Образовательные технологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ИСТОРИЯ Отечественной КУЛЬТУРЫ
Направление подготовки 51.06.01 – Культурология
Направленность – Теория и история культуры
Квалификация (степень) выпускника – Исследователь. Преподаватель-исследователь
Форма обучения – очная, заочная
Краснодар
Рабочая программа предназначена для преподавания обязательной дисциплины вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» обучающимся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 51.06.01 «Культурология» направленности«Теория и история культуры»в 3-м семестре.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 51.06.01 «Культурология», направленность «Теория и история культуры», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» августа 2014 года, приказ № 1038 и основной образовательной программой.
Рецензенты:
Доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» | М.И. Данилова |
Доктор исторических наук, профессор, и.о. зав. кафедрой теории и истории культуры ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» | Н.А. Гангур |
Составитель:
Торосян В.Г., доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и утверждена на заседании кафедры теории и истории культуры «28» августа 2014 г., протокол № 1.
Рабочая программа учебной дисциплины «История отечественной культуры» одобрена и рекомендована к использованию в учебном процессе Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «КГУКИ» «___» ________ 2014 г., протокол № ______.
© ______________, 2014
Торосян В.Г.
© ФГБОУ ВПО «КГУКИ», 2014
Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины | |
2. Место дисциплины в структуре ООП ВО | |
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины | |
4. Структура и содержание и дисциплины | |
4.1. Структура дисциплины: | |
4.2. Тематический план освоения дисциплины по видам учебной деятельности и виды самостоятельной (внеаудиторной) работы | |
5. Образовательные технологии | |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации: 6.1. Контроль освоения дисциплины 6.2. Оценочные средства | |
7. Учебно-методическое и информационно обеспечение дисциплины (модуля) | |
7.1. Основная литература | |
7.2. Дополнительная литература | |
7.3. Периодические издания | |
7.4. Интернет-ресурсы | |
7.5. Методические указания и материалы по видам занятий | |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) | |
9. Дополнения и изменения к рабочей программе учебной дисциплины (модуля) |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины являются: ознакомление с основными типами мировых культур в динамике их развития, осмыслить их взаимосвязь и взаимовлияние на протяжении всей социокультурной истории.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО
В соответствии со структурой учебного плана по направлению подготовки дисциплина Б1.В.ОД.3 «История отечественной культуры» является обязательной дисциплиной вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
Дисциплины, необходимые для освоения данной учебной дисциплины:
- История и философия науки;
- Методология научного исследования.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки (специальности):
А) общепрофессиональные (ОПК)
ОПК-1владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в сфере культуры;
ОПК-5готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
Б) универсальные (УК)
УК-1способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
УК-2способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;
УК-3готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
УК-5способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности;
УК-6способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.
в) профессиональные компетенции (ПК):
ПК-2способность применять культурологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике; свободно владеть теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик;
ПК-3готовность использовать углубленные специализированные знания из области культурологии для решения научно-исследовательских, научно-практических, прикладных задач;
ПК-4способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований и решать их с помощью свободно выбираемых теорий и методов, информационных технологий с использованием мирового опыта;
ПК-7способность строить межличностные и межкультурные коммуникации; владением навыками и приемами профессионального общения;
ПК-8способность применять в практической деятельности профессиональные знания теории и методов социокультурных исследований.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
Знать:
- основные этапы развития культуры;
- содержание понятий и категорий современной науки и особенности их использования в построении теории культуры и в практиках социо-гуманитарного знания;
- сущность, содержание и формы социокультурных процессов в мире и в современной России.
Уметь:
- связывать проблемы и явления культуры с конкретным историко-культурным контекстом;
- выявлять структурные и содержательные особенности той или иной научной деятельности;
- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся аспектов научной деятельности.
Владеть:
- навыками теоретического анализа культурных форм и процессов;
- техниками анализа текстов культуры;
- пониманием основных тенденций развития и методами диагностики социокультурного развития современного знания;
- навыками аргументации, ведения дискуссии и полемики, работы с научной литературой, анализа культурно-исторических источников.
Приобрести опыт деятельности:
- уметь применять полученные знания для последующего усвоения культурологических дисциплин, рассматривая их проблематику в историческом ракурсе культурологии;
- определять возможности и границы применения различных исследовательских подходов изучения культуры.
- применять предметную специфику и содержание культурологических исследовательских подходов изучения культуры в практическую профессиональную деятельность;
- использовать методологию теоретических исследований в научной деятельности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||
Л | ПЗ | СР | |||||
1. | Культура древних славян и Киевской Руси | Устный опрос Письменные индивидуальные задания | |||||
2. | Культура Московской Руси и России XVI - XVIIвв. | Устный опрос Письменные индивидуальные задания | |||||
3. | Русская культура XVIII - XIX вв. | Устный опрос Письменные индивидуальные задания | |||||
4. | Русская культура XIX - XX вв. Советская культура. | Устный опрос Письменные индивидуальные задания Зачет | |||||
Итого | Зачет |
4.2. Тематический план освоения дисциплины по видам учебной деятельности и виды самостоятельной (внеаудиторной) работы
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (темы, перечень раскрываемых вопросов): лекции, практические занятия (семинары), индивидуальные занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов /з.е. | Форми-руемые компе-тенции (по теме) |
3 семестр | |||
Раздел 1. Культура древних славян и Киевской Руси | |||
Тема 1.1. Культура древних славян | Лекции:Специфические проблемы в определении типа русской культуры, ее периодизации.Черты «русского характера».Этногенез древних славян. Верования древних славян.Письменность древних славян. | 2 | ОПК-1, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-3, УК-5, УК-6, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 |
Самостоятельная работа:Углубленное изучениепамятников культуры древних славян. | 6 | ||
Тема 1.2. Культура Киевской Руси и вольных княжеств XII—XIII вв. | Лекции:Возникновение российской государственности. Распад Киевской Руси: причины и итоги. Православие в социокультурном пространстве Киевской Руси. Шедевры Древнерусского искусства. | 2 | ОПК-1, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-3, УК-5, УК-6, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 |
Практические занятия (семинары): Крещение Руси и его значение.Художественная культура Киевской Руси. Рост национального самосознания на рубеже XIV-XV вв. Место религии в русской культуре XV в. | 2 | ||
Самостоятельная работа:Углубленное изучениепамятников культуры Киевской Руси. | 6 | ||
Раздел 2. Культура Московской Руси и России XVI - XVII вв. | |||
Тема 2.1. Культура Московской Руси и России XVI века | Лекции:Рост национального самосознания на рубеже XIV-XV вв. Сущность идеи «Третьего Рима».Русская художественная культура XIV-XVI вв.: литература, архитектура, живопись, музыка. «Золотой век» русской живописи. | 2 | ОПК-1, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-3, УК-5, УК-6, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 |
Практические занятия (семинары):Русская художественная культура XIV-XVI вв. Церковный раскол и его социально-культурные последствия. | 2 | ||
Самостоятельная работа:Углубленное изучениепамятников культуры Московской Руси и России XVI в. | 6 | ||
Тема 2.2. Культура России XVII века | Лекции:Особенности социокультурного развития России вXVII в. Сущность церковного раскола XVII в., его последствия. «Обмирщение» в художественной культуре XVII в.НаукаXVII в. | 2 | ОПК-1, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-3, УК-5, УК-6, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 |
Практические занятия (семинары):Особенности русской художественной культуры в XVII в. | 2 | ||
Самостоятельная работа:Углубленное изучениепамятников культуры России XVII в. | 6 | ||
Раздел 3. Русская культура XVIII - XIX вв. | |||
Тема 3.1. Российское Просвещение | Лекции:Особенности «Просвещенного абсолютизма» в России. | 2 | ОПК-1, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-3, УК-5, УК-6, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 |
Практические занятия (семинары) «Просвещение Петрово». Художественная культура Российского Просвещения. | 2 | ||
Самостоятельная работа: Углубленное изучениепамятников культуры России периода «Просвещенного абсолютизма» | 6 | ||
Тема 3.2. Русская культура XIX века | Практические занятия (семинары) «Славянофилы» и «западники».Изменения в общественной жизни и общественной мысли России во второй половине XIX в.Отличия взглядов «либеральных» и «революционных» демократов.Нигилистические настроения. «Золотой век» русской поэзии.Русская живопись, скульптура, архитектураXIX в. | 2 | ОПК-1, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-3, УК-5, УК-6, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 |
Самостоятельная работа: Углубленное изучениепамятниковкультуры РоссииXIХ в. | 6 | ||
Раздел 4. Русская культура XIX - XX вв. Советская культура. | |||
Тема 4.1. «Серебряный век» русской культуры | Практические занятия (семинары) Особенности «Серебряного века» русской культуры. Позиция интеллигенции в общественных потрясениях рубежа XIX-XX вв. Религиозные и философские поиски Серебряного века. Литература, музыка, живопись, архитектура Серебряного века. | 2 | ОПК-1, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-3, УК-5, УК-6, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 |
Самостоятельная работа: Углубленное изучениепамятников культуры России «Серебряного века» | 6 | ||
Тема 4.2. Советская культура | Практические занятия (семинары) Вехи в советской истории. Политика Советского государства в области культуры. «Культурная революция». Формирование облика «советского человека».Этапы развития советской художественной культуры в различных областях, их особенности. Проблемы и перспективы постсоветской культуры. | 2 | ОПК-1, ОПК-5, УК-1, УК-2, УК-3, УК-5, УК-6, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8 |
Самостоятельная работа Углубленное изучениепамятников культуры советской России | 6 | ||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен, дифференцированный зачет) | Зачёт | ||
ВСЕГО: |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Образовательный процесс по дисциплине строится на основе применения следующей комбинации методов преподавания: модульно-рейтинговое, проблемное обучение и развивающее обучение. В связи с этим организация познавательной деятельности включает в себя элементы пассивного, активного и интерактивного обучения.
Реализация такого рода модели задает соответствующие формы организации образовательного процесса и выражается в использовании следующих образовательных технологий:
- лекция (вводная, проблемная, информационная лекция);
- практическое занятие (обсуждение конкретных ситуаций, презентации индивидуальных работ);
- дискуссия (общая тематическая);
- исследовательские (анализ источника, составление тезауруса);
- самостоятельная работа (работа с источниками по темам дисциплины, написание рефератов по проблеме, подготовка презентаций индивидуальной письменной работы, выполнение домашних заданий).
В процессе реализации образовательных технологий предусмотрено возможное использование информационных технологий: предоставление информации, выдача рекомендаций по электронной почте, использование мультимедийных средств в лекционных и практических занятиях и т.д.
Занятия лекционного типа составляют 10 часов, что равняется 41 % аудиторных занятий;
Объем учебных занятий, проводимых в интерактивных формах у аспирантов очной формы обучения, составляет 8 часов, что равняется 33 % аудиторных занятий.