Имеет ли организация общую для всех культуру?

Понятие ОК описывает восприятие организации, общее для членов организации. В определении упоминается разделяемый всеми смысл. Следовательно, мы могли бы ожидать, что на разных уровнях организации люди будут описывать организацию одинаково. Общее понятие организации, однако, не исключает наличия в ней многих субкультур.

Доминантная культура Выражает базовые ценности, разделяемые большинством членов организации. Система общих понятий, поддерживаемая членами организации и позволяющая отличать ее от других организаций.
Субкультуры Миникультуры в организации, обычно определяемые назначением подразделения и географической удаленностью.
Базовые ценности Первичные или доминирующие ценности, принятые в организации


При отсутствии доминантной культуры культура организации состоит из совокупности субкультур, и нет общего представления о приемлемом и неприемлемом поведении. При ее наличии вы можете составить предварительное представление о возможном поведении персонала, однако и здесь не следует забывать о наличии субкультур

Сильные и слабые культуры.

Сильная культура характеризуется тем, что базовые ценности интенсивно поддерживаются и широко распространяются среди персонала. Чем больше работников принимает эти ценности, и чем выше они их оценивают, тем сильнее ОК. Организации с сильной ОК характеризуются низкой текучестью кадров.

ОК и формализация.

Сильная организационная культура повышает поведенческую устойчивость. Таким образом, ОК может заменять формализацию работы. Желаемая повторяемость, правильные реакции и поведение в этом случае могут быть достигнуты без подробных и многочисленных инструкций, указаний и др.

ОК и национальная культура.

Как взаимодействуют эти два вида культур? Что больше влияет на работников филиала IBM в Германии – организационная культура IBM или немецкая национальная культура?

Исследования показывают, что национальная культура оказывает более сильное воздействие на поведение работников.

В качестве решения проблемы фирмы предпочитают принимать на работу людей, менее зависимых от национальной культуры, с тем, чтобы их поведение более определялось культурой организации. Так в итальянский филиал британской ТНК не принимают на работу типичных итальянцев, предпочитая им людей, легко подстраивающихся к ОК.

На что и как воздействует культура?

Отмечается, что ОК влияет на поведение, а также, что сильная ОК сокращает текучесть кадров. На что культура влияет еще?

Функции культуры.

Культура влияет на многие функции в организации. Во-первых, она устанавливает границы, определяя отличие одной организации от другой. Во-вторых она сообщает работникам чувство идентичности. В-третьих, ОК облегчает формирование более высоких целей, чем личные интересы каждого. В-четвертых, она повышает стабильность социальной системы. Культура – это социальный клей, удерживающий организацию единой, устанавливая стандарты, которым следуют служащие.

Роль культуры в воздействии на поведение служащих непрерывно повышается. В то время как организации сокращают контроль, переходят к плоским структурам, к командной работе, сокращают формализацию и привлекают служащих к управлению, именно общие ценности организационной культуры сохраняют общую направленность организации.

Культура как помеха.

Мы описывали культуру без оценки. Плохая или хорошая, она существует, и ее функции воздействуют как на сотрудников, так и на организацию в целом. С точки зрения служащих, культура уменьшает противоречия, подсказывая, как действовать в различных ситуациях. С точки зрения внешнего наблюдателя, культура повышает предсказуемость организации. Мы, однако, не можем игнорировать дисфункциональные аспекты культуры, воздействующие в частности на эффективность организации.

Преграда для изменений. В динамично меняющейся среде жесткая культура может мешать организации эффективно меняться.

Преграда разнообразию. Современные требования найма представителей разных рас, национальностей и культур могут противоречить требованиям традиционной жесткой культуры организации.

Преграда приобретениям и слияниям. Исторически целью приобретений и слияний в менеджменте являлись финансовые преимущества или продуктовая синергия. С недавних пор менеджмент вынужден рассматривать и культурную совместимость. Разные культуры управления Даймлер-Бенц (рассчитанная на прецизионную разработку) и Крайслер (мощная и хорошо отработанная система продаж) не обеспечили синергии, а привели к тому, что Крайслер из самых прибыльных компаний перешел в рекордсмены по убыткам. Критики слияния Компак и Хьюлетт-Паккард считают, что конфронтационная культура Компак несовместима с эгалитарной культурой Хьюлетт-Паккард.

Создание и поддержание культуры.

С чего начинается культура.

Текущие обычаи, традиции и основные способы работы сильно зависят от того, как это делалось с самого начала. Это отсылает нас к основателям организации.

Основатели организации обычно оказывают главное влияние на раннюю культуру организации. У них есть видение того, чем организация должна быть. Они не сдерживаются предыдущими обычаями и идеологией. Небольшой размер молодой организации позволяет им сообщить свое видение всем работникам.

Создание культуры происходит тремя путями. Во-первых, основатели нанимают и удерживают только тех работников, которые думают и чувствуют так же, как они. Во-вторых, они обосновывают и социализируют для этих служащих их способы мышления и чувствования. И, наконец, собственное поведение основателей служат ролевой моделью, призывающей служащих идентифицировать себя с ней и, таким образом, воспринять эти убеждения, ценности и предположения. Когда организация добивается успеха, видение основателей рассматривается как главная причина этого успеха. Таким образом, сама личность основателей оказывается встроенной в культуру организации.

Примеры: Chung Ju Yung и Hyundai, Bill Gates и Microsoft, Fred Smith и Federal Express и др.

Сохранение живой культуры.

Наиболее важны три силы: селекция, действия топ-менеджмента и методы социализации.

Селекция. Явной целью процесса селекции является идентификация и наем индивида, которые располагается знаниями, навыками и способностями к успешному выполнению работы в организации. Следующей ступенью является принятие решения, подходит или не подходит кандидат организации с точки зрения ее культуры. Традиционно здесь используется принцип двунаправленного пути – претендента знакомят с основными требованиями и ценностями организации, а в интервьюировании участвуют лучшие специалисты организации, дополнительно подготовленные для проведения опросов, интервью и принятия решения по кадрам.

Топ-менеджмент. Действия высшего менеджмента также оказывают большое воздействие на культуру организации. Поведение, речи и привычки высшего менеджмента распространяются в организации, здесь и принятие риска, и степень свободы, которую менеджеры предоставляют своим подчиненным, и желательная одежда, и то, какие действия оцениваются и вознаграждаются продвижением и другими наградами.

Социализация.

Социализация Процесс адаптации служащих к культуре организации
Этап вхождения Период обучения в процессе социализации, проходящий перед вхождением нового служащего в организацию
Этап знакомства Этап процесса социализации, на котором новый служащий видит, что собою реально представляет организация и сталкивается с возможностью расхождения ожиданий и реальности
Этап метаморфозы Этап процесса социализации, на котором новый служащий меняется и подстраивается к работе, рабочей группе и организации.


Имеет ли организация общую для всех культуру? - student2.ru

Рис.14.1 Модель социализации


Как служащие изучают культуру

Культура передается служащим различными путями, среди которых выделяются история, ритуалы, материальные символы и язык.

История

Исторические решения об основании фирмы, радикальных перестройках. История побед и поражений. Рассказы об основателях и героях организации.

Ритуалы

Ритуалы Повторяющиеся последовательности действий, которые выражают и усиливают ключевые ценности организации, наиболее важные цели, выделяют наиболее важных людей и напоминают утраченное


Материальные символы.

Оформление офиса, размеры и планировка кабинетов, машины высшего и среднего менеджмента и др.

Язык.

Специальные термины и сокращения, используемые в организации.

Создание этической организационной культуры.

Содержание и направленность культурных воздействий в организации формирует этический климат и этическое поведение ее членов.

Организационная культура способствует формированию и поддержанию высоких этических стандартов, таких как принятие риска, подавление агрессивности и фокусирование как на результатах, так и на средствах их достижения.

Сильная ОК выполняет эти задачи успешнее, чем слабая. Так, служащие компании Johnson &Johnson начали изымать из продажи тайленол сразу после первых сообщений об отравлениях этим лекарством, еще не получив указаний руководства.

Рекомендации для менеджмента:

Будьте заметной ролевой моделью.

Сообщайте этические ожидания.

Проводите этический тренинг

Явно награждайте этичное и наказывайте неэтичное поведение

Сформируйте защитные механизмы (позволяющие пресекать неэтичное поведение)

Создание культуры ответственности перед клиентом.

Французские продавцы имеют устоявшуюся репутацию безразличия к клиентам. От владельца лавочки в Париже неудивительно услышать жалобу на то, что все утро он не мог работать с бухгалтерскими книгами, потому что мешали покупатели.

Большинство организаций сегодня отказываются от этой практики. Они создаются культуру ответственности перед клиентом, что ведет к приверженности клиента и долгосрочной прибыльности.

Ключевые переменные, формирующие культуру ответственности.

Таких переменных около полудюжины. Во-первых, это сам тип служащих. Успешные компании нанимают открытых и дружелюбных служащих. Во-вторых, это низкая формализация. Работники сервиса должны иметь некоторую свободу в выборе средств удовлетворения меняющихся требований клиентов. Жесткие правила и инструкции этому мешают. В-третьих, это облечение полномочиями служащих (empowering), позволяющее им принимать решения по обслуживанию. В-четвертых, это хорошие способности выслушать и услышать клиента (listening skills). В-пятых, это ясность роли. Культура ответственности перед клиентом формирует служащих, ориентированных на услуги, умеющими услышать клиента и способных выйти за пределы требований к своей должности чтобы сделать необходимое клиенту.

Управленческие действия.


  • Селекция работников.

  • Тренинг и социализация.

  • Структура организации

  • Облечение полномочиями

  • Лидерство

  • Оценка качественных характеристик

  • Система поощрения.


Духовность и организационная культура.

Духовность на рабочем месте Понимание внутренней жизни людей, формирующей и формируемой осмысленной работой, необходимой обществу


Характеристики духовной организации

Сильное чувство предназначения. Духовные организации строят свою культуру, ориентируясь на содержательные цели. Хотя прибыль и важна, она не является первой ценностью для организации. Ставятся задачи своевременного обслуживания, радости для клиентов, ответственного поведения, социальной ответственности и др.

Фокусирование на индивидуальном развитии. Сотрудники непрерывно учатся и растут профессионально.

Доверие и открытость.

Облечение полномочиями служащих.

Терпимость к самовыражению работников.

Критика духовности.

Критика основывается на двух темах. Во-первых, это вопрос законности. Имеет ли организация право внедрять в сознание служащих духовные ценности? Второй вопрос относится к экономике. Совместимы ли духовность и прибыльность?


Имеет ли организация общую для всех культуру? - student2.ru

Наши рекомендации