Лекция №3: Западный восток как культурные типы
Проблема происхождения культуры.
Проблема культурогенеза.
Под культурогенезом понимают:
1.Проявление культуры как таковой вообще
2. Проявление чего-то нового в уже существующих культурах.
Происхождение культуры по сути до сих пор является загадкой, потому что не существует, какой то одной единственной теории ее возникновения. Единственное в чем согласны все ученые – культурогенез всегда связывает с антропогенезом и социогенезом. 1)Теологическая или креацинистская или божественная. 2) Эволюционная версия - (Ч. Дарвин) человек (и культура) появился в результате эволюции (то есть последовательного приспособления гоминид-высокоразвитых приматов к условиям окружающей среды). Эти 2 теории являются наиболее широко распространенными. 3) Орудийно-трудовая гипотеза Ф. Энгельс ТРУД ДЕЛАЕТ ИЗ ОБЕЗЬЯНЫ ЧЕЛОВЕКА, с это точки зрения решающую роль в эволюции гоминид сыграл коллективный труд. 4) Космологические теории разновидности: 1-жизнь занесена на землю из космоса: Разновидность 2: Жизнь появилась на земле под действием, каких либо космических сил. 5) Психологические или психоаналитические теории родоначальник Зигмунд Фрейд – С точки зрения Фрейда человеческая психика не сводится только к сознаниям. Психика человека имеет минимум 3 уровня: оно-Я-Сверх Я. Я- это сознание. Сверх я это все что человеку навязывается обществом: это нормы, правила, мораль, запреты, предписания и т. д.), оно- это бессознательное или подсознание разумом не контролируется . В бессознательном находятся все наисамые сильные желания, а также базовые инстинкты, главные из которых ЛИБИДО-сексуальный инстинкт. Они находятся в бессознательном потому что в сознании они не помещаются из за их крайней «неприличности»: Сексуальные желание мальчиков направлены на мать (эдипов комплекс), девочек на отца (комплекс электри). Подобное желание запрещаются во всех культурах и поэтому никогда не осознаются, поэтому все части психики всегда между собой конфликтуют , и абсолютное большинство людей живет в состоянии нервоза.
С точки зрения Фрейда культура это результат сублимации – человек, который не может реализовать свою сексуальность по прямому назначению, вынужден «переключать» сексуальную энергию на другие виды деятельности. Так и появляется культура.
6)Игровые теории культуры – с это точки зрения все виды культурной деятельности постепенно сформировались из тех или иных видов игры, именно игра стимулирует те способности и качества которые необходимы для развития культуры: коммуникации с другими людьми, соревновательность, стремление достижению наилучших результатов и т. д., авторы теории И. Хейзинга.
7)Эндорические (Ла Барре, Т. Макена) с это точки зрения культура появилась в результате радикального изменения сознания гоминид, вызванная экстатическим состоянием той или иной природы
8) «Радиационная» теории, с это точки зрения культура это результат трансформации поведения гоминид в результате воздействия радиации в тех местах в Африке, где урановые руды близко подходят к поверхности земли.
9) «Водяная» теория Д. Моррис культура есть следствие что гоминиды вынуждены были пройти водную стадию развития, у современных людей нету шерсти но есть жировая прослойка, они прямоходящие
10) и т.д.
Типология культур
Типология – это метод научного исследования, который основан на разделении исследуемого материала на типы в зависимости от того, какие принципы выберет сам исследователь. В культурологии существует масса разных типологий, так как культуры можно разделять по самым разным основаниям (география, хронология и т д).
Культура:
Массовая культура фольклор элитарная культура
Массовая культура – это культура, которая распространялась и распространяется в больших объемах, благодаря разного рода техническим устройствам (книгопечатание, радио, телевидение).
Популярная культура – которая понятна большинству населения всегда и везде.
Между собой на 90 % совпадают
Сущность М.К.
1. Она проста по форме и содержанию
2. Массовую культуру часто описывают в таких понятиях как «штамп, стандарт и т. д.», так как она почти никогда не ориентирована на новизну.
3. Массовая культура ориентирована на вкусы так называемого «человека массы» или «человека толпы» придумал Х. Ортега-И-Гассет. Сознание такого человека стандартизировано, ориентировано на развлечения, не критично. инфантильно
4. Предполагается, что массовая культура способствует формированию у человека «ложных» потребностей вместо «истинных». Поэтому массовая культура имеет преимущественно коммерческий характер.
5. Массовую культуры (в особенности отечественную) часто отмечает низкий художественный уровень.
Таким образом становится понятно, что массовую культуру оценивают по преимуществу негативно.
Примеры: 98%-все телепродукции (для телевидения); такая литература, как женские романы (любовные), детективы, триллеры, фентези; вся рок-музыка, поп-музыка; кино-жанры те же что и у книг.
Однако ее нельзя оценивать исключительно с этой точки зрения , т к она имеет и свои позитивные стороны: -это весьма эффективное средство рекреации и релаксации; общедоступна, поэтому любой человек через нее может приобщиться к образцам «высокой культуры»; существуют культурные институты, которые по определению могут быть только массовыми (например система всеобщего среднего образования)
Элитарна культура- это тип культуры противоположен массовой. ЭК сложна по форме и содержанию, для ее восприятия требуются развитый вкус, интеллект и т д, ее образцы часто остаются не понятными большинству современникам.
Например:Театр, опера, балет; все остальные виды с приставкой «классическая»; Авторское кино; отдельные виды живописи и т. д.
Фольклор – это такая разновидность массовой культуры которая создается самим народом, а не кем то для народа.
Выводы:любая культурологическая типологии на самом деле представляет для себя только теоретическую модель, поэтому между выше описанными культурами нет и не может быть непроницаемых границ.
Лекция №3: Западный восток как культурные типы
«Восток» с точки зрения культурологии это:
Во-первых, это так называемый «древний» восток (древняя индия, древний Китай, Древний Египет, Древняя Месопотамия, древняя Финикия, древняя Персия и т. д.)
Такие культуры как культуры Майя, Отсеков , Инков также иногда относятся к этому типу хотя они находились на востоке. В настоящее время к этому типу относят центральную, и юго-восточную азию ближнего востока и северной Африки.
Особенности этого культурного типа объясняются историческими условиями, в которых существовали данные культуры:
-Это гигантские территории, вся культурная деятельность на которых в чрезвычайно большой степени зависела от природных условий. В результате формируется особый тип государства и общества (восточная деспотия), в котором высшая власть сконцентрирована в руках одного человека, при этом его фигура обожествляется; Его власть опиралась на гигантский жреческо-бюрократический аппарат. Все люди без исключения считаются подданными верховного владыки, их частные права и сама жизнь могут, отчуждены по его произволу и т. д. В результате формируется особый тип личности, весьма отличный от западной.
«Запад» с точки зрения культурологии это:
-К этому типу культуры относят так-называемую античность (древняя Греция, древний Рим);
-Сейчас это культуры стран Европы и северной Америки
Этот тип культуры исторически формировался по-другому: Природный ландшафт древней Греции вполне позволял обрабатывать свой надел земли своими силами; кроме того первые греческие города государства были очень маленькие. Все это позволило сформироваться совсем другому нежели на востоке типу культуры… «Демократическому (В древней Греции никогда не было царской власти в такой деспотической форме как на востоке) античное общество это сообщество лично свободных граждан собственников с зафиксированными в законах гражданскими правами и свободами и т. д. В результате личность «западного» типа коренным образом отличается от «восточной».
Сущностные отличия Восточного и западного культурных типов.
Запад | Восток | |
Отношение к миру. | Мир – это поле деятельности. Мир нуждается в переустройстве по законам разума. | Мир устроен наилучшим образом, его ни в коем случае не нужно переделывать. |
Отношение к природе. | Западный человек противопоставляет себя и природу, стремиться подчинить ее себе «подстроить под свои нужды». | Восточный человек понимает что природа и он сам суть одно, и поэтому стремиться слиться с природой в гармоническом единстве. |
Призвание человека. | Человек активно меняет окружающее его пространство. | Человек прежде всего стремиться изменить самого себя. |
Устройство мироздания. | «Западный» человек искренне убежден что в центре мироздания находится он сам (этот принцип называется принципом антропоцентризма, которое берет начало еще в древней Греции) Человек это «венец творения», самое совершенное существо во вселенной, все его потребности, желания и т. д. обязательны к исполнению и общество, государство и закон должны быть в своей сути приспособлены к его потребности | На востоке полагают, что миром управляют боги или какой либо безличный космический закон, высшая воля или что ни будь аналогичное, все это многократно превосходит человека, безмерно могущественнее его и задача человека – это понять и жить в соответствии с этим пониманием. |
Познавательные способности человека. И возможность познания мира. | Люди часто убеждены в абсолютной познаваемости мира и верят в то, что когда-нибудь мы раскроем все его загадки. | Люди, как правило убеждены, что мир бесконечно сложнее и загадочнее, чем это можно себе представить и что есть вопросы, на которые мы не ответим никогда |
Механизмы познания мира. | Это разум опирающийся на формальную логику. | Это прежде всего интуиция. |
Восприятие времени. | Время воспринимается линейно, поэтому сознание западного человека ориентировано на уникальность собственного существования. | Время воспринимается циклически. О - это значит, что для восточного человека все повторяется, поэтому сознание восточного человека ориентировано на вечность. |
Отношение к истине. | Истина это то что можно понять умом и приспособить для человеческих потребностей | Истина это сама жизнь, со всей ее сложностью, проблемами, заботами и т. д., ей плевать на то – понимает ли ее один человек или нет. |
Выводы: Между двумя вышеописанными типами культуры не существует жестких границ: Во-первых в современных условиях между востоком и западом идет интенсивный культурный обмен; Во-вторых существуют культуры «смешанного типа; к числу которых видимо относится и Россия, которая в силу своего географического положения вынуждена все время «метаться» между западом и востоком.
Тема: «Проблема межкультурных коммуникаций»
Межкультурные коммуникации это взаимодействия между различными культурами, которые могут проходить на разных уровнях: На уровне отдельных личностей; на уровней этносов или наций; на уровне культур; на уровне цивилизаций.
Межкультурные коммуникации это процесс конфликтный по определению, по сколько представители разных культур имеют разные ценности, нормы, традиции, язык и т. д.
Основные формы процессов межкультурных коммуникаций.
1. Этноцентризм – это восприятие окружающего мира исключительно через нормы и ценности своей культуры, которая при этом маркируется безусловно положительно и приобретает эталонный характер.
Этноцентризм свойственен абсолютно любой культуре и лежит в их основе абсолютно любой национальной идеи.
Особой проблемы в этом не заключается, проблемы начинаются тогда, когда этноцентризм принимает радикальные формы: это шовинизм и ксенофобия.
Шовинизм – это пропаганда или провозглашение собственной национальной или культурной исключительности, другие нации и культуры при этом описываются максимально негативно.
Ксенофобия – это чувство страха, связанное с чувством ненависти, неприязни и т. д., по отношению к кому либо или к чему, либо чужому, непонятному, незнакомому.
2. Ксеноцентризм – это явление противоположное этноцентризму, заключается в том, что на оборот чужая культура маркируется и воспринимается в более позитивном ключе чем своя собственная.
В чистом виде встречается не очень часто, гораздо чаще принимает форму «товарного фетишизма», когда человек сознательно или не осознанно импортные товары отечественным.
3. Культурный релятивизм – это нечто среднее между 1 и 2 точками зрения и суть его в том, что человек воспринимает свою культуру в позитивном смысле, но при этом нормально относится к другим, даже если они и весьма отличаются от его собственной. Эта точка зрения наиболее предпочительна, но она очень редко встречается.
Степень принятия чужой культуры может варьироваться от толерантности (терпимости), до эмпатии (способность к глубокому эиоциональному сопереживанию) .
Культурный шок.
Это чувство депрессии, дискомфорта, страха и т. д., которые возникают у человека вынужденного надолго погрузиться в чужую культурную среду.
Стадии:
1. Эйфория, связанное с самим фактом путешествия за границу, длиться примерно 4 месяца.
2. Собственный шок – на этом этапе человек узнает, что попал в совершенно чужую ему культурную среду, структуры которой он не понимает, ценностей не знает и это незнание может ему дорого стоить. На этом этапе человек остро нуждается в обществе соотечественников, даже если раньше видеть их не мог. Длиться от 4, до 8 месяцев.
3. Частичное понимание – на этом этапе человек по немного овладевает смыслами чужой культуры, начинает чувствовать себя опытным, к нему возвращается чувство юмора, уверенности. Длится от 8 месяцев до 2 лет.
4. «Наслаждение» человек начинает наслаждаться чужой культурой так как культура не похожа на его собственную
Выше описанные этапы и сроки естественно являются весьма условными и зависят как от адаптивных способностей индивидов, так и от специфики принижающей культуры.
Методики преодоления культурного шока.
1. Геттоизация – это сведение всех контактов с чужой травмирующей культуры к минимуму, и пребывание исключительно в обществе соотечественников. Этот способ нельзя практиковать длительное время.
2. Ассимиляция – она противоположна геттоизации и состоит в том, что человек наоборот стремиться как можно скорее овладеть чужой культурой иногда даже жертвуя своей собственной.
3. Промежуточный – состоит он в том, что человек стремиться полноценно реализоваться сразу в 2 культурах в своей и в «принимающих», этот способ наиболее предпочтительнее, но он редко используется. Гораздо чаще встречается 4 способ.
4. Частичная ассимиляция. Человек как бы делит свою жизнь на 2 части: например на работе он следует нормам принимающей культуры, а только в кругу семьи он следует нормам своей. При этом человек все время жертвует то одной то другой культурой и возникает опасность маргинализации. Маргинал человек, который застрял между двумя культурными идентичностями.
Выводы.
Процесс межкультурной коммуникации может быть эффективным, только в случае осознания того факта, что нормы и ценности твое культуры не являются абсолютными (не могут быть руководством для всех остальных); кроме того в ситуации межкультурного контакта целесообразно выбирать такой тип поведения, который в наименьшей степени завязан на мимику, и вообще на невербальные средства коммуникации, в разных культурах разные жесты могут означать диаметрально разные означения.
3. Неолит – 7-4 тыс лет. В эту эпоху происходит неолитическая революция.
2) Медный век – 4-2 тыс. лет до н э , преобладают орудия из камня, но появляются медные.
3) Бронзовый век: конец 2-начало 1 тысячелетия до н э – классовое общество, появляются монументальные строения, письменность, поливное земледелие, кочевое скотоводство и т д.
4) Железный век: конец 1тысячилетия до н э, начало нашей эры
Большинство ученых полагают, что первые люди современного типа появились в Африке. Нижняя граница времени его появления все время отодвигается, в данный момент она находится на отметке примерно в 7 млн. лет назад.
Предполагается, что эволюция человека имеет 2 этапа:
1. переход от животных первопредков человека (гоминид) к стадии формирующихся людей (неандертальцы, питекантропы и т д)
2. Переход от стадии формирующихся людей к людям современного физического типа. (происходит примерно 100 тыс лет назад, и примерно тогда же появляются те же формы деятельности которые по сути существуют до сих пор)
Ранняя форма религии:
Обычно к крайним формам религии относят анимизм, тотемизм, фетишизм и магия. Четкого определения у этих слов нет, кроме того они как всегда находятся между собой в системе отношений, весьма вероятно, что они вообще появляются и существуют одновременно, кроме того не ясно какие из них главные, а какие второстепенные, они между собой переплетены.
Кроме того почти все религии признают существование души.
1. Анимизм – это убежденность в том, что душу имеют не только люди, но и животные, растения, явления природы и т д. Из представления о всеобщей одушевленности логически вытекает представление о необходимости контакта со всеми этими разнообразными душами и духами, а значит и представления о молитве и о жертве.
2. Фетишизм – это вера в особые магические свойства разного рода материальных объектов; именно из фетишизма проистекает вера в амулеты, обереги, талисманы и т п
3. Тотемизм – это вера в магически родственную связь того или иного рода племени или отдельного человека со своим первопредком – животным или растением
Все эти форма религии затейливо переплетены. Особенно сильно заметно на примере чурингов.
4. Магия – это самый трудно – определимый термин, среди всех вышеперечисленных, потому что до сих пор не понятно: является ли магия самостоятельной религиозной формой или же это что то вроде «набора инструментов» для других религиозных форм. Кроме того непонятно, можно ли вообще связывать религию и магию. Магия творится в эгоистических целях. Существуют разнообразные виды магии, которые можно классифицировать по разным принципам: по цели воздействия, по механизму воздействия.
Вывод: Все вышеперечисленные виды и формы часто объединяют понятие «Язычество» и все они существуют в наши дни, как в самостоятельном виде, так и в виде элемента других религий.