Соответствие стратегии и культуры организации
Стратегия – это план взаимодействия с конкурентной средой для достижения целей организации.
Одной из широко используемых моделей формулирования стратегии является модель конкурентных стратегий, разработанная М.Портером. М.Портер исследовав деятельность нескольких фирм, представил схему, описывающую три базовые конкурентные стратегии:
1. Стратегия дифференциации. Целью стратегии является придание продукту – товару отличительных свойств, которые важны для покупателя и которые отмечают данный товар от предложений конкурентов.
2. Стратегия лидерства по издержкам. В центре внимания всей стратегии - низкие издержки по сравнению с конкурентами.
3. Стратегия фокусирования, т.е. специализация на нуждах одного сегмента или конкретной группы покупателей без стремления охватить весь рынок. Цель ее - удовлетворить потребность выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты.
Стратегия фокусирования, при которой организация сосредотачивает свое внимание на конкретном рынке или конкретной группе потребителей, в дальнейшем была разделена на:
· фокусированную стратегию низкой цены;
· фокусированную стратегию дифференциации;
Таким образом, получается четыре основные стратегии, как показано на рис.1.
Фокус стратегии
Лидерство по низким издержкам | Дифференциация |
Фокусированное лидерство за счет низкой цены | Фокусированная дифференциация |
Низкие издержки Уникальность товара
(низкая цена)
Конкурентное преимущество
Рис. 3. Базовые конкурентные стратегии по Портеру.
В основу данной модели конкурентных стратегий положены два фактора:
1) конкурентные преимущества
2) конкурентный охват
Организационная культура должна поддерживать стратегию и структурное построение, необходимые организации, чтобы успешно действовать в окружающей среде.
В исследованиях, посвященных культуре и эффективности организации, выдвигается предположение, что вопрос соответствия культуры, стратегии и структуры можно решить с помощью разделения типов культур на четыре категории.
К. Камерон и Р. Куинн определили четыре типа культур, которые представлены на рисунке.
Для бюрократической культуры характерны фокус стратегии внутри организации и последовательный образ действий в стабильной окружающей среде.
Фокус деятельности
Вне организации
Адхократическая культура | Рыночная культура |
Клановая культура | Бюрократическая культура |
Внутри организации
гибкость стабильность
Рис. 4. Четыре основных типа организационной культуры.
Этот тип культуры поддерживает систематический подход к ведению дела. При таком типе культуры символы, образцы для подражания и церемонии подчеркивают важность для достижения целей организации.
Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности, предсказуемости и рентабельности.
Рыночная культура характеризуется отчетливым видением стратегических целей организации и акцентом на достижение таких промежуточных целей, как рост продаж, прибыльность или увеличение доли рынка.
В конкретных случаях рыночная культура отражает соревновательный дух и ориентацию на получение прибыли. Термин «рыночная культура» не имеет ничего общего ни с понятием маркетинговой функции, ни с представлением о потребителях на рынке. Он просто определяет тип организации, функционирующей как рынок, т.е. ориентированной на внешнее окружение, а не на свои внутренние дела.
Клановая культура фокусирует свое внимание в первую очередь на заинтересованном участии в общем, деле всех членов организации и на быстро изменяющихся ожиданиях окружающей среды. В клановой культуре более чем в других учитываются потребности работников, удовлетворенность которых рассматривается как ключ к успеху компании. Она делает акцент на долгосрочной выгоде от совершенствования личности, придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. Успех определяется в терминах здорового внутреннего климата и заботы о людях.
При адхократической культуре фокус стратегий находится во внешней среде, большое значение имеет гибкость и способность к изменениям для удовлетворения нужд покупателей.
В организациях с таким типом культуры предполагается, что адаптация к внешней среде и новаторство ведут к обретению новых ресурсов и повышению прибыльности, поэтому акцент должен делаться на предвидении будущего, на некоторой организационной анархии, но с внутренним подчинением определенной дисциплине.