Методические указания для выполнения практических (семинарских) занятий
Тема 1.1. Культурология в системе социогуманитарного знания (1час).
План семинарского занятия.
- Предпосылки возникновения культурологии.
- Актуальность культурологии.
- Структура культурологии.
Рекомендуемая литература: 3,4,5,14,18,22,28
Контрольные задания:
- Укажите предметные области культурологии.
- Каковы перспективы дальнейшего развития культурологии.
- Выделите основные понятия темы и внесите их в словарь.
- Современные культурологические теории.
Тема 1. 2. Понятие и сущность культуры (1час).
План семинарского занятия.
- Определения культуры.
- Виды культуры.
- Субъекты культуры.
Рекомендуемая литература: 3,4,5,14,18,22,28
Контрольные задания:
- Составьте таблицу «Функции культуры», обозначьте функцию, раскройте ее содержание, приведите примеры.
- Формы распространения культуры: культурные заимствования, культурная диффузия, независимые открытия.
- Понятие кризис культуры, пути преодоления кризиса.
Тема 1.2. Формы культуры (1час).
План семинарского занятия.
- Понятие «формы культуры».
- Проблема элитарной культуры в современном обществе.
- Основные черты современной массовой культуры.
Рекомендуемая литература. 3,4,5,14,18,22,28
Контрольные задания :
- Функции массовой культуры: адаптация или манипуляция.
- Раскройте содержание понятий: реклама, бестселлер, блокбастер, виртуальная реальность.
- Культ кумира как особенность мировоззрения человека ХХ века.
Тема 3.1. Архаическая культура номадов (1 час).
План семинарского занятия:
- Материальные духовные основания первобытной культуры.
- Культура древних племён на территории Казахстана.
- Концепция номадизма.
Рекомендуемая литература: 2,6,8,17,21,23,26
Контрольные задания для:
- Формы социализации в первобытной культуре.
- Синкретический характер первобытной культуры.
- Роль мифа в жизни первобытных людей.
- Феномен первобытных религий (анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, шаманизм).
- Памятники материальной культуры первобытного общества на территории Казахстана.
Тема 2.1. Типы древних культур и цивилизаций (1 час).
План семинарского занятия:
- Исторические типы культуры.
- Культуры кочевые и оседлые.
- Традиции как механизм культурного наследования.
Рекомендуемая литература: 4,7,9,10,11,13,20,32
Контрольные задания:
1. Данилевский, Тойнби, Бердяев о типологии исторических культур.
2. Типы западных и восточных культур.
3. Культуры дописьменные и письменные.
4. Значения типологизации культур для объяснения и прогнозирования исторического развития.
5. Культурное наследие.
Тема 2.2. Античность как тип культуры (1 час).
План семинарского занятия
1. Становление ранних цивилизаций в Древней Греции и Риме.
2. Роли города – полиса в прогрессе культуры античности.
3. Содержание и характер культурной деятельности на основных этапах развития культуры античности.
Рекомендуемая литература: : 4,7,9,10,11,13,20,32
Контрольные задания для СРС
1. Возникновение социальной неоднородности культуры.
2. Зарождение и развитие науки, художественной культуры, образования.
3. Культурные контакты и накопление духовных ценностей.
4. Преемственность и новаторство римской античности.
5. Античный мир и начало распространения христианства.
Тема 2.3. Исламский тип средневековой культуры (1 час).
План семинарского занятия:
1. Возникновение ислама и начало арабской культуры.
2. Восточный Ренессанс как культурный феномен.
3. Художественная культура арабоязычного мира.
Рекомендуемая литература: : 4,7,9,10,11,13,25,35
Контрольные задания:
1. Особенности мировоззрения ислама.
2. Личность Мухаммеда и его деятельность.
3. Христианство и ислам: общее и особенное.
4. Арабская литература и поэзия.
5. Личность и деятельность Ахмеда Яссауи.
Тема 4.4. Истоки и основные этапы развития христианского типа культуры (1 час).
План семинарского занятия
1. Культурно-исторический смысл Библии.
2. Душа и тело в средневековой культуре.
3. Художественная культура христианского типа.
Рекомендуемая литература: : 4,7,9,10,11,13,25,35
Контрольные задания:
1. Формализм как способ мышления и иерархичность средневековой культуры.
2. Монашеские и рыцарские ордена.
3. Крестовые походы и их последствия.
4. Возникновение университетов.
5. Смеховая народная культура.
6. Роль Реформации в смене культурных парадигм.
Тема 2.5. Русская культура как православный тип культуры (1 час).
План семинарского занятия:
1. Архетипы русской культуры (менталитет, национальный характер, православие).
2. Социодинамика русской культуры.
3. Русская культура на рубеже тысячелетий.
Рекомендуемая литература: 4,7,9,10,11,12,27
Контрольные задания:
1. Культурологические теории в России (западники и славянофилы)
2. Пассионарная концепция Л. Гумилева.
3. Православие – как доминанта русской цивилизации.
4. Традиционный тип мышления русского человека.
5. Кризис культуры современного общества (причины пути преодоления).
Тема 3.6. Казахская культура на рубеже XVIII – XX вв. (1 час).
План семинарского занятия:
1. Кризис традиционного мировоззрения казахов на рубеже эпох.
2. Художественная культура Казахстана XVIII – XX вв.
3. Противоречивые тенденции культурной политики в XX веке.
Рекомендуемая литература: 1,2,6,8,17,31
Контрольные задания для СРС:
1. Ч. Валиханов – основоположник идей евразийства.
2. Феномен «Зар Заман» в казахской культуре.
3. Основные направления казахской литературы (Абай, Шакарим, И.Алтынсарин).
4. Казахская культура в советский период.
5. Проблемы преемственности культурного развития народа.
Тема 3.8. Общие черты современной культуры (1 час).
План семинарского занятия:
1. Общие черты современной культуры.
2. Основные противоречия современной культуры.
3. Глобализация и ее влияние на культурные процессы.
Рекомендуемая литература: 3,4,5,7,10,11,18,19
Контрольные задания:
1. Основные тенденции развития культуры ХХ в.
2. Наука – ведущая социокультурная система ХХ в.
3. Космизм – уникальное явление современной культуры.
4. Глобальные проблемы и судьба современной цивилизации.
5. Общечеловеческое и национальное в культуре.
Тема 3.8. Казахская культура в контексте современных мировых процессов (1 час).
План семинарского занятия:
1. Образ мира в современной казахской культуре.
2. Место казахской культуры в мультикультурном пространстве современного Казахстана.
3. Традиции и новации в современной казахской культуре.
Рекомендуемая литература: 1,2,6,8,17,19,34
Контрольные задания:
1. Проблема самоидентификации этно-региональных культур.
2. Казахская культура в центрально-азиатском культурном единстве.
3. Вестернизация, ее проникновение в современное социо-культурное пространство Казахстана.
4. Современная массовая культура в Казахстане.
5. Дегуманизация современного искусства.
Тема 3.8. Культурная политика суверенного Казахстана (1 час).
План семинарского занятия:
1. Возрождение национальных традиций, обычаев, языка.
2. Принципы культурной политики: «Закон РК о культуре».
3. Программа «Культурное наследие» как сфера культурной политики.
Рекомендуемая литература: 1,2,6,8,17,19,34
Контрольные задания:
1. Системы базовых ценностей казахстанского общества.
2. Культура толерантности – залог благополучия наций и безопасности общества.
3. Национальная идея – фактор консолидации общества.
4. Ассамблея народов Казахстана и ее роль в культуро-творчестве казахстанского общества.
5. Основные принципы культурного строительства в Казахстане.
Тематика рефератов:
- Культурология в системе гуманитарного знания.
- Современные культурологические теории.
- Проблемы соотношения понятий «Культура» и «Цивилизация».
- Противоречия современной цивилизации.
- Социально-экономические и научные - технические предпосылки массовой культуры.
- Человек как субъект культуры.
- Общечеловеческие ценности культуры.
- Элита и «дно» городской жизни.
- Свободное время и досуг.
- Феномен бестселлеров и массовая культура.
- Культура и рынок.