Имеет ли организация общую для всех культуру?
Понятие ОК описывает восприятие организации, общее для членов организации. В определении упоминается разделяемый всеми смысл. Следовательно, мы могли бы ожидать, что на разных уровнях организации люди будут описывать организацию одинаково. Общее понятие организации, однако, не исключает наличия в ней многих субкультур.
Доминантная культура | Выражает базовые ценности, разделяемые большинством членов организации. Система общих понятий, поддерживаемая членами организации и позволяющая отличать ее от других организаций. |
Субкультуры | Миникультуры в организации, обычно определяемые назначением подразделения и географической удаленностью. |
Базовые ценности | Первичные или доминирующие ценности, принятые в организации |
При отсутствии доминантной культуры культура организации состоит из совокупности субкультур, и нет общего представления о приемлемом и неприемлемом поведении. При ее наличии вы можете составить предварительное представление о возможном поведении персонала, однако и здесь не следует забывать о наличии субкультур
Сильные и слабые культуры.
Сильная культура характеризуется тем, что базовые ценности интенсивно поддерживаются и широко распространяются среди персонала. Чем больше работников принимает эти ценности, и чем выше они их оценивают, тем сильнее ОК. Организации с сильной ОК характеризуются низкой текучестью кадров.
ОК и формализация.
Сильная организационная культура повышает поведенческую устойчивость. Таким образом, ОК может заменять формализацию работы. Желаемая повторяемость, правильные реакции и поведение в этом случае могут быть достигнуты без подробных и многочисленных инструкций, указаний и др.
ОК и национальная культура.
Как взаимодействуют эти два вида культур? Что больше влияет на работников филиала IBM в Германии – организационная культура IBM или немецкая национальная культура?
Исследования показывают, что национальная культура оказывает более сильное воздействие на поведение работников.
В качестве решения проблемы фирмы предпочитают принимать на работу людей, менее зависимых от национальной культуры, с тем, чтобы их поведение более определялось культурой организации. Так в итальянский филиал британской ТНК не принимают на работу типичных итальянцев, предпочитая им людей, легко подстраивающихся к ОК.
На что и как воздействует культура?
Отмечается, что ОК влияет на поведение, а также, что сильная ОК сокращает текучесть кадров. На что культура влияет еще?
Функции культуры.
Культура влияет на многие функции в организации. Во-первых, она устанавливает границы, определяя отличие одной организации от другой. Во-вторых она сообщает работникам чувство идентичности. В-третьих, ОК облегчает формирование более высоких целей, чем личные интересы каждого. В-четвертых, она повышает стабильность социальной системы. Культура – это социальный клей, удерживающий организацию единой, устанавливая стандарты, которым следуют служащие.
Роль культуры в воздействии на поведение служащих непрерывно повышается. В то время как организации сокращают контроль, переходят к плоским структурам, к командной работе, сокращают формализацию и привлекают служащих к управлению, именно общие ценности организационной культуры сохраняют общую направленность организации.
Культура как помеха.
Мы описывали культуру без оценки. Плохая или хорошая, она существует, и ее функции воздействуют как на сотрудников, так и на организацию в целом. С точки зрения служащих, культура уменьшает противоречия, подсказывая, как действовать в различных ситуациях. С точки зрения внешнего наблюдателя, культура повышает предсказуемость организации. Мы, однако, не можем игнорировать дисфункциональные аспекты культуры, воздействующие в частности на эффективность организации.
Преграда для изменений. В динамично меняющейся среде жесткая культура может мешать организации эффективно меняться.
Преграда разнообразию. Современные требования найма представителей разных рас, национальностей и культур могут противоречить требованиям традиционной жесткой культуры организации.
Преграда приобретениям и слияниям. Исторически целью приобретений и слияний в менеджменте являлись финансовые преимущества или продуктовая синергия. С недавних пор менеджмент вынужден рассматривать и культурную совместимость. Разные культуры управления Даймлер-Бенц (рассчитанная на прецизионную разработку) и Крайслер (мощная и хорошо отработанная система продаж) не обеспечили синергии, а привели к тому, что Крайслер из самых прибыльных компаний перешел в рекордсмены по убыткам. Критики слияния Компак и Хьюлетт-Паккард считают, что конфронтационная культура Компак несовместима с эгалитарной культурой Хьюлетт-Паккард.
Создание и поддержание культуры.
С чего начинается культура.
Текущие обычаи, традиции и основные способы работы сильно зависят от того, как это делалось с самого начала. Это отсылает нас к основателям организации.
Основатели организации обычно оказывают главное влияние на раннюю культуру организации. У них есть видение того, чем организация должна быть. Они не сдерживаются предыдущими обычаями и идеологией. Небольшой размер молодой организации позволяет им сообщить свое видение всем работникам.
Создание культуры происходит тремя путями. Во-первых, основатели нанимают и удерживают только тех работников, которые думают и чувствуют так же, как они. Во-вторых, они обосновывают и социализируют для этих служащих их способы мышления и чувствования. И, наконец, собственное поведение основателей служат ролевой моделью, призывающей служащих идентифицировать себя с ней и, таким образом, воспринять эти убеждения, ценности и предположения. Когда организация добивается успеха, видение основателей рассматривается как главная причина этого успеха. Таким образом, сама личность основателей оказывается встроенной в культуру организации.
Примеры: Chung Ju Yung и Hyundai, Bill Gates и Microsoft, Fred Smith и Federal Express и др.
Сохранение живой культуры.
Наиболее важны три силы: селекция, действия топ-менеджмента и методы социализации.
Селекция. Явной целью процесса селекции является идентификация и наем индивида, которые располагается знаниями, навыками и способностями к успешному выполнению работы в организации. Следующей ступенью является принятие решения, подходит или не подходит кандидат организации с точки зрения ее культуры. Традиционно здесь используется принцип двунаправленного пути – претендента знакомят с основными требованиями и ценностями организации, а в интервьюировании участвуют лучшие специалисты организации, дополнительно подготовленные для проведения опросов, интервью и принятия решения по кадрам.
Топ-менеджмент. Действия высшего менеджмента также оказывают большое воздействие на культуру организации. Поведение, речи и привычки высшего менеджмента распространяются в организации, здесь и принятие риска, и степень свободы, которую менеджеры предоставляют своим подчиненным, и желательная одежда, и то, какие действия оцениваются и вознаграждаются продвижением и другими наградами.
Социализация.
Социализация | Процесс адаптации служащих к культуре организации |
Этап вхождения | Период обучения в процессе социализации, проходящий перед вхождением нового служащего в организацию |
Этап знакомства | Этап процесса социализации, на котором новый служащий видит, что собою реально представляет организация и сталкивается с возможностью расхождения ожиданий и реальности |
Этап метаморфозы | Этап процесса социализации, на котором новый служащий меняется и подстраивается к работе, рабочей группе и организации. |
Рис.14.1 Модель социализации
Как служащие изучают культуру
Культура передается служащим различными путями, среди которых выделяются история, ритуалы, материальные символы и язык.
История
Исторические решения об основании фирмы, радикальных перестройках. История побед и поражений. Рассказы об основателях и героях организации.
Ритуалы
Ритуалы | Повторяющиеся последовательности действий, которые выражают и усиливают ключевые ценности организации, наиболее важные цели, выделяют наиболее важных людей и напоминают утраченное |
Материальные символы.
Оформление офиса, размеры и планировка кабинетов, машины высшего и среднего менеджмента и др.
Язык.
Специальные термины и сокращения, используемые в организации.
Создание этической организационной культуры.
Содержание и направленность культурных воздействий в организации формирует этический климат и этическое поведение ее членов.
Организационная культура способствует формированию и поддержанию высоких этических стандартов, таких как принятие риска, подавление агрессивности и фокусирование как на результатах, так и на средствах их достижения.
Сильная ОК выполняет эти задачи успешнее, чем слабая. Так, служащие компании Johnson &Johnson начали изымать из продажи тайленол сразу после первых сообщений об отравлениях этим лекарством, еще не получив указаний руководства.
Рекомендации для менеджмента:
Будьте заметной ролевой моделью.
Сообщайте этические ожидания.
Проводите этический тренинг
Явно награждайте этичное и наказывайте неэтичное поведение
Сформируйте защитные механизмы (позволяющие пресекать неэтичное поведение)
Создание культуры ответственности перед клиентом.
Французские продавцы имеют устоявшуюся репутацию безразличия к клиентам. От владельца лавочки в Париже неудивительно услышать жалобу на то, что все утро он не мог работать с бухгалтерскими книгами, потому что мешали покупатели.
Большинство организаций сегодня отказываются от этой практики. Они создаются культуру ответственности перед клиентом, что ведет к приверженности клиента и долгосрочной прибыльности.
Ключевые переменные, формирующие культуру ответственности.
Таких переменных около полудюжины. Во-первых, это сам тип служащих. Успешные компании нанимают открытых и дружелюбных служащих. Во-вторых, это низкая формализация. Работники сервиса должны иметь некоторую свободу в выборе средств удовлетворения меняющихся требований клиентов. Жесткие правила и инструкции этому мешают. В-третьих, это облечение полномочиями служащих (empowering), позволяющее им принимать решения по обслуживанию. В-четвертых, это хорошие способности выслушать и услышать клиента (listening skills). В-пятых, это ясность роли. Культура ответственности перед клиентом формирует служащих, ориентированных на услуги, умеющими услышать клиента и способных выйти за пределы требований к своей должности чтобы сделать необходимое клиенту.
Управленческие действия.
Селекция работников.
Тренинг и социализация.
Структура организации
Облечение полномочиями
Лидерство
Оценка качественных характеристик
Система поощрения.
Духовность и организационная культура.
Духовность на рабочем месте | Понимание внутренней жизни людей, формирующей и формируемой осмысленной работой, необходимой обществу |
Характеристики духовной организации
Сильное чувство предназначения. Духовные организации строят свою культуру, ориентируясь на содержательные цели. Хотя прибыль и важна, она не является первой ценностью для организации. Ставятся задачи своевременного обслуживания, радости для клиентов, ответственного поведения, социальной ответственности и др.
Фокусирование на индивидуальном развитии. Сотрудники непрерывно учатся и растут профессионально.
Доверие и открытость.
Облечение полномочиями служащих.
Терпимость к самовыражению работников.
Критика духовности.
Критика основывается на двух темах. Во-первых, это вопрос законности. Имеет ли организация право внедрять в сознание служащих духовные ценности? Второй вопрос относится к экономике. Совместимы ли духовность и прибыльность?