Многоуровневость подходов к определению культуры.
В декларации ЮНЕСКО, принятой в 1982 г. на Всемирной конференции по культурной политике, «культура» трактуется как комплекс характерных и эмоциональных черт общества и включает в себя не только различные виды искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиции и верования.
По определение философа и культуролога А.Я. Флиера, культура может быть представлена как «особый механизм обеспечения, коллективного человеческого существования, которое осуществляется посредством согласования и регуляции форм и процедур групповой жизнедеятельности, психологических оснований солидарности и идентичности людей в группе, манифестаций их социальных намерений, идеалов и ценностных ориентаций…»[11]
Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека, утверждение смысла человеческой жизни в соотнесении его со смыслом[12] сущего. В каждой культуре наличествует смысловая доминанта – тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений.
Именно наличие смысловой доминанты культуры обусловливает возможность существования науки культурологии, которая изучает доминирующий смысл и различные способы его реализации.
Методологической основой культурологии является философия. Анализ культуры опирается на метод, который объединяет объяснение и понимание. Рациональное объяснение позволяет рассматривать культуру как систему смыслов, имеющих свою сущность и внутреннюю логику, дает возможность мысленно реконструировать культурно-исторический процесс, всеобщая сущность которого выделена и зафиксирована в формах мышления.
Но культура нуждается не только в рациональном объяснении, но и в нерациональном понимании, так как она адресована человеческой субъективности. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, ибо необходима, прежде всего, целостная интуитивно-смысловая причастность субъекта к постигаемому явлению.
Культурология осуществляет осмысление диалога культур, что дает возможность приобщения к иным культурам, взаимообогащения культур[13].
Являясь комплексной гуманитарной наукой, культурология изучает не только культуру в целом, но и различные сферы культурной жизни, взаимодействуя с различными науками: антропологией, этнографией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой и т.д. В исследованиях культурологов изучаются самые различные аспекты, явления и процессы культуры. Особое значение в этом контексте приобретает комплекс антропологических дисциплин, причем антропология здесь понимается как наука гуманитарная, а не естественная.
Культурантропология – наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основывающаяся на результатах археологических, этнографических, этнологических, лингвистических, социологических и психологических сравнительных («компаративистских» или «компаративных») исследований[14].
Культурантропология сформировалась в западном обществе из этнологии[15], этнографии[16] во второй половине 1920-х годов, когда на базе сравнительного анализа стали предприниматься попытки социологических обобщений, объяснения причин сходства и различий, многообразия тенденций в развитии культур, субкультур и т.д. Но культурантропология отличается от этнографии и этнологии тем, что не сосредоточивается на исторических и чисто описательных материалах. Культурная антропология обращается к проблемам, направленным на понимание общества «изнутри», и имеет множество разделов: антропологическая лингвистика; доисторическая археология, изучающая человеческое прошлое в дописьменную эпоху; экология человека, сравнительное изучение адаптации человека к экосистемам; политическая антропология; структурно-символическая антропология; психологическая антропология; юридическая антропология; антропология города, или урбанистическая антропология (urban anthropologu); прикладная антропология и другие. По мере развития появляются новые разделы культурантропологии, например: антропология женщин (сравнительное изучение статуса женщин), медицинская антропология (компаративные исследования здоровья, болезни, медицинского обслуживания) и другие.
Одним из основателей культурантропологии считается французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917), теоретик структурно-функционального подхода. Он обосновал положение о том, что общество функционирует подобно организму, что структуры общества аналогичны органам и структурам тела. Одновременно он подчеркивал, что социальная действительность представляет особую реальность, она специфична и автономна и не может быть понята на уровне психологии личности.
Среди современных зарубежных школ выделяются школа британской социальной антропологии, воспринявшая методологический подход Дюркгейма, и североамериканская школа культурной антропологии.
Важность этой науки обусловлена тем, что культурология обращается к самобытной культуре этнических обществ и должна опираться на обширный этнографический материал, описывать их эволюцию, взаимоотношение и развитие. Одна из важнейших проблем, которую открыла культурная антропология, – взаимовлияние различного типа культур, аккультурация[17].
Виднейшие представители культурантропологии – английские ученые: А.Р.Рэдклифф-Браун (1881-1955) и Б.К.Малиновский(1884-1942).
А.Рэдклифф-Браун придерживался взглядов Э.Дюркгейма. Он поставил перед собой задачу создать науку об обществе, в которой были бы сформулированы законы действия общества как системы.
Английский исследователь занимался изучением народностей андаманских островов, аборигенов Австралии. Он осуществил важный синтез идей о значении детства, брака и ритуалов, подчеркнул их значимость для единства общества. А.Рэдклифф-Браун писал: «Современная антропология является функционально обобщающей и социологичной, это наука сравнительной социологии».
Б.К.Малиновский – английский уч еный польского происхождения. Руководил этнографическими экспедициями во многих частях света. Малиновский отрицал культурный эволюционизм и поддерживал органический взгляд на общество, разработанный Э.Дюркгеймом. Культуру Малиновский понимал как совокупность взаимных связей и функций. Он пытался понять, каким путем различные особенности и черты культуры обеспечивают удовлетворение базовых биопсихологических потребностей индивида. Соответственно различия между культурами он видел в различных способах удовлетворения этих потребностей (питания, воспроизводства и т.д.).
Малиновский оказал влияние на целое поколение антропологов («функциональная школа»).
Широкую известность приобрела североамериканская школа культур- антропологии. У ее истоков была известная этнографическая школа Фр.Боаса (1858-1942), американского ученого немецкого происхождения. Исследуя образ жизни различных народов (индейцев северного побережья Тихого океана, народов Северной Азии и других), Боас пришел к выводу о необходимости изучения культуры во всех ее аспектах, включая религию, искусство, историю, язык, а также физические характеристики народа. Боас пришел к пониманию культуры как некоторой целостности, считая вместе с тем, что культуры разных народов не подлежат сравнению и ранжированию. Ученый критиковал расистские теории и сделал один из наиболее важных выводов о том, что не существует «чистых» рас, что одна раса не может господствовать над другой в силу каких-либо прирожденных черт.
Североамериканская культурантропологическая школа обратилась к процессам аккультурации. Этой проблеме посвящены работы Дж.Гершковича, Дж.Мелвила, последователя американской антропологической школы южноафриканского ученого О.Оттенберга;основываясь на опыте изучения жизни африканских народов, ученые сделали выводы о процессах адаптации африканцев к принятию цивилизованных социальных форм.
В последнее время американские культурные антропологи уделяют все большее внимание психологическому аспекту. Эти проблемы поднимаются в трудах Г.Ми Ф.М.Кисинги («Новые перспективы культурной антропологии»), где психологический подход применяется к анализу проблемы взаимопроникновения цивилизаций.
В 1936 году английские и американские ученые объединились и опубликовали работу «Меморандум об аккультурации», где исследовали вопрос о взаимопроникновении цивилизаций (Т.Пит-Райверс, Хертцлер и другие). Выдающийся современный представитель психологического направления американской культурантропологии К.Додд в своей работе «Перспективы межкультурной коммуникации» выделил разные акты общения и смоделировал взаимодействие и связи между разными видами контактов и уровнем коммуникаций. Американские антропологии выделили и определили понятие «континуум»[18] для анализа явлений культуры.
Культурантропология имеет большие заслуги в изучении различных типов культур (языков, обычаев, типов родства примитивных обществ и т.п.). За многочисленными описаниями многообразных языков и обычаев открылся факт многообразия, уникальности и неповторимости различных культур. За многообразными ликами культур в многообразных проявлениях (духовных и материальных) одной и той же культуры проявилось универсальное начало – способ и тип человеческого общения с природой и обществом. Развитие культурантропологии дало также основания для осмысления сосуществования диалога культур.