Античная художественная культура
Особая роль в развитии мировой цивилизации, мировой культуры принадлежит художественной культуре Древней Греции и Рима, имеющей непреходящее значение.
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Своеобразие исторического развития Древней Греции обусловило гуманистическое содержание и высокий художественный уровень ее искусства, то место, которое заняла древнегреческая культура в истории человечества.
В период расцвета греческой рабовладельческой демократии (V в. до н.э.) сформировался этический и эстетический идеал человека-гражданина, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей высокие духовные и физические качества, защитника отечества. Глубокие философские представления о мире и человеке, этические и эстетические взгляды, литература и искусство Древней Греции оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.
История греческой культуры, соответственно истории Древней Греции, прошла следующие этапы развития:
1. Гомеровский период (XI – VIII вв. до н.э.).
2. Архаика, период образования рабовладельческих городов – государств (VII – VI вв. до н.э.).
3. Классика:
· ранняя классика (490 – 450-е гг. до н.э.);
· высокая классика (450 – 410-е гг. до н.э.);
· поздняя классика (к. V – IV вв. до н.э.).
4. Эллинистический период (к. IV в. до н.э. – 1в. до н.э.).
ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД
Древнейший период развития греческой культуры носит название гомеровского по имени Гомера, легендарного автора эпических поэм "Илиада" и "Одиссея". Именно в этот период сложились основы греческой мифологии и народной эпической поэзии, отразившие жизнь народа, его духовные стремления, героические подвиги.
Мифы(от греч. mythos – повествование, басня, предание) – создания коллективной фантазии, обобщенно отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными [238]
Мифы это определенное представление о мире, цельная система взглядов, в соответствии с которыми воспринимается мир. Сформировавшись в первобытной культуре, мифология впоследствии явилась основой формирования науки, политической идеологии и т.п. Происходит своеобразное переосмысление мифов при включении в новые структуры. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве, связанном с мифом прежде всего по типу отражения действительности.
Греческая мифология имеет свою история развития.
Различаются следующие этапы:
– дофессалийская, или доолимпийская мифология, порожденная еще периодом матриархата;
– фессалийская, или олимпийская, связанная с патриархатом и примитивными формами раннего крито-микенского рабовладения, централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к художественному развитому и строгому героизму. Этот этап получил название классической мифологии, основанной на гармоническом и художественном восприятии мира.
В этот период в мифологии появляются герои, побеждающие чудовищ, ранее пугавших воображение человека. Вместо мелких божков и демонов является один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все. Боги живут на горе Олимп, где воцаряются отношения патриархальной общины.
Мифология отразила и процесс роста самосознания человека. Мифологический герой в период так называемого "позднего героизма" вступает в спор, состязание с богами, за что они нередко мстят. Символичен образ Прометея, который за свою помощь людям терпит от Зевса наказание: он прикован к скале и ежедневно орел терзает его печень.
На основе богатой системы мифологических образов и сюжетов, других жанров фольклора возникла литература Древней Греции. Героический миф стал важнейшим источником формирования героического эпоса, в частности, эпических поэм "Илиада" и "Одиссея", авторство которых приписывается Гомеру[239]. Сюжеты обеих поэм относятся к сказаниям о Троянской войне, но реальная история здесь переплетена с более ранними мифами. В "Илиаде" нашла воплощение героическая тематика, в "Одиссее" – бытовая и сказочная.
События "Илиады" охватывают десятый год войны, незадолго до падения Трои. Сюжетное время поэмы – 51 день. По событиям этих дней дается максимально насыщенное изображение военной жизни того периода. Сюжетообразующее начало поэмы – гнев Ахилла, вызванный ссорой с предводителем войска Агамемноном, отобравшим у героя его пленницу Брисеиду. И первое слово гомеровского текста – "гнев":
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына.
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: