Образовательные технологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра русского и общего языкознания
УТВЕРЖДЕНО
На заседании НМСИ
«___» _____________20__г.
Протокол №____
Председатель НМСИ
______________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
Направление подготовки
080100.62 «Экономика»
Профиль подготовки
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
«Финансы и кредит»
Квалификация (степень) выпускника
«Бакалавр»
Форма обучения
заочная
Блок дисциплин ГСЭ (Б.1)
Семестр 1
Всего учебных занятий - 72 часа, 2 зачетные единицы.
В том числе:
Аудиторные - 6 часов, 0, 2 зачетной единицы, из них:
Лекции - 4 часа, 0,1 зачетных единиц;
Практические занятия - 2 часов, 0,05 зачетных единиц;
Самостоятельная работа - 62 часа, 1,8 зачетной единицы;
Форма текущего контроля – контрольная работа
Промежуточный контроль – зачёт.
Сыктывкар 2012
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и задачами ООП ВПО и учебного плана направления 080100.62 «Экономика»
Составитель рабочей программы:
доцент кафедры русской и общей филологии
кандидат филологических наук В.А. Мальцева_____________
*Сведения о рецензентах:
Зав. кафедрой коми и финно-угорской филологии
профессор, д. филол. наук В.М. Лудыкова __________
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры русской и общей филологии 31 августа 2012 г., протокол N 1
Зав. кафедрой Н.С. Сергиева ______________
профессор, д.филол.наук
Программа утверждена на заседании методической комиссии Института гуманитарных наук 4 сентября 2012 г., протокол N 1
Председатель НМСИ Ю.С. Афанасьева ______________
к.и.н., доцент
Для дисциплин, читаемых на других факультетах:
Согласовано:
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Должность, звание …………. ___________________
подпись
Цели освоения дисциплины.
Курс «Русский язык и культура речи (для нефилологов)» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля.
Цель курса состоит в формировании и развитии у студентов-нефилологов трёх аспектов компетенции: нормативного (предполагающего знание литературных норм и умения использовать их в речи), коммуникативного (что связано с выбором языковых средств, выполняющих поставленные задачи общения), эстетического (его определяет соблюдение норм поведения, тактичность, деликатность).
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Данная дисциплина входит в раздел Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» и составляет 2 кредита (зачетных единицы).
Для изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате изучении школьного курса дисциплины «Русский язык».
Компетенции обучающегося,
Формируемые в результате освоения дисциплины.
Студент:
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- понятия «современный русский литературный язык», «просторечие», «социальные диалекты»;
- различия между языком и речью;
- специфику устной и письменной речи;
- нормы русского литературного языка на всех уровнях;
уметь:
- пользоваться правилами речевого поведения в определенных ситуациях;
- строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности,
- замечать и устранять в речи ошибки и недочеты;
- пользоваться филологическими словарями и справочниками;
владеть профессионально значимыми жанрами устной и письменной речи.
Структура и содержание дисциплины.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, из них:
- лекций – 4 ч,
- практических занятий – 2 ч,
- КСР – 1 ч,
- самостоятельной работы – 65 ч.
В завершение курса студенты сдают зачет.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Контрольная работа | |||
Лекц. | Практ.з. | Сам.р. | Всего | ||||
1. | Тема 1. Формы существования национального языка Культура речи. Основные понятия культуры речи. Нормы современного русского литературного языка. Орфоэпические нормы. | - | - | ||||
2. | Тема 2. Нормы современного русского литературного языка. Лексические нормы. | - | |||||
3. | Тема 3. Морфологические нормы. Синтаксические нормы. Фразеологические средства русского языка и особенности их использования в речи. | - | - | ||||
4. | Тема 4. Язык, функции языка. Речь, функционально-смысловые типы речи. | - | - | ||||
5. | Тема 5. Речевая деятельность человека. Создание текста. Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения | - | |||||
ИТОГО |
Образовательные технологии.
В учебном процессе используются как традиционные технологии, сочетающие обзорные лекции по ключевым проблемам курса с семинарами, так активные формы проведения занятий: подготовка проблемных докладов и выступлений на заданную тему, а также организация самостоятельной работы студентов. Использование инновационных технологий в процессе проведения практических занятий курса «Русский язык и культура речи» призвано реализовывать главный технологический принцип практикума – создание благоприятных условий для свободной творческой реализации навыков речевого профессионального общения и поиска творческого нестандартного подхода к решению проблемы.