Объем дисциплины и виды учебной работы. Северо-Западный филиал

Северо-Западный филиал

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская академия правосудия»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

направление подготовки 030900 «Юриспруденция»

квалификация (степень) бакалавр

Санкт-Петербург

2011 г.

Автор:

Чевтаев А.А., к.ф.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СЗФ ФГБОУВПО «РАП».

Рецензенты:

Артына М.К., к.ф.н., доц., зав. кафедрой отечественной филологии и иностранных языков ФБГОУ ВПО «Государственная полярная академия» (г. Санкт-Петербург)

Лисняк Е.В., ст.преп. кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СЗФ ФГБОУВПО «РАП».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» квалификация (степень) бакалавр.

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин СЗФ ФГБОУВПО «РАП» (г. Санкт-Петербург) (протокол № 2 от 22 февраля 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом СЗФ ФГБОУВПО «РАП» (г. Санкт-Петербург) (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

© Северо-Западный филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия», 2012.

© Чевтаев А.А., 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………..4

Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………………………7

Тематический план ……………………………………………….……………………………8

Программа курса……………………………………………………………………………......9

Планы семинарских (практически) занятий …………………………………………………12

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ………............................................................................................................24

Контрольные задания для проведения рубежного контроля…………………….……..……36

Литература ……………………………………………………………………………………...57

Вопросы для подготовки к зачету …………………………………….………………………60

Введение

Русский язык и культура речи – это дисциплина, предметом исследования которой является речевая культура как обязательный элемент профессиональной культуры. Русский язык и культура речи изучает стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, выявляет общие тенденции функционирования языковых единиц в зависимости от жанровых характеристик официально-деловой документации, раскрывает особенности речевого поведения.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла изучаемых дисциплин по направлению подготовки бакалавриата 030900 «Юриспруденция».

Основная цель учебного курса - сформировать у студентов знание о том, что такое национальный язык и культура речи, овладеть нормами литературного языка, усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе профессионального общения. Достижению данной цели служат следующие задачи:

1) выявить сущность понятия «культура речи»;

2) рассмотреть особенности стилей современного русского литературного языка;

3) дать анализ этических аспектов устной и письменной речи;

4) раскрыть специфику профессиональной речевой культуры и современного языка делового общения.

Требования к уровню подготовки студентов:

- иметь представление о роли культуры речи в профессиональной деятельности сотрудников судебной системы;

- владеть речевыми нормами, коммуникативными качествами речи;

- знать основные требования речевого этикета;

- уметь отличать тексты одного литературного стиля от текстов других стилей; писать орфографически грамотно; говорить орфоэпически грамотно.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в средней школе.

Структурно дисциплина состоит из 6 тем. Они включают в себя изучение истоков, путей становления и особенностей культуры речи, анализ языковых норм и коммуникативных качеств речи, сущности понятия «культура речи», рассмотрение особенностей стилей современного русского литературного языка, их взаимодействие и др.

Студент после освоения содержания дисциплины должен обладать следующими компетенциями:

А) общекультурными (ОК)

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

Б) профессиональными (ПК)

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19)

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

– знать основные виды норм современного русского литературного языка; язык служебных документов; основные единицы общения; направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения;

– обладать навыками правильного использования того или иного стиля в письменной и устной речи;

– уметь вычленять из текста и комментировать нормативные, этические и коммуникативные аспекты устной и письменной речи; правильно и грамотно строить устное публичное выступление.

Основной учебный материал предъявляется на лекционных занятиях, полученные знания углубляются на итоговых семинарах. Занятия строятся таким образом, чтобы сориентировать студентов на приобретение опыта освоения русского языка и культуры речи не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов по освоении тем данного курса.

Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
очная очно-заочная заочная
Зачетные единицы [1] - общая трудоемкость   2з.е – 72 ч. - 2з.е. – 72 ч.
Всего аудиторных занятий из них: 36 - 6
Лекции   18 - 2
Семинарские (практические) занятия   18 - 4
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС   36 - 66
Форма итогового контроля   Зачет

Тематический план

Наши рекомендации