Вместо предисловия. см. также - вторую часть
Узлы
см. также - вторую часть
страницу с этими и другими узлами, анимированную!
Книгу, откуда можно почерпнуть знания по вязке десятков узлов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Узел встречный (рис. 1в). *
Прямой узел (морской). *
Узел шкотовый. *
Узел брамшкотовый применяется *
Узел грейпвайн *
Встречная восьмерка *
Узел проводника *
Узел восьмерка *
Узел двойной проводник («заячьи уши») *
Узел австрийский проводник (узел среднего, бергшафт), *
Схватывающий узел (прусс) *
Австрийский (несимметричный, косой) схватывающий *
Узел булинь (обвязочный, беседочный) *
Узел стремя (выбленочный) *
Узел Бахмана *
Узел удавка *
Узел маркировочный *
Узел проводника «повышенной надежности». *
От авторов
Не секрет, что в период перехода к рынку альпинистская и туристская система подготовки кадров переживает кризис в связи с сокращением (а по сути полным отсутствием) дотаций и переходом на самоокупаемость, что делает ее для многих малодоступной. Однако, несмотря ни на что, многие люди планируют совершение спортивных путешествий, а для этого нужна подготовка. Получить подготовку по такой важной теме, как узлы, самостоятельно, и поможет эта брошюра.
Кроме того, в современных условиях изменяется роль преподавателя. Из основного источника знаний он превращается (или, по крайней мере, должен превратиться) прежде всего, в организатора деятельности. Помощь в организации самостоятельной деятельности по изучению узлов окажет эта брошюра. Авторы старались написать ее не просто в форме учебного пособия, а в форме самоучителя.
Нужно отметить, что последняя известная нам печатная работа, посвященная непосредственно узлам, выходила более десяти лет назад и давно уже стала библиографической редкостью (к тому же и посвящена была морским узлам, а не узлам в горовосхождении).
Авторы приносят свои извинения за цену брошюры, к сожалению, сделать ее сейчас дешевле оказалось невозможно.
Авторы выражают благодарность за помощь в написании и издании этой брошюры Захарову П. П., Одинцовой Т., Кожину В., Ворожцову А., Лянге С. и другим. Мы будем рады всем откликам, любым конструктивным замечаниям и пожеланиям. Пишите нам по адресу: 107078, г. Москва, а/я 430, туризм, Ахапкину.
Вместо предисловия
На первый взгляд предлагаемая читателю методическая разработка всего лишь на одну, да к тому же очень узкую тему, может показаться и неполной, и слишком краткой.
Не будем спешить с выводами.
В наше трудное время, когда такое испытанное издательство, как «Физкультура и спорт», отказалось от выпуска методической и учебной литературы по туризму и альпинизму, любая публикация на эти темы должна восприниматься как определенный успех.
Давайте договоримся и о том, что критиковать можно все, что угодно. А в это время (когда мы будем заниматься критикой) люди идут в горы. Идут в горы новички, которым нужны учебные пособия, появляются новые молодые инструктора и тренеры, которым нужны пособия для обучения тех же новичков. Вот и получается, что несвободное от мелких недостатков пособие, появившись в свет накануне очередного летнего сезона, оказалось как нельзя ко двору. Авторам вполне удались и рисунки — они наглядно иллюстрируют текст материала.
Именно поэтому стоит сказать слова благодарности в адрес начинающих авторов, которые вопреки многим предупреждениям об ожидающих их на этом пути неудачах, все же взялись, сделали и главное — выпустили в. свет, пусть малое, но полезное пособие. И пожелаем им нового успеха на этом, ныне очень тернистом, пути.
П. П. Захаров
Узлы
Узлы, применяемые сейчас в туризме, альпинизме, спелеологии, скалолазании и при высотных работах, берут свое начало в морских узлах. Тех, кто хочет ознакомиться с морскими узлами, отсылаем к специальной литературе. *
* 1) Григорьев В. В., Грязнов В. Н. Судовые такелажные работы, М, Транспорт 1967
2) Бивис Б., Джерман К. Современный трос в морской практике, Л, Судостроение 1980
3) Скрябин Л. Морские узлы, М, Транспорт 1981
4) Марквардт К. Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII в, перевод с немецкого. Л, Судостроение, 1991
Из всех морских узлов, а их около четырех тысяч, были отобраны те, которые, в минимальной степени ослабляют веревку, не ползут, не являются саморазвязывающимися.
Узлы, применяемые при горовосхождениях, подразделяются на три группы:
1) Группа узлов для самостраховки (сюда входят все узлы обвязки, схватывающие узлы, булинь, проводника и т. д.)
2) Основные (применяются для связывания веревок).
3) Специальные (вспомогательные).
Существуют и другие разделения, например, выделяют группу узлов проводника и т. д.На наш взгляд, вопрос о терминологии в данном случае не очень принципиален, т. к. многие узлы с успехом применяются в нескольких группах для решения различных задач, но приведенная выше квалификация удобна для обучения.
На практике, знание узлов является очень важным т. к. неправильно или недостаточно быстро завязанный узел может привести к весьма трагичным последствиям.
В связи с тем, что зачастую приходится вязать узел очень быстро и в неудобных условиях (зависнув на перилах или страховке, в неудобной позе, на маленькой площадке на скалах или льду) человек должен уметь это делать автоматически, не задумываясь, пользуясь «моторной» памятью, поэтому вязке узлов следует уделить большое внимание и время.
Для того чтобы овладеть на уровне динамического стереотипа навыком завязывания узлов нужно использовать два параллельных пути:
1) Алгоритмический (т. е. поэтапное запоминание последовательности действий).
2) Зрительная память (запоминание рисунка правильно завязанного узла глазами, если сомневаешься в правильности рисунка лучше перевязать узел).
Первый путь достигается, в основном, за счет правильного, красивого и медленного показа преподавателем (по «разделениям»). Второй путь осуществляется обращением внимания на рисунок узла, оформлением стенда с поэтапно завязанными узлами, рисунками, фотографиями, плакатами и т. д.
Необходимо отметить, что применение узлов снижает прочность веревки, на которой они завязаны. Уменьшение номинальной прочности веревок с узлами можно объяснить комбинированным силовым воздействием, возникающим при натяжении на разрыв, срезанием и перегибом отдельных волокон в районе узла, а при мокрой и промерзшей веревке — под воздействием кристаллов льда между ними. Более подробно об этом смотри книгу Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. Перевод с болгарского. Москва, ФиС, 1981 г.
Ниже приводится описание узлов с иллюстрациями и методическая разработка занятия по узлам. Рекомендуется изучать узлы именно в данной последовательности, хотя некоторые из них почти не используются на практике. Важно осуществить принцип «от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному». На практике горовосходитель использует, в основном, 6—7 узлов, которые ему наиболее подходят и он их знает в совершенстве.
Приведенная ниже методика обучения узлам отрабатывалась московскими горными туристами в течении многих лет (в частности тур. секции МГПИ, МАТИ, МГТУ им. Баумана, школа тур. подготовки при Калининском, Красногвардейском, Кировском, Гагаринском РТК.. На личном опыте авторов, их работе в этих школах и секциях написана данная работа.