Упражнение 87. Проанализируйте употребление кратких прилагательных в приведенных ниже предложениях. Сделайте вывод об особенностях их использования
1. Живой пример. – Старик все еще жив. 2. Живой взгляд. – Ты жива еще, моя старушка? 3. Эта стена глухая. – Ребенок глухой от рождения. - Он глух к просьбам. 4. Комната была плохая. – Больная совсем плоха.5. С него взятки гладки. – У него гладкие волосы. 6. Руки коротки. – Рукава короткие.
Упражнение 88. Заполните таблицу, используя приведенные ниже сведения.
Краткие формы | Полные формы |
1. ... обычно обозначают постоянный, вневременной, абсолютный признак, не связанный с конкретной обстановкой.
2. ... обычно обозначают недлительное состояние, временный признак, относительный, характерный для определенной ситуации.
3. … менее свойственны разговорной речи.
4. … характерны для многих прилагательных, выражающих постоянное свойство предметов.
5. Только … характерны для многих предикативных прилагательных …
6. …. обычно не употребляются в роли именного сказуемого при обозначении погоды
7. Только …. характерны для прилагательных, обозначающих названия некоторых цветов.
8. … могут управлять существительными.
Упражнение 89. Выберите нужный вариант:
1. Татьяна Петровна, Вы (такая красивая, такие красивые) сегодня.2. Почему Вы, Алексей Николаевич, (так одинок, так одиноки)? 3. Неужели, Илья, Вы не (рад, рады)? 4. Вы, Ольга, (гордая, гордые).
Упражнение 90. Распределите данные ниже слова по ячейкам таблицы, ориентируясь на образец. Подберите по 2-3 своих примера для каждой ячейки.
Форма степеней сравнения | Стили речи | ||
книжный | общеупотребительный | разговорный | |
Сравнительная | более (менее) трудный | труднее | потруднее |
Превосходная | труднейший, наитруднейший, наиболее (наименее) трудный | самый трудный, труднее всех |
Красивый, менее сдержанный, покрасивее, самый лучший, ловчее, наикрасивейший, наиболее красивый, самый красивый, красивее всех, добрейший, сдержаннее, наилучший менее красивый, получше, красивее, лучше, занятней, наиболее вкусный, лучше всех, наиглавнейший, главнее, красивейший, самый главный, главнейший, самый сдержанный.
Тема 17. Стилистика имен числительных
Цель: изучить стилистические особенности употребления имен числительных в современном русском языке.
Задачи:
- Выявить особенности использования имен числительных в разных стилях речи.
- Рассмотреть специфику реализации именами числительными информативной и экспрессивной функций.
- Охарактеризовать функционально-семантические и грамматические особенности количественных, порядковых, собирательных и дробных числительных.
Ключевые понятия:количественные, порядковые, собирательные, дробные числительные; простые, сложные и составные числительные; метафорическое использование числительных; вариативные формы числительных; ограниченная сочетаемость собирательных числительных; счетные существительные; склонение числительных.
Вопросы для обсуждения
1. Место имени числительного в разных стилях речи
2. Стилистические ресурсы числительных
2.1. Количественные числительные
2.2. Собирательные числительные
3. Сочетания числительных с существительными
4. Употребление счетных существительных
5. Числительные в составе сложных слов
Методические указания
Стилистическая характеристика имен числительных должна начинаться с выявления особенностей их употребления в речи, с определения информативной и эстетической функций имен числительных и описания условий реализации этих функций. Здесь можно более подробно рассмотреть специфику использования данной части речи в художественной речи и публицистике (метафоризация числительных; связь некоторых числительных с системой изобразительно-выразительных средств устного народного творчества и т.д.).
Рассматривая стилистические особенности отдельных разрядов числительных, следует заострить внимание на трудностях, связанных с употреблением грамматических форм данного разряда:
· Количественные числительные – наличие вариантных форм в некоторых падежах (восьмью – восемью);
· Порядковые числительные – возможность метафоризации с утратой основного количественного значения (первый ученик, второй сорт);
· Собирательные числительные – ограничения в сочетаемости; особенности склонения (замена собирательных числительных количественными в косвенных падежах при сочетании с неодушевленными существительными: четверо суток – около четырех суток); узкая фера употребления;
· Дробные числительные – особенности сочетания с существительными (дробь управляет существительным: одна целая две десятых секунды).
Особого внимания требует склонение числительных, а также некоторые случаи сочетания существительных с предложно-падежными формами (сочетания типа купили по двадцать три тетради, работали по многу дней и т.д.).
Имена числительные следует отличать от так называемых счетных слов, лишенных точного количественного значения и закрепленных чаще всего за узким кругом слов (десяток яиц, тройка лошадей). Счетные слова, как правило, употребляются в сниженном контексте, т.к. большинство из них имеет разговорную и даже архаизированную окраску (дюжина).
Литература
- Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис Пресс, 2008. – С. 256-270
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1997. – С.469-481
Дополнительная литература
- Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. фак. журналистики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 153-158.
- Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – С. 179-198.
Упражнения
Упражнение 91. Найдите неверные утверждения:
1. Общего значение имени числительного – указание на отвлеченные числа, количество предметов и их порядок при счете.
2. Семантические особенности числительного не допускают их метафорического использования.
3. В определенных контекстах имя числительное может стать сильным экспрессивным средством.
4. Основная функция числительных в художественном тексте – эстетическая.
5. Насыщение публицистического текста числительными зависит от авторской установки, жанра, размера публикации
6. Числительные могут вводиться в художественный текст с целью придания ему достоверности, создания иллюзии настоящей жизни.
7. Экспрессивная окраска некоторых числительных обусловлена их вовлечением в систему изобразительных средств фольклора.
8. Стилистическое освоение числительных в художественной литературе связано с достижениями писателей-романтиков.
9. Включение числительных в стихотворный язык было обусловлено расширением тематики русской поэзии, разработкой новых форм, обновлением образных средств.
10. Метафоризация лишает числительные их основного грамматического признака: обозначение точного числа или количества.
Упражнение 92. Выберите нужную форму числительного:
На кафедре работают (три профессора – трое профессоров). 2. Человек может прожить без еды более (четырех-четверых) суток. 3. У нашей кошки родилось (пятеро-пять) котят. 4. Это сложное дело вели (два судьи – двое судей). 5. Тех, кого отобрали на соревнования, было (четыре – четверо). 6. У них в семье было (десять – десятеро) детей. 7. Все (три брата – трое братьев) стали офицерами. 8. Мои (две сестры - двое сестер) живут в Москве. 9. На мой крик оглянулись (два прохожих – двое прохожих). 10. В комнату вошли (три молодых человека – трое молодых людей).
Упражнение 93. Пользуясь материалами учебника, подготовьте ответы на вопросы Справочной службы портала «Грамота. ру»:
· Как правильно сказать: с двумястами рублями или с двумястами рублей?
· Какое словоупотребление соответствует современным нормам: пятьюдесятью книгами или пятидесятью книгами?
· Как правильно сказать: мать трех детей или мать троих детей? Не хватает трех ножниц или троих ножниц?
· Как согласовать слова «двадцать два» и «ясли»: двадцать две ясли? Двадцать двое ясель? Или они не согласуются?
Упражнение 94. Закончите предложения так, чтобы получились верные высказывания о собирательных числительных:
Собирательные числительные употребляются:
1. С существительными …. рода, называющими лиц …. пола: …..
2. С существительными, имеющими формы ….. числа, например: ….
3. Собирательные числительные выше …не используются. Они заменяются количественными числительными, например…
4. Со словами …, …, …, а также «…» в значении «человек», например: …
5. С …. местоимениями, например: ….
6. С ….. числительными и прилагательными: ….
Упражнение 95. Исправьте стилистические ошибки, связанные с употреблением числительных:
1. Фирме требуется двое секретарш. 2. Машину вытаскивали с помощью двоих тракторов. 3. Он всегда скажет какую-нибудь двухсмысленность! 4. Москва находится в полтораста километрах отсюда. 5. Он подавал свои реплики сразу в троих чатах. 6. Сразу четверо работниц подали заявление об уходе. 7. Наша семья приютила три сироты. 8. Этот парад принимают трое генералов. 9. В пятьдесят одном проценте случаев последствия применения этого лекарства отрицательные. 10. Закон принят обоими палатами парламента. 11. Вес этих фруктов иногда достигает полтора килограмма. 12. Я родился в тысячу девятьсот восьмидесятом году. 13. Наш городок сильно изменился за последнее полстолетие. 14. У обоих ворот не было никого из игроков. 15. В 84 Агузарова все-таки поступила в музыкальное училище.