Концепция исторических культурных типов

Маркс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, философ и историк. Разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типологии – в конструировании некоторых образов-схем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями и жизненными впечатлениями ученого. Так, античность, феодализм, капитализм для Вебера не объективно существующие отношения, а способы идеальной типизации. Концепция идеальных типов направлена против идеи объективной закономерности исторического развития и служит методологическим обоснованием плюрализма (лат. pluralis – множественный) как принципа исследовательской деятельности.

Во всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому (греч. – милость, благодать, божественный дар) способам организации общественных отношений и наиболее ярко проявляется в экономике, политике, этике и музыке.

Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968) – русско-американский социолог, философ, культуролог. В 1923 г., высланный из Советской России, поселился в США. Исторический процесс рассматривал как циклическую флуктуацию (лат. fluctuatio – колебание, случайное отклонение) основных типов культур, в основе которых лежит интегрированная сфера ценностей, символов. Занимался культурными мировоззренческими суперсистемами, социокультурной динамикой.

Культура, по Сорокину, – совокупность всего сотворенного или признанного определенным обществом на той или иной стадии его развития, в ходе которого общество создает различные культурные системы: познавательные, религиозные, этические, правовые и т.д., главным свойством которых является тенденция к объединению в систему высших рангов. В результате развития образуются культурные суперсистемы, каждая из которых «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правого и должного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими правами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, и, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением».

Эти культурные суперсистемы представляют собой единство, в основе которого фундаментальный принцип, пронизывающий все его составные части и выражающий основную, главную ценность, которая составляет основу, фундамент всякой культуры, проявляющуюся в мировосприятии, мироощущении, мировоззрении.

В соответствии с различными видами мировоззрений Сорокин выделяет три социокультурные суперсистемы, из которых две (идеациональная и чувственная) являются основными, а третья (идеалистическая) – переходной и представляют типы культуры:

– идеациональный, т.е. способный к формированию и восприятию идей;

– чувственный, в котором главное внимание большинства носителей культуры обращено на осязаемые чувствами предметы; для него характерны материализм, прагматизм;

Плюс 2 переходных типа:

– идеалистический – который характеризуется гармоничным сочетанием 2 основных типов (синтез);

– смешанный (эклектический) – характеризуется негармоничным сочетанием 2 основных типов.

Основа идеациональной культуры – Абсолют, принцип сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности (европейская культура средневековья; культура Брахманской Индии, буддийская и лаоистская культуры, греческая культура с VIII по конец VI в. до н.э.).

Основа чувственного типа культуры – принцип, согласно которому объективная реальность и смысл ее чувственны. Она стремится освободиться от ценностей идеациональной культуры (религии, морали и т.п.). Ценности ее сосредоточены вокруг повседневной жизни в реальном земном мире. Тип начал формироваться в XVI в., достиг кульминации к середине XX в. Согласно Сорокину, сейчас мы живем в период этого типа культуры. Но он обречен на закат, поскольку повинен в деградации человека, в придании всем ценностям относительного характера.

Наши рекомендации