Веденская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2008.
2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И Максимова. - М., 2007. – стр.321-327
3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д.Черняк. - М., 2010. – стр.97-104, 106-116, 120-128, 131-145
4. Изюмская С.С.. Русский язык и культура речи.- М., 2010. – стр.116-130
Задание №1. Допишите правильно окончания: крепк… кофе, вкусн… салями, рыбн… филе, солнечн… Сочи, розов… фламинго, кратк… резюме, трудн… хинди, многоводн… Конго, строг… табу, знаменит… Бейкер-стрит, красив… метро, маленьк… колибри, забавн… какаду, нов… шоссе, жирн… иваси, свеж… кольраби, глубок… Онтарио, огромн… гризли, живописн… Капри, красив… тюль, любим… мозоль, хрустальн… бра, современн… Токио – (дом.)
Задание № 2. Данные существительные поставьте в форму И.п., мн.ч., учитывая варианты окончаний и их стилистическую окраску, а также явление паронимии и динамику норм современного русского литературного языка: торт, крейсер, офицер, доктор, договор, инспектор, маляр, ректор, профессор, соболь, хлеб, учитель, сектор, бухгалтер, век, год, тренер, вексель, образ – (занят.)
Задание № 3. Данные существительные поставьте в форму Р.п., мн.ч. : помидоры, солдаты, чулки, апельсины, граммы, носки, болгары, ананасы, джинсы, цыгане, амперы, яблони, окна, погоны, калмыки, вольты, баклажаны, бананы – (дом.)
Задание № 4. Раскройте скобки и запишите правильно предложения: - (дом.)
- Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино.
- Поступило заявление от (Юрий Живаго, Илья Рерих, Ирина Понамарчук, Наталья Жук, Иван Белых, Павел Глоба).
- Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано (Чарльз Дарвин).
- Ему нужно побеседовать со студенткой (Анна Ремчук).
- На презентации с мистером (Стивен Кристин) была его супруга (Ани Кристин).
Задание № 5. Образуйте все возможные формы степеней сравнения данных прилагательных: глубокий, счастливый, неуклюжий, холостой, умный – (занят.)
Задание № 6. Перепишите, заменяя цифры словами: - (занят.)
- Библиотека пополнилась в этом году 570 книгами.
- В 2011 году я окончил школу.
- Лагерь находился в 342 метрах от вулкана.
- Летаргический сон продолжался 34 суток.
- У нее в коллекции 22 духи, а у него 24 шахматы.
Задание № 7. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант: - (занят.)
- В семье было (три сына, трое сыновей).
- На столе лежали (две книги, двое книг).
- По (обеим, обоим) берегам реки красивые леса.
- В (обеих, обоих) деревнях есть школы.
- Я всегда все на место (ложу, кладу).
- Здесь кирпичи можно в один ряд (класть, ложить).
№ 7. Синтаксические нормы (4 часа)
1.Особенности синтаксических норм современного русского языка на уровне словосочетания.
2.Трудные случаи управления. Порядок слов в предложении.
3. Согласование сказуемого с подлежащим.
4. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.
5. Нормы организации однородного ряда.
6. Сложное предложение и особенности его организации. Ошибки в построении сложных предложений.
Сделать конспект:
1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И Максимова. - М., 2007. – стр.327-336
2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д.Черняк. - М., 2010. – стр.146-163
Задание №1. Исправьте ошибки в предложениях: - (дом.)
- В очерке журналист описывает о жизни в деревне.
- Летчик-космонавт был удостоен высокой наградой.
- Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтеров.
- Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.
Задание №2. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже:
согласно (устав, постановление правительства), благодаря (помощь,успешное стечение обстоятельств), заведующий (кафедра, отдел, магазин), рецензия (книга, статья), анонс (спектакль, гастроли) – (занят.)
Задание № 3. Исправьте предложения: - (занят.)
- Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса.
- Избиратели надеются и верят своему депутату.
- Завод руководит и координирует деятельность смежных предприятий.
- Мэр распределяет и управляет имуществом города.
Задание № 4. Выберите правильную форму сказуемого: - (дом.)
- Большинство туристов решил… не дожидаться помощи.
- Часть депутатов отвергл… законопроект.
- До финиша дошл… только четверо марафонцев.
- Семеро студентов получил… зачет.
- Участковый терапевт вел… прием.
- Это был… наш… корреспондент Иванова.
Задание № 5. Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота:
- (занят.)
-Доехав до светофора, у водителя внезапно заглох мотор.
-Отдыхая, накапливается большой жизненный опыт.
- Приехав в дом отдыха, ей сказали, что мест нет.
- Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе профессии.
- Устав после занятий, мне не читалось.
Задание № 6. Укажите правильный порядок слов в предложениях: - (дом.)
-Я поздравляю вас с этой премией с удовольствием.
- Детский сад принимает детей после капитального ремонта.
- Общественность широко готовится отметить юбилей города.
- На новогодней елке запрещено одевать в костюмы детей из марли.