию | ||||||
2. | Модуль 2. Мифологические истоки ритуальной и этикетной практики | Рецензия на монографию | ||||||
3. | Модуль 3. Семантика культуры жизнеобеспечения | Реферат (доклад) | ||||||
4. | Модуль № 4 Тело человека как социокультурный знак | Реферат (в письменной форме). | ||||||
5. | лекции | Практ | ||||||
6. | Консультация | Зачет | Зачет |
Модуль 1. Понятия и теоретические положения курса (10 часов).
Цель Модуля 1.Познакомить обучающихся с проблематикой и основными понятиями курса. Приобретение навыков историографического анализа данной проблематики.
Программа Модуля 1.
Тема 1. Культура и ее функции (2 часа).
Понятие «этническая» (традиционная, бытовая) культура. Содержание понятия «материальная культура». Соотношение понятий «материальная» и «духовная» культура. Материальная культура в диалоге традиций и инноваций. Проблема соотношения понятий «вещь» и «материальный объект (предмет)» (В. Я. Чеснов).
Культура как функционирующая система. Основные функции: коммуникативная, регулятивная, этническая. Этнодифференцирующие и консолидирующие свойства как проявление этнической функции.
Тема 2 Знаковая функция культуры (2 часа).
Знаковая функция – содержание понятия. Знаковость в биологическом мире и человеческом обществе. Оценка знаковости в зарубежной и отечественной литературе. Энергетическая и коммуникативная функции материальных объектов (по П.Н. Богатыреву, А.К. Байбурину). Этническое самосознание как система знаков - символов. Материальные объекты в системе этнических символов.
Тема 3. Основные понятия курса: семантика, семиотика (2 часа).
Содержание понятий «семантика», «семиотика» (семиология). Предмет семиотики. История развития семиотики, ее проблемы в зарубежной и отечественной литературе. Структура семиотики: синтактика, семантика, прагматика. Семиотика и коммуникации.
Тема 4. Основные понятия курса: культурный текст, знак, семиозис (2 часа).
Понятия «текст», «язык культуры». Тексты вербальные и невербальные, сакральные и профанные. Признаки сакральных текстов.
Понятие «знак». Вербальные и невербальные знаки. Типология знаков: индексы, иконические знаки, символы. Соотношение сакральных знаков и сакральных текстов. Понятие «семиозис», его факторы. Знак и значение. Знаковость как условие существования культур.
Тема 5. Основные понятия: семантическое поле, семиотический статус, иерархия семиотических статусов (2 часа).
Полисемантичность культурных знаков. Семантическое поле, противоречивость составляющих его семантических значений.
Соотношение знакового и вещного начал в явлениях культуры. Семиотический статус, иерархия семиотических статусов и их изменчивость.
Практическое задание: Подготовить рецензию на одну из теоретических работ, представленных в списке литературы (выбор монографии согласовывается с преподавателем).
Проверочные вопросы.
1. Дайте определение понятий: «семантика, семиотика».
2. Охарактеризуйте иерархию семиотических статусов.
3. Как понять «энергетическая» и «коммуникативная» функции вещей.
4. Что такое: «знак, символ»?
5. Раскройте содержание понятий «язык культуры», «культурный текст», «код культуры».
Тесты:
I. Какому термину соответствует определение: «…материальный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его…»
а) знак, б) артефакт, в) элемент материальной культуры.
II. К классификации знаков не относятся (1 определение): а) иконические знаки, б) знаки-индексы, в) знаки-символы, г) знаки прагматические.
Дайте определение основных компонентов классификации знаков.
III. Назовите двух ученых, труды которых стали импульсом в развитии науки о знаковых системах и знаках:а) Ч. Пирс, б) Ю.В. Бромлей, в) де Соссюр, г) А. Тойнби.
IV. Иерархия семиотических статусов определяется:
а) соотношением знакового и вещного (прагматического) в объектах культуры, б) субъективными предпочтениями исследователя, в) уровнем материальной ценности объекта.
V. Наука о знаках и знаковых системах: а) семиотика (семиология), б) дидактика, в) текстология, г) схоластика.