Джеты-Огуз - это курорт, ущелье, скалы, речка...
6-7 сентября. От места ночлега до курорта Джеты-Огуз осталось около десяти километров. Там наша группа остановится на две ночёвки. У нас будет почти два дня для лёгких прогулок в горы. Здесь очень интересные и красивые места. Просто восхитительные!
По дороге, идущей с незначительным набором высоты, не спеша проезжаем это расстояние. Все тандемисты и велосипедисты останавливаются, чтобы сфотографировать скалу "Разбитое сердце". Это одна из визитных карточек местечка Джеты-Огуз. Скал таких в округе немало, но эта стоит у дороги почти на самом въезде в зону курорта, кто-то придумал ей эффектное название, сочинил легенду и вот, она красуется на всех буклетах! Так и создаются многие туристические объекты, и это правильно. Ведь человеческую массу нелегко привлечь к чему-то, пусть эффектному, но безымянному. Если же названия привлекают, вызывают ассоциации и воспоминания, то людской поток гарантирован.
Сама же легенда коротко звучит так: "Один из местных правителей украл у другого молодую жену. И предложил ему выкуп - семь быков. Взбешённый муж решил отомстить обидчику и во время передачи животных выхватил нож и вонзил в сердце своей жены. Хлынувшая кровь залила быков и обоих правителей, обращая их в скалы."
Открывшийся вид на скалы никого не оставил равнодушным. Все фотографируются на фоне скал Джеты-Огуз. В переводе с киргизского это означает "Семь Быков". Изображения этих скал узнаваемы и тоже являются визитной карточкой данного района. |
- 18 -
Джеты-Огуз - так называются и эти уникальные скалы, и речка, и ущелье, и посёлок, и курорт, а может быть и ещё что-нибудь в этих местах.
Въезжаем на территорию курорта. Здесь чисто, красиво и это располагает к отдыху. Люди приезжают сюда не только отдыхать, но и лечиться. Здесь есть какие-то весьма полезные целебные источники, ванны и прочие атрибуты курорта. Но я не стал в это вникать.
Проблем со свободными местами нет, поскольку пик сезона уже позади. Расселяемся по двухместным номерам за 300 сом с комнаты за сутки. Комфорт, прямо скажем, не ахти какой. Горячей воды в номерах нет, только холодная, душ в другом здании, и туда почти всегда очередь. Бассейн маленький. Но выбирать не приходится. Довольствуемся тем, что есть, и время стараемся не терять. Все мы готовы нести лишения ради совершения путешествия, и поэтому комфорт для нас не самое главное.
Трое из российской группы уже завтра заканчивают путешествие и покидают нас, чтобы возвратиться домой. Причина самая банальная – работа. Виктор, Елена и Саныч не перестают источать сожаления по этому поводу. Интересного ещё будет очень много, а для них - конец. Полностью разделяем их чувства.
Поэтому, если остающиеся члены группы сегодня сосредоточились на отдыхе, приведении в порядок себя и одежды, то покидающая нас троица решила использовать последнюю возможность, чтобы побывать в горах. Напряжённый у них сегодня режим! Надо пройти пару десятков километров по ущелью, углубиться в горы, чтобы найти водопад, вернуться, и приготовиться к завтрашнему отъезду. А вечером мы должны их по-человечески проводить. Короче, ребята рванули в горы, а остальные занялись вопросами походного быта.
Подъезжают на своём самодельном тандеме Владимир и Сергей. Как оказалось, выехав на маршрут на два дня раньше нас, они после Балакчи повернули влево и пошли вдоль берега Иссык-Куля навстречу нам. Узнали об этом мы только вчера благодаря звонку по мобильному телефону. Сергей – инвалид, перенесший в детстве церебральный паралич, имеющий нарушения движений при ходьбе и нарушения речи. Но он активно и настойчиво занимается укреплением своего организма. Занимается на тренажёрах, самостоятельно проезжает на велосипеде значительные расстояния. Говорит, что с годами его состояние хотя и медленно, но улучшается. Это всегда отмечают те, кто видится с ним достаточно редко. Вот и сейчас Сергей держится молодцом. Как может, помогает Владимиру крутить педали. Это хороший пример для подражания людям, имеющим аналогичные проблемы. А также информация к размышлению тем врачам, которые имеют склонность многое запрещать своим пациентам.
Владимир Чертухин - пилот тандема, напарником которого является инвалид. И не только Сергей. Работая с группой инвалидов в Пензенском спортивно туристическом клубе "Эверест", Владимир самостоятельно изготовил несколько тандемов и использует их для того, чтобы велопутешествия стали доступными для людей с ограниченными возможностями. У нас, к сожалению, те, кому следовало бы это сделать, не замечают работу этого человека. В бельгийском городе Льеж, например, мне известен другой случай. Наш знакомый, пилот тандема, Альфред, напарницей которого является инвалид по зрению Мария, очень уважаемый в городе человек. Мэрия города Льежа всячески его
- 19 -
поддерживает и подарила этой паре отличный алюминиевый тандем. Они постоянно участвуют во многих веломероприятиях клуба, города, страны и даже Европы. Сам видел, как трогательно на велопробегах заботится о Марии Альфред, с каким уважением относится к этому его супруга. Это ещё одна информация к размышлению тем, кто много говорит о помощи инвалидам.
По комнатам ходит медсестра, у всех подряд измеряет давление. Оказывается, что давление у всех без исключения на грани фола, и медсестра всем настоятельно рекомендует идти на процедуры, которые, конечно же, платные. Конвейер налажен. Цены невысокие, но мы-то знаем, что лучшей процедурой на завтра будет прогулка вверх по ущелью.
А сегодня, думаю, почему бы не сходить на массаж? Людмила тоже соглашается. Многие французы уже записались. Меня никогда профессионально не массажировали. Надо попробовать.
И вот лежу на кушетке. Крепкая киргизка работает с моим телом. Работает спокойно, мнёт некрепко. Никаких особенных ощущений не испытываю. А я и не знаю, какие они должны быть. Но когда процедура закончилась, и одевшись, я вышел на улицу, чтобы перейти в наш корпус, мне стало жутко холодно. Со стучащими зубами добираюсь до своего номера, прямо в одежде лезу в постель и накрываюсь двумя одеялами. Людмила изумлена! Что такое со мной произошло? С таким-то, морозоустойчивым! Я и сам этого понять не могу. Лежу никакой, чувствую, что работоспособность моя в данный момент равняется нулю. Никаких мыслей в голове нет. Долго ли так будет продолжаться?
Через полчаса пришли мысли. И первая о том, что делать ничего не надо, а надо подо-ждать, когда вернётся всё остальное. Ждать пришлось недолго. Через несколько минут встаю нормальный и свежий. Наверное, так и должно быть после массажа, но ко мне результат пришёл через какие-то непонятные процессы, происшедшие в моём организме.
Что это было? Налицо пробел в моих знаниях, который заполнился скорее вопросами, чем ответами. Некоторое время я сожалел о том, что принял этот массаж, но впоследствии перестал, увидев, что свежесть, появившаяся в моём организме, продержалась до самого конца путешествия. Наверное, это следует научиться понимать.
Тем временем наши французские друзья прощались с Леной, Виктором и Сашей. Церемония проходила в юрте, стоявшей у дороги чуть ниже посёлка. Эта юрта факти-чески является столовой, предоставляющей свои услуги отдыхающим. Почему без нас? Кто-то сказал, что Владимир и Людмила ушли в горы. Все удивились, но поверили. Тем не менее расставание с друзьями прошло, как полагается. Расстались с надеждой на то, что это было не последнее совместное путешествие.
Завтра Норузбек отвезёт их на микроавтобусе в Каракол, откуда они рейсовым автобусом уедут в Бишкек. Там их встретят друзья наших опекунов, предоставят ночлег и проводят на поезд. Таким образом, решился непростой вопрос об отправке домой с середины маршрута трёх человек. Решился так, что они максимально использовали время, имеющееся у них для путешествия.
Утром провожаем наших друзей и пешком отправляемся вверх по ущелью. Мы и наши друзья много прошли, насладились массой прекрасных пейзажей, получили огромное удовольствие. Но об этом пусть лучше расскажут фотографии.
- 20 -
- 21 -
(Продолжение следует)