Культурология : сущность, предмет, объект
ЛЕКЦИЯ 1. КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
1. Культурология : сущность, предмет, объект.
2. Определение культуры и её функции.
3. Типология культуры.
Культурология : сущность, предмет, объект
Культурология - это наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология изучает:
- предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей;
- культурология исследует участие людей в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей;
- культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно - исторических типов.
Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций со-цио-кулыурной среды современности.
Одна из основных проблем культурологической науки - вопросы теории и истории мировой культуры.
Предмет культурологи:
- объективные закономерности культурного процесса, как мирового, так и национального;
- памятники и явления материальной и духовной культуры;
- факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формиро ванием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.
Объектом культурологии являются:
- культурные аспекты различных областей общественной жизни;
- выявление особенностей и достижений основных культурно-исторических типов;
- анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.
Задача культурологии - построить “генетику” культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы проигнорировать этот процесс, в перспективе - управлять им.
Выделяют следующие периоды становления культурологии:
- этнографический(1800-1860)
- эволюционистский (1860-1895)
- исторический (1895 - 1925)
В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключевых категорий. Исследования носили в основном академический характер. Но со второй половины XX века ситуация изменилась. Стала очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начали востребоваться и применяться в самых различных сферах - в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле.
Вклады различных научных направлений:
1) в развитие культурологических теорий вносят свой вклад научные направления: антропология, социология, психология, философия, история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения культурологии позволяет провести границу между ними;
2) культурология акцентирует содержательную сторону совместной деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии;
3) от естествознания культурологию отличает внимание к искусственным объектам и процессам;
4) если социальную философию можно представить как науку о смысле индивидуального и общественного бытия, а историю - как теорию о событийно-деятельстном содержании общественного бытия, то культурология занята конкретно - историческими формами общественного бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы культурно-истрического типа, так и содержание регулирующих и упорядочивающих это типы систем ценностей и технологий деятельности.
Методы культурологических исследований:
Культурология использует все методы социогуманитарного познания.
Прежде всего используется диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне - противоречивого многостороннего явления, требующего конкретного изучения.
Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент. Структурно - функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента функционирования. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать явления культуры в ходе её “диалога” с другими культурами делает необходимым использование компаративного метода - сравнения культур по какому - либо основанию, признаку. Если такое сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных “организмов”, то речь идет о типологическом методе.
Кроме использования указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры могут дополнительно применяться и особенные методы, которые по своей сути совпадают с той или иной концепцией понимания сущности культуры. Так, если культура рассматривается как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку, то для её изучения используется культурантропологический метод. Трактовка культуры как формы общения людей посредством прежде всего языка делает востребованным семиотический метод. Символически -знаковая концепция культуры предполагает для ее исследования герменевтический метод.
Изучение культуры как характеристики человека, как меры человеческого в человеке предполагает опору на биографический метод.
Большую роль в культурологии играют такие общенаучные методы, как исторический метод исследования (анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого) в единстве с логическим (выявление законов движения этого целого с учетом логики самого исследователя).
В процессе культурологического анализа используются частные методы конкретных дисциплин, составляющих эмпирическую базу для культурологии, такие как методы полевой этнографии - описание, классификация, наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии; методы исторических наук, такие как, например, сравнительно -исторический анализ текстов, и т.п.
Определенная трансформация дисциплинарных методов, применяемых в культурологических исследованиях, обусловлена возможностью разделения в них объекта и субъекта анализа. Первым обратил внимание на эту специфику М. Вебер. С его точки зрения, науки об обществе и о культуре должны использоваться одновременно и методом понимания, и методом объяснения. Понимание - метод, исходящий из особенностей культурологии как “науки о духе”, в которой познание направлено не на выявление причинных зависимостей и общих законов происходящего, а на осмысление индивидом собственной жизни. Если природу мы объясняем, то душевную жизнь понимаем. Поэтому интуицию также можно рассматривать в качестве метода культурологических исследований.