Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 академических часов.
Учебно-тематический план дисциплины
очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего час./ зач. ед. | семестр | В том числе, час./ зач. ед. | Формы контроля | |||||
Аудиторные занятия | Самостработа | |||||||||
лекции | семинары | Практ. зан. | Малогрупов. зан. | Инд. Зан. | ||||||
1. | Тема 1: Культурология как наука и учебная дисциплина | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
2. | Тема 2: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
3. | Тема 3: Структура культурологии как науки | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
4. | Тема 4: Методы культурологических исследований | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
5. | Тема 5: Понятие культуры | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
6. | Тема 6: Морфология культуры | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
7. | Тема 7: Ценности и нормы культуры | 7/0,19 | 2/0,05 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||
8. | Тема 8. Культура, как система знаков. Языки культуры. | 7/0,19 | 2/0,05 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||
9. | Тема 9. Динамика культуры | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
10. | Тема 10. Культура и глобальные проблемы современности | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
11. | Тема 11: Основания типологии культуры | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
12. | Тема 12. Восточный и западный типы культуры | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
13. | Тема 13. Историческаятипологизация культур | 4/0,11 | 2/0,05 | 2/0,05 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
14. | Тема 14. Особенности российского типа культуры в мировом контексте | 4/0,11 | 2/0,05 | 2/0,05 | Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
Итого: | 72/2 | 16/0,44 | 16/0,44 | 40/1,11 | ||||||
Итоговый контроль: | 72/2 | 16/0,44 | 16/0,44 | 40/1,11 | Зачет |
Учебно-тематический план дисциплины
очно-заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего час./ зач. ед. | семестр | В том числе, час./ зач. ед. | Формы контроля | |||||
Аудиторные занятия | Самостработа | |||||||||
лекции | семинары | Практ. зан. | Малогрупов. зан. | Инд. Зан. | ||||||
1. | Тема 1: Культурология как наука и учебная дисциплина | 4/0,11 | 2/0,05 | 2/0,05 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
2. | Тема 2: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе | 4/0,11 | 2/0,05 | 2/0,05 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
3. | Тема 3: Структура культурологии как науки | 2/0,05 | 2/0,05 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
4. | Тема 4: Методы культурологических исследований | 4/0,11 | 2/0,05 | 2/0,05 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
5. | Тема 5: Понятие культуры | 2/0,05 | 2/0,05 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
6. | Тема 6: Морфология культуры | 4/0,11 | 2/0,05 | 2/0,05 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
7. | Тема 7: Ценности и нормы культуры | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
8. | Тема 8. Культура, как система знаков. Языки культуры. | 7/0,19 | 2/0,05 | 5/0,14 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
9. | Тема 9. Динамика культуры | 5/0,14 | 5/0,14 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
10. | Тема 10. Культура и глобальные проблемы современности | 5/0,14 | 5/0,14 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
11. | Тема 11: Основания типологии культуры | 7/0,19 | 2/0,05 | 5/0,14 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
12. | Тема 12. Восточный и западный типы культуры | 5/0,14 | 5/0,14 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
13. | Тема 13. Историческаятипологизация культур | 4/0,11 | 4/0,11 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
14. | Тема 14. Особенности российского типа культуры в мировом контексте | 6/0,16 | 2/0,05 | 4/0,11 | Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
Итого: | 72/2 | 8/0,22 | 8/0,22 | 56/1,55 | ||||||
Итоговый контроль: | 72/2 | 8/0,22 | 8/0,22 | 56/1,55 | Зачет |
Учебно-тематический план дисциплины
заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего час./ зач. ед. | семестр | В том числе, час./ зач. ед. | Формы контроля | |||||
Аудиторные занятия | Самостработа | |||||||||
лекции | семинары | Практ. зан. | Малогрупов. зан. | Инд. Зан. | ||||||
1. | Тема 1: Культурология как наука и учебная дисциплина | 4/0,11 | 2/0,05 | 2/0,05 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
2. | Тема 2: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе | 2/0,05 | 2/0,05 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
3. | Тема 3: Структура культурологии как науки | 2/0,05 | 2/0,05 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
4. | Тема 4: Методы культурологических исследований | 2/0,05 | 2/0,05 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
5. | Тема 5: Понятие культуры | 3/0,08 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
6. | Тема 6: Морфология культуры | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
7. | Тема 7: Ценности и нормы культуры | 5/0,14 | 2/0,05 | 3/0,08 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
8. | Тема 8. Культура, как система знаков. Языки культуры. | 5/0,14 | 5/0,14 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
9. | Тема 9. Динамика культуры | 5/0,14 | 5/0,14 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
10. | Тема 10. Культура и глобальные проблемы современности | 7/0,19 | 2/0,05 | 5/0,14 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
11. | Тема 11: Основания типологии культуры | 5/0,14 | 5/0,14 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
12. | Тема 12. Восточный и западный типы культуры | 5/0,14 | 5/0,14 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
13. | Тема 13. Историческаятипологизация культур | 4/0,11 | 4/0,11 | Тест Устный ответ на вопрос, конспект | ||||||
14. | Тема 14. Особенности российского типа культуры в мировом контексте | 6/0,16 | 2/0,05 | 4/0,11 | Устный ответ на вопрос, конспект | |||||
Итого: | 72/2 | 4/0,11 | 6/0,16 | 58/1,61 | ||||||
Итоговый контроль: | 72/2 | 4/0,11 | 6/0,16 | 58/1,61 | Зачет |
Содержание учебной дисциплины
5.1.Наименование и содержание разделов учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Содержание раздела (темы) |
1. | Культурология в системе научного знания | Социокультурный контекст вызревания в науке интереса к теоретическому изучению культуры. Культурология как построение общей теории культуры, ее развития и функционирования в современном обществе. Формирование культурологии как науки: Культурологическая мысль в эпоху Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, историзм. Историзм и идея целостности культуры (Д.Вико, Вольтер). Идея прогресса и многовариантности культурно-исторического процесса (И.Г.Гердер и Ж.-Ж.Руссо). Социоцентризм и европоцентризм французского Просвещения (Ш.-Л. Монтескье) . Природа и свобода как мир необходимости и мир культурного творчества (И.Кант). Эстетизация культуры в немецком романтизме (Гете, Шиллер, Ф.Шлегель и др.). Линейно-стадийное направление в культурологии: Эволюционные теории культуры: Гегель, О.Конт, К. Маркс, Л.Морган, Э.Тайлор. Диффузионизм. (Ф.Ратцель, Л.Фробениус, Ф.Гребнер, В.Шмидт). Циклические концепции – цивилизационный подход :Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин. Культура как процесс воплощения ценностей (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) Проблема культуры в европейской «Философии жизни» ( Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон, Г.Зиммель) .Культура как взаимосвязь символических форм (Э.Кассирер). Психоаналитические теории культуры (З.Фрейд, К.Юнг). Феноменологические концепции культуры (П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев, М.М.Бахтин). "Игровая" теория культуры (Й.Хейзинга). Семиотическая концепция культуры (Ю.М.Лотман). Структурная антропология (К.Леви-Строс) Экзистенциалистская концепция культуры (С.Кьеркегор, Н.Бердяев, Л.Шестов, Ж.-П.Сартр, А.Камю). Трактовка культуры в концепциях постмодернизма. (Ж.Делез, Ж-Ф.Лиотар, М.Фуко). Теория психоанализа З. Фрейда. Культурологические концепции К. Юнга и К. Леви-Строса. Семиотика вещей и повседневности (Р.Барт, Ж.Бодрийяр). Футурологическая школа в культурологии (Ж.Аттали, А.Тофлер). Отечественные культурологические школы. (С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.С.Маркарян, Э.В.Соколов. |
2. | Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе | Культурология и её место в системе общественных (социальных) и гуманитарных наук. Предмет культурологии и его специфика. Культурология как общая теория культуры. Культурология как интегративная междисциплинарная область знания, возникшая на стыке философии, культурной антропологии, социологии культуры, религиоведения. История становления дисциплины культурологии. Лесли Уайт о культурологии, современное содержание предмета культурологии. Сущность культурологического знания. Культура и общество. Культурология и философия культуры. Понятие «культура», его формирование и философское осмысление. Культурология и история культуры . Культурология и социология культуры. Связь культурологии с политологией и экономикой. Связь культурологии с гуманитарными науками. |
3. | Структура культурологии как науки | Структура культурологии как науки: История культуры, теория культуры, история культурологии, социология культуры, культурная антропология, прикладная культурология. Культурология как учебная дисциплина. Роль культурологии в исследовании актуальных и духовных проблем современности в целях их лучшего понимания и компетентного существления культурной политики. |
4. | Методы культурологических исследований | Культура как специфический объект и предмет исследования. Культурология как комплексный метод исследования культуры. Особенности подхода к изучению сложного феномена культуры. Философская, общенаучная и конкретнонаучная методологии в культурологических исследованиях. Особенности онтологического подхода. Гносеологический отношение к культуре. Целостный (холистический) подход. Феноменалистический подход. Эссенциалистсическое понимание культуры. Деятельностный подход к культуре Системный подход. Значение системного подхода в изучении культуры для решения задач управления сложными социокультурными системами для понимания их функционирования. Синергитический подход. Семиотический подход к изучению культуры. Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры. Системный метод в исследовании культуры. Генетический, реконструктивный методы и метод моделирования в исследовании культуры. Специфические методологии исследования культуры : Феноменология и герменевтика. Собственно культурологические методы исследования: метод реконструкции культурных полей, метод моделирования культурных объектов, социокультурный историко–генетический метод, метод мозаичных реконструкций, метод социокультурных наблюдений, дискриптивно-классифицирующий метод исследования культуры. |
5. | Понятие культуры | Разнообразие трактовок культуры как отражение объективной сложности изучаемого феномена и различий в целях, стоящих перед исследователями. Обыденное понимание культуры. Публицистическое видение сущности и природы культуры. Понятие культуры в специально-научном обиходе. Философское понимание культуры. Культура как творчество. Творчество в свете опредмечивания и распредмечивания. Способы со-творчества в культуре. Семантический, «технологический» и «сакрально-смысловой» подходы к вопросу о сущности и природе культуры. Культура как полагание смысла. Происхождение понятие «культура». Сущностные характеристики культуры. Культура и цивилизация. Цивилизация как высшая стадия развития культуры (А.Фергюсон) и форма смерти культуры (О.Шпенглер). Ценностный смысл дихотомии культура/цивилизация. Современный смысл понятия культура. Культура как сложная саморазвивающаяся система. Определение подсистем культуры. Внутренняя Дифференцированность целостность культуры. Соотношение человека и общества. Личность в истории. Изменения во взаимоотношениях личности в общества, в способах регуляции поведения личности, в содержании ценностных ориентации. |
6. | Морфология культуры | Культура как надбиологическая программа деятельности, поведения и общения людей, как система культурных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт. Необходимость регулирования и координирования деятельности, поведения и общения людей как причина нормирования человеческой активности. Соотношение материальной и духовной культуры. Принцип их единства Основные структурные элементы культуры: естественные основания культуры, деятельность, артефакты, общество, личность, языки, знания, нормы, ценности. Морфологический анализ культуры в контексте основных культурологических парадигм. Основные функции культуры : а) Адаптивная: приспособление к среде. б) Гносеологическая в) Информативная г) Коммуникативная д) Регулятивная. е) Разграничение и интеграция человеческих групп. ж) Аксиологическая. з) Социализации и) Сигнификации функция культуры. к) Рекреационная функция. Полифункциональность феноменов культуры. |
7. | Ценности и нормы культуры | Аксиология как учение о ценностях. (Г.Риккерт). Различные подходы к пониманию ценностей. (Г.Мюнстерберг, И.Горби, М.С.Каган). Виды ценностей. Система ценностных ориентиров. Уровни ценностей. Социокультурные нормы. Уровни социокультурных норм: общекультурные нормы, групповые нормы, ролевые нормы. Понятие уровня культуры. Условное определение трех основных уровней культуры, базирующееся на доминировании определенных жизненных потребностей и базовых ценностях. Норма как регулятор деятельности людей, обеспечивающий надежность, предсказуемость и общепонятность поведения. Безличность, универсальная императивность как отличительная черта нормы. Типы норм: технологические нормы, технические стандарты, ГОСТы; юридические нормы; моральные нормы; гигиенические нормы и т.п. Нормы в духовной жизни человека я общества: правила логики, грамматики, законы стихосложения, эстетические каноны и др. Нормы-рамки и нормы-цели. Ценностные ориентации личности как нормы, принятые в обществе. Социокультурнаядифференцированность норм. Классовые, этнические, групповые, межличностные и яичные нормы. Проблема общечеловеческих норм и ценностей. Пути появления норм: естественное формирование в процессе жизнедеятельности, предписания, заимствования. Нормативная избыточность и аномия. Причины аномии. Нормы и отклоняющееся поведение. Понятие традиции и инновации. Понятие традиции в культурологии. Изучение традиций в гуманитарном знании . Векторы развития в культуре: креативность (изменения, обновления, творчество и т. д.), структурирование (упорядочивание, нормативность, традиционализация и т. д.). Суть упорядочивающих интенций культуры — стереотипизация. Культурная традиция как универсальный информационно-регуляционный механизм. Способы закрепления в культуре инновационных достижений. Соотношение индивидуальности и традиции – аспекты взаимодействия. Культуры, ориентированные на традиции, их характеристики. Понятие традиционных и новых типов обществ. Инновации в культуре, их роль и значение в культуре. Соотношение между традициями и инновациями. Социальные институты культуры их место и роль в развитии культуры. |
8. | Культура, как система знаков. Языки культуры. | Языки культуры. Понятие знака, значения и смысла. Различия в пользовании знаков животными и людьми. Типы знаков: языковые и неязыковые. Виды неязыковых знаков: знаки-копии, знаки-признаки, знаки-индексы, знаки-символы. Значение знака. Познавательный, оценочный и побудительный аспекты значения. Семиотический подход к изучению культуры. Л.Уайт, Э. Кассирер – понимание человеческой культуры как место обитания в «символической вселенной». Исследования Тартуской школы (Ю.М.Лотман). Языковые знаки. Естественные и искусственные языки. Проблеме происхождения языка. Историческое развитие языков. Вербальные знаковые системы – естественные языки. Структурная организация языка, ее особенности и функции. Гипотеза Сепира-Уорфа о взаимообусловленности языка и культуры. Символическая организация опыта. Картина мира как упорядоченная система значений. Миф, религия, искусство наука, философия, идеология как специфические символические системы, способы ориентации человека в мире. Общение как деятельность. Биологические предпосылки и культурные инструменты общения. Культура общения как специфически человеческий способ установления контакта и взаимодействия людей. Особенности передачи информации в биологическом мире. Внебиологическая передача культурной информации у человека: предметы, способы, обряды и ритуалы. Устная речь, язык зрительных образов, письменность как специфические культурные средства передачи информации. Инструменты хранения и накопления информации: естественная память и артефакты: глиняные таблички, рукописи книги, магнитные и лазерные носители. История возникновения письменности. Типы письменности: предметное письмо, пиктография, фонетическое письмо. Книгопечатание, его значение для передачи культурной информации для будущих поколений. Роль письменности в развитии культуры и общества. |
9. | Динамика культуры | Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики. Предпосылки возникновения культуры. Антропогенез, антропосоциогенез, культурогенез. Теория происхождения человека. Возникновение человека разумного как условие становления культуры. Первые материальные и духовные проявления культуры. Синкретический характер первобытной культуры. Памятники первобытной культуры. Культура как деятельность и поведение людей. Культура как социальная память человечества. Факторы и стимулы культурогенеза. Л. Морган и Э.Тайлор об этапах развития культуры и общества (дикость, варварство, цивилизация). К. Маркс и Ф. Энгельс о развитии общества. Циклическая модель социокультурных динамических процессов. Идея повторяемости в древнекитайской и античной философии. Теория круговорота Дж. Вико. Цикл жизни “культурных организмов” в теории О.Шпенглера. “Круговорот локальных цивилизаций” в концепции А.Тойнби. Концепция этногенеза Л.Н.Гумилева. Волновые модели социокультурной динамики. Концепция длинных экономических волн Н.Д.Кондратьева. Теория социокультурной динамики П. Сорокина. Синергетика – теория самоорганизации систем. Концепция И. Пригожина. Современные образы и модели динамических процессов культуры: неоэволюционизм, ризома, социокультурная синергетика, «конец истории» Ф. Фукуямы, «столкновение Цивилизаций» С. Хантингтона. |
10. | Культура и глобальные проблемы современности | Взаимоотношение природы и культуры: единство и конфликт между ними. Природа как пространство жизни культуры, как среда обитания. Природа как источник ресурсов и место для отходов цивилизации. Природа как объект изучения, как ранняя форма познания. Природа – предмет нравственного и эстетического осмысления. Римский клуб. Понятие экологии, экобаланса, экологического кризиса. Основные аспекты современной экологической ситуации. Истощение ресурсов, деградация среды, влияние уровня развития технологий и социально-экономического развития на взаимоотношение человека с природой. Опасность термоядерной войны. Пути преодоления экологического кризиса: ликвидация угрозы войны, решение социальных проблем, разумное использование ресурсов, формирование экологического сознания. Идеи Биосферы и Ноосферы. Проблема преодоления разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности; Проблема терроризма в современном глобализирующемся мире; Демографическая ситуация в современном мире и ее последствия для развития мировой культуры. Опасность некомпетентности людей. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Проблемы единства мировой культуры и своеобразия региональных культур. Сохранение уникальности. |
11. | Основания типологии культуры | Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и как научный метод исследования культуры. Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и разнообразия форм. Критерии и основания для типологической классификации культуры: географические, пространственно-региональные, биолого-антропологические, этнографические, хозяйственно-бытовые, формационные, социологические, лингвистические, религиозные, аксиологические, исторические, цивилизационные, сословно-групповые и иные критерии выделения культурных типов. Типы культуры как состояния и стадии культурно-исторического процесса, их связь с теориями социокультурной динамики. Региональные типы культур: западный и восточный, северный и южный. Локальные культурно-исторические типы: цивилизации. Понятие хозяйственно-культурного типа. Культура первобытная. Переход к производящему хозяйству, аккультурация природной среды. Культура земледельцев, скотоводов и высших охотников – взаимоотношения с природой в каждом из культурных типов. Понятие массовой и элитарной культуры. Обыденная и специализированная культура. Структура общества и культура социальных групп (субкультура). Мужская и женская культура, молодежная культура, этническая и национальная культура, аристократическая (элитарная) и народная культура, профессиональная культура. Социальные институты культуры как исторически сложившиеся, устойчивые функционально-специализированные органы общества. |
12. | Восточный и западный типы культуры | Смысловое членение мирового пространства на полярные начала «Запад – Восток» как способ пространственной саморефлексии любой культуры. Мифологические и историко-культурные корни оппозиции Запад – Восток. Современные интерпретации ценностно-смыслового содержания дихотомии «Запад и Восток». Запад и Восток как противоположные модели культурной идентичности. Различия в подходе к миру, к природной среде обитания, обществу, власти, личности, истине и т.д. в разных культурных системах Запада и Востока как выражение глубокой дифференциации систем ценностей. Причины возникновения различий между восточной и западной культурами. Соединенность и неразрывность Запада и Востока как выражение смыслового всеединства мировых сил, природных стихий, разных народов и стран. Историческая динамика взаимоотношений Запада и Восток. Современные модели культурных конфигураций западно-восточного культурного синтеза (Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Америка и пр.) |
13. | Историческаятипологизация культур | Исторический тип как стадиальная система, которая в сфере культура отражает определенный уровень материального и духовного производства, взятого в его динамике и диалектическом единстве. Культурно-исторический тип как модель, которая синтезирует наиболее характерные и типичные черты эпохи. Общественно-экономическая формация и историческая типологизация. Социологические типологии культур. Формационная типология К.Маркса. «Идеальные типы» как методологические инструменты исследования культуры М.Вебера. Определяющая роль ценностных систем в культурном типе. П.Сорокин о «сенситивной», «идеационной» и «идеалистической» культурах. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Историческиесамопроявления культур: религиозное, политическое, культурное я социально-экономическое. Жизненный цикл культу: О.Шпенглер о цикличности культур. Тойнби о «Локальных цивилизациях». . Понятие этноса. Исторические формы этноса: род и племя; народность, нация. Влияние на культуру этноса географических и климатических условий жизни народа; уровня социально-экономического развития, контактов с другими этносами. Понятие этнокультурной идентичности как ощущение человека внутри конкретной культуры. Понятие и структура менталитета. Менталитет и картина мира. Межнациональные отношения. Национализм, патриотизм и интернационализм. Этнические стереотипы и предрассудки. Этноцентризм. Проблемы эмиграции и адаптации к инокультурной среде (аккультурация). Мировые культурные контакты. Черты современных международных культурных связей: интенсификация, увеличение стабильности, сознательный подход к обмену культурными ценностями, тенденция к эквивалентности культурного обмена. Формы культурной ассимиляции. Способы культурной ассимиляции: инкорпорация членов подчиненной группы в институциональные структуры доминирующей группы, смешанные браки, формирование новой культурной идентичности. Основные ментальные структуры ранних культур: миф, обряд, тотем и их значение для развития этноса. Обряды, ритуалы, инициации как репрезент этнической культуры Содержательная разница в понятиях интеграции, ассимиляции и аккультурации. |
14. | Особенности российского типа культуры в мировом | Место России в мировой культуре. Россия и Европа. Россия и Азия. Русская Евразия как «место объединения» Востока и Запада. Типологические характеристика русской культуры. Русские мыслители о русской идее и исторической миссии России. П. Чаадаев о мировой уникальности и поучительности социокультурного пути России. Проблема культурной идентичности России в дискурсе западников и славянофилов. Вклад евразийцев в изучение диффузии восточных и западных начал в русской культуре. Противоречия русской культуры как преломление сложного поиска форм культурного синтеза Запада и Востока. Отношение русского человека к обществу и государству, к труду, к самому себе. Коллективизм, соборность как главные черты русского национального характера. Этапы формирования и развития русской культуры, их соотношение со всемирными культурно историческими эпохами. |
5.2. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами.
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин | №№ разделов (тем) данной учебной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) учебных дисциплин | |||||||||||||
1. | Политология | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
2. | Региональная культурология | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
3. | Информационная культура специалиста | + | + | + | + | + | + | + | + |
5.3. Виды занятий (лекционные, семинарские, практические, индивидуальные) по каждому из разделов (тем) учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Вид занятия | Тема занятия | Трудоемкость (ак. час./ зач. ед.) |
1. | Тема 1: Культурология как наука и учебная дисциплина | Лекция | Культурология как построение общей теории культуры | 2/0,05 |
2. | Тема 2: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе | Лекция | Культурология и её место в системе общественных (социальных) и гуманитарных наук | 2/0,05 |
3. | Тема 3: Структура культурологии как науки | Лекция | Основные дисциплины культурологии | 2/0,05 |
4. | Тема 4: Методы культурологических исследований | Лекция-мастер класс | Методология культурологических исследованиях | 2/0,05 |
5. | Тема 5: Понятие культуры | Лекция | Разнообразие трактовок культуры | 2/0,05 |
Семинар | Разнообразие трактовок культуры | 2/0,05 | ||
6. | Тема 6: Морфология культуры | Лекция-визуализация | Культура как надбиологическая программа деятельности человека | 2/0,05 |
7. | Тема 7: Ценности и нормы культуры | Лекция с разбором конкретной ситуации | Система ценностных ориентиров как основа культуры | 2/0,05 |
Семинар-дискуссия | Норма как регулятор деятельности людей | 2/0,05 | ||
8. | Тема 8. Культура, как система знаков. Языки культуры. | Лекция | Картина мира как упорядоченная система значений | 2/0,05 |
Семинар | Значение языка в культуре | 2/0,05 | ||
9. | Тема 9. Динамика культуры | Семинар | Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем | 2/0,05 |
10. | Тема 10. Культура и глобальные проблемы современности | Семинар | Взаимоотношение природы и культуры: единство и конфликт между ними | 2/0,05 |
11. | Тема 11: Основания типологии культуры | Семинар | Многообразие типологических построений культуры как отражение ее многофункциональности и разнообразия форм | 2/0,05 |
12. | Тема 12. Восточный и западный типы культуры | Семинар | Запад и Восток как модели культурной идентичности | 2/0,05 |
13. | Тема 13.: Историческая типологизация культур | Семинар-дискуссия | Проблема межкультурного диалога в современной культуре. | 2/0,05 |
14. | Тема 14. Особенности российского типа культуры в мировом контексте | Семинар | Типологические особенности русской культуры | 2/0,05 |
5.4.Организация самостоятельной работы студента
Таблица №5