Искусство россии второй половины хviii в
Во второй половине ХVIII в. абсолютистская монархия достигла своего расцвета, став «золотым веком» для сторонников самодержавия. Могущество дворянства совпадало с активным ростом буржуазных отношений. В этот период началось формирование общенациональной русской культуры. Россия была оплотом абсолютизма, она играла ведущую роль в мировой политике, занимала одно из первых мест в Европе по уровню экономического развития, обладала сильнейшей армией и флотом, к России были присоединены часть территории Украины, Белоруссии и Польши, Бессарабия, Причерноморье и Крым. Мощь империи не могли поколебать ни многочисленные войны, ни народные волнения. Наряду с развитием промышленности и торговли шло усиленное закрепощение крестьян и рост вольностей дворянства, которые были освобождены императрицей Екатериной от обязательной военной и государственной службы.
Подавление пугачевского бунта в 1775г. стало важной вехой в истории русской культуры. До этого времени Екатерина II любила показать себя просвещенной императрицей, поддерживающей просветительские идеи и даже поощрявшей некоторое «вольнодумство». После 1775 г. началась эпоха реакции. Ответом на правую реакцию стали лево-радикальные идеи, первые призывы к революции, прозвучавшие в произведении Александра Радищева.
Ведущим стилем в искусстве стал классицизм.Деятельность художников, архитекторов и скульпторов вдохновлялась патриотической идеей служения Отечеству, гражданственностью, пафосом прославления человечности и человека, восхищения красотой его тела, ума и чувств, тягой к простоте и естественности. Классицизм в архитектуре выразился в следовании античным греческим и римским архитектурным формам и орнаментам, планировке зданий и городов. В русском зодчестве второй половины ХУ111 в. ранний классицизм охватывал 60-80-е гг., поздний классицизм – 80-90-е гг. На первом этапе облик архитектуры определяли общественные здания, на втором – городские дворцы и усадьбы.
Москва была одним из центров классической архитектуры. Самым ранним памятником классицизма является Воспитательный дом на набережной Москвы-реки ( в него принимали подкидышей и сирот, давали им начальное образование и готовили рабочих, мастеров, лесников, гувернанток), заложенный в 1764 г. по проекту архитектора К.Бланка. Это было самое длинное здание в Москве(400 м).
Величайшим мастером русского классицизма был архитектор Василий Баженов(1737- 1799). Дважды императрица Екатерина прерывала воплощение его архитектурных проектов: Кремлевского дворца и дворцово-паркового ансамбля в Царицыно. Его проект Кремлевского дворца подразумевал реконструкцию всего Кремля. По плану главный фасад дворца(600 м) выходил на Москву-реку. В 1773 г. состоялась торжественная закладка дворца, но через два года работы были прекращены: война с Турцией и восстание Пугачева заставили Екатерину отказаться от дорогостоящей затеи. Кроме того, земляные работы со стороны Москвы-реки привели к осадкам грунта. План Баженова был безжалостен по отношению к древнему Кремлю, который был обречен на частичное уничтожение.
В 1775 г. началось строительство дворцово-паркового комплекса в с.Черная грязь, названной Екатериной Царицыно после подмосковной поездки с Г.А.Потемкиным, но через 10 лет строительства в 1786 г. императрица велела разобрать готовый дворец, а возведение нового поручила Казакову. «Это тюрьма, а не дворец», - сказала Екатерина. Задуманный Баженовым ансамбль в Царицыно составлял единое целое с парком, в архитектуре дворца были заложены древнерусские традиции: кирпичная постройка сочеталась с белокаменными деталями. При этом в белокаменном декоре значительное место занимали масонские знаки: трилистники -символ природы, круги с лучами - образ солнца, скрещенные лучи, означающие союз и т.д. Кроме того, масон Баженов пытался вовлечь в ложу наследника Павла, что вызвало гнев Екатерины, причем покои наследника Павла в Царицыно превышали размеры покоев самой императрицы.
Самой известной постройкой В.Баженова в Москве является дом Пашкова, ныне – здание Российской государственной библиотеки (хотя об этом нет никаких документальных свидетельств). В конце жизни Баженов, оставленный Екатериной без пенсии, переехал в Петербург, где был осыпан милостями новым императором Павлом, для которого он спроектировал здание Михайловского (Инженерного) замка.
Выдающимся архитектором эпохи классицизма был Матвей Казаков (1738-1812), построивший здание Сената в Кремле, Московский университет, императорский путевой Петровский дворец, здание Благородного собрания с колонным залом, Голицынскую больницу – мемориал в честь старинного рода князей Голицыных. Казаков был настоящим тружеником, целые дни он проводил на строительных лесах, был далек от мечтаний, как В.Баженов Автор более 100 московских построек, скончался в эвакуации в Рязани, когда узнал о пожаре Москвы в 1812 г. и разрушении многих его зданий.
Третьим крупнейшим зодчим второй половины ХVIIIв. был Иван Старов(1745-1808). Он возвел Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец в Петербурге. Таврический дворец князя Потемкина был образцом классической архитектуры. Огромный вклад в классическую архитектуру России внесли итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817), построивший здание Академии наук на набережной Невы, дворец Юсупова на Фонтанке, Торговые ряды на Невском проспекте, Смольный институт, а также шотландец Чарльз Камерон (1730-1812), создавший дворец в Павловске для наследника российского престола Павла.
В 1775г. Екатерина 11 утвердила генеральный план архитектурного строительства Москвы. В городе разрешалось строить только каменные дома, а улицы следовало мостить и освещать фонарями. На месте полуразрушенных стен Белого города проложили Бульварное кольцо, в 1786г. параллельно к Москве-реке построили Водоотводный канал, поскольку район Замоскворечья часто затапливался. В 1804 г. начал действовать первый московский общественный водопровод, по которому ключевая вода из Мытищ поступала в пять городских бассейнов (фонтанов). Почти все русские города в 1763г получили генеральные планы, согласно которым город должен быть «регулярным» т.е., иметь обширные правильные площади, прямые широкие улицы и типовые здания. В губернских городах строились стандартные административные здание – «присутственные места» для губернатора, его чиновников и канцеляристов. Они возводились в исторических центрах городов (во Владимире неподалеку от Дмитриевского и Успенского соборов, в Новгороде на территории кремля). Старинный облик русских городов уходил в прошлое.
Российская скульптура второй половины ХVIII в. дала блестящую плеяду скульпторов, которые представили практически все виды скульптуры – от памятника до бюста, от изображения современника до античного персонажа. Крупнейший скульптор-портретист Федор Шубин(1740-1805) был общепризнанным мастером бюста, которому принадлежат скульптурные портреты Ломоносова, фельдмаршала Румянцева-Задунайского, Екатерины II и Павла I. Любимым материалом мастера был мрамор, в обработке которого он проявлял исключительное мастерство, изображая детали человеческого лица и одежды. Выдающимся скульптором, создавшим один из лучших памятников Петру Первому, был Этьен-Морис Фальконе (1716-1791), который в этом памятнике выразил свое понимание личности Петра, ее исторической роли в судьбах России. Конь, вставший на дыбы, символизирующий Россию в период реформ, усмиряется могучей рукой самодержца. Михаил Козловский(1753-1802) создал памятник Екатерине, А.В.Суворову в Петербурге, а также фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» в Петергофе.
В живописи принципы классицизма воплощались прежде всего в историческом жанре, причем события русской древности изображались в античной манере.
В искусстве ХVIII в. особое место занимали бытовой жанр, пейзаж и портрет. Мастера бытового жанра обращались к современному сюжету, в их работах чувствовалось доброжелательное и уважительное отношение к народным персонажам. Таковы работы Михаила Шибанова «Крестьянский обед», «Сговор», изображавшие без всякой парадности будни крестьянской семьи и сцену свадебного обряда. Образцом для русских пейзажистов выступала Италия, ее города, парки, природа.
Русский портрет второй половины ХVIII в. вошел в число шедевров мирового искусства. В портрете отражалось влияние сентиментализма, что проявлялось в интересе к человеческой личности, ее чувствам и переживаниям. Портреты Федора Рокотова (1735-1808) отличаются такой человечностью и глубиной, которая была не свойственна русской живописи. Великим мастером портрета был Дмитрий Левицкий (1735-1822) – создатель парадного (он переписал всех екатериненских вельмож) и камерного портрета. В его работах проявлялось умение выделять наиболее яркие черты характера своих персонажей: Николая Новикова, Демидова, Голицына, Воронцова. Неоднократно он писал Екатерину, создав идеальный образ просвещенной монархини. Владимир Боровиковский (1757-1825) создавал портреты в духе сентиментализма. Главная забота художника – передать душевный настрой своего персонажа. Таковы портреты М.И.Лопухиной и Екатерины Второй – не императрицы со всеми регалиями, а обыкновенной женщины в чепце на прогулке в парке.
Освобожденные от обязательной службы дворяне ведут активное усадебное строительство. Наиболее знаменитые: Останкино, Кусково- владения Шереметевых, Архангельское- князей Голицыных и Юсуповых, Кузьминки Строгановых и Голицыных. Это были люди сильного и противоречивого характера, в них соединялась европейская образованность с полуварварской тягой к роскоши, в которой они соперничали с императорским домом. Кроме того, они были заядлые крепостники. Усадьбы стали воплощением русской дворянской культуры.
Таким образом, на протяжении ХVIII в. утвердилось искусство нового времени, ведущее место в котором заняла светскость и открытость для общения с другими культурами. Не случайно ХVIII в. вошел в историю русской культуры как век Просвещения.