Художник (автор, исполнитель) как основа маркетинговой стратегии организации культуры и искусства.

Тезисы и ключевые термины, которые могут быть использованы при ответе на вопрос:

В любой организации культуры художник играет исключительную роль. Фактически, большинство продуктов культуры не могут быть созданы без этой, в высшей степени «специализированной творческо-производственной силы».

В дополнение к традиционному структурированию по видам художественного творчества, художественно-производственный персонал принято подразделять на категории в соответствии с тем, какова их роль в творческом процессе.

I категория - «творцы»: драматурги, хореографы, композиторы, писатели, поэты, живописцы и скульпторы.

II категория – исполнители: актеры, танцовщики, инструменталисты и певцы.

III категория – дизайнеры, создающие макеты декораций, костюмы, эффекты освещения, книжные обложки, а также операторы и художники-постановщики (изобразительное решение фильма, декорации для кино- и телепроектов) и т.д.

IV категория – обслуживающий персонал (так называемое «второе звено»): декораторы, гримеры, бутафоры, костюмеры, ассистенты, помощники режиссера, осветители, а также наборщики и переплетчики.

V категория - это те, кто управляет всей постановочной бригадой или координирует ее действия: режиссеры, продюсеры и дирижеры.

VI категория – художественные руководители, те, кто набирают, мобилизуют и поддерживают других художников или коллективы при создании произведения.

Очевидно, что без художественно-производственного персонала не может быть никакой организации культуры, в ряде случаев – специалист уникален и незаменим.

Более того, художник необходим и в других организациях, сфера деятельности которых выходит за рамки традиционного (более узкого, продиктованного ведомственной подчиненностью) понятия культурной деятельности. Например, в области рекламы работа художника-дизайнера – это основной ресурс, используемый для создания продукта. Для съемки рекламного ролика, например, необходимо участие режиссера, оператора, художника, композитора и аранжировщика, актеров, дизайнеров и т.д. Нередко представитель конкретной творческой профессии может быть востребован в смежных областях, что благотворно влияет на его имидж. Особого упоминания заслуживает эффект медийности, основанный на узнаваемости созданного художником образа.

4. Сущность понятия “канал распространения” в контексте культурных продуктов и услуг.

Тезисы и ключевые термины, которые могут быть использованы при ответе на вопрос:

Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям; благодаря нему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться.

На практике используются различные варианты распространения товаров: с участием промежуточных звеньев (косвенный канал) или без них (прямой канал). Прямые (или простые) каналы чаще используются компаниями, которые хотят сами осуществлять контакт с конечными потребителями. Их товары не требуют предварительного количественного накопления, нуждаются в сервисном фирменном (высококвалифицированном) обслуживании, целевые рынки ограничены. Косвенные (или сложные) каналы создаются для увеличения целевых рынков сбыта, расширения продаж, сокращения затрат на реализацию и т.п.

Косвенный (или сложный) канал распространения включает в себя всевозможных агентов, которые налаживают, а затем и осуществляют связь между производителем и конечным потребителем.

Агенты и оплачиваемые посредники могут и не вступать во владение продуктом, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на процессы производства и потребления.

В целом производители используют более сложные, многоступенчатые каналы распространения, чтобы добиться максимального сбыта и прибылей. Для этого они должны постоянно стимулировать работу различных посредников, составляющих этот канал.

Типы посредников: розничный торговец, оптовый торговец (получает продукт у производителя, затем продает его розничному торговцу, который уже предлагает продукт потребителю), агент (выполняет функции посредника как для производителя, так и для розничного торговца. Основное отличие агента от оптовика заключается в том, что последний приобретает товар в собственность и может распоряжаться им по своему усмотрению, а агент не приобретает право собственности на товар и не владеет им. Он просто представляет интересы производителя перед розничным торговцем).

Брокер не приобретает прав собственности и не ограничен в своих действиях договором с какой-либо компанией. Он вовлечен в процесс обеспечения продуктами потребителей путем предоставления информации о продавцах и покупателях и поддержания с ними связи для того, чтобы удовлетворить их потребности в продуктах).

Функция логистики (изменения в качестве, в разнообразии); Функция торговли (покупка продукта, переговоры, продвижения, контакты); Функция поддержки (взятие на себя риска, финансирование , исследование).

Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций:

1.Исследовательская работа. Сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена.

2.Стимулирование сбыта. Создание и распространение коммуникаций о товаре.

3.Установление контактов. Налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями.

4.Приспособление товара. Подгонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка.

5.Проведение переговоров. Попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.

6.Организация товародвижения. Транспортировка и складирование товара.

7.Финансирование. Изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала.

8.Принятие риска. Принятие на себя ответственности за функционирование канала.

Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям; благодаря нему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться.

На практике используются различные варианты распространения товаров: с участием промежуточных звеньев (косвенный канал) или без них (прямой канал). Прямые (или простые) каналы чаще используются компаниями, которые хотят сами осуществлять контакт с конечными потребителями. Их товары не требуют предварительного количественного накопления, нуждаются в сервисном фирменном (высококвалифицированном) обслуживании, целевые рынки ограничены. Косвенные (или сложные) каналы создаются для увеличения целевых рынков сбыта, расширения продаж, сокращения затрат на реализацию и т.п.

Косвенный (или сложный) канал распространения включает в себя всевозможных агентов, которые налаживают, а затем и осуществляют связь между производителем и конечным потребителем.

Агенты и оплачиваемые посредники могут и не вступать во владение продуктом, но, тем не менее, оказывают существенное влияние на процессы производства и потребления.

В целом производители используют более сложные, многоступенчатые каналы распространения, чтобы добиться максимального сбыта и прибылей. Для этого они должны постоянно стимулировать работу различных посредников, составляющих этот канал.

Типы посредников: розничный торговец, оптовый торговец (получает продукт у производителя, затем продает его розничному торговцу, который уже предлагает продукт потребителю), агент (выполняет функции посредника как для производителя, так и для розничного торговца. Основное отличие агента от оптовика заключается в том, что последний приобретает товар в собственность и может распоряжаться им по своему усмотрению, а агент не приобретает право собственности на товар и не владеет им. Он просто представляет интересы производителя перед розничным торговцем).

Брокер не приобретает прав собственности и не ограничен в своих действиях договором с какой-либо компанией. Он вовлечен в процесс обеспечения продуктами потребителей путем предоставления информации о продавцах и покупателях и поддержания с ними связи для того, чтобы удовлетворить их потребности в продуктах).

Функция логистики (изменения в качестве, в разнообразии); Функция торговли (покупка продукта, переговоры, продвижения, контакты); Функция поддержки (взятие на себя риска, финансирование , исследование).

Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций:

1.Исследовательская работа. Сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена.

2.Стимулирование сбыта. Создание и распространение коммуникаций о товаре.

3.Установление контактов. Налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями.

4.Приспособление товара. Подгонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка.

5.Проведение переговоров. Попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.

6.Организация товародвижения. Транспортировка и складирование товара.

7.Финансирование. Изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала.

8.Принятие риска. Принятие на себя ответственности за функционирование канала.

Электронный маркетинговый комплекс музея как канал распространения культурных продуктов

Сложившаяся финансовая ситуация заставляет музеи учиться зарабатывать на свои программы и проекты деньги самостоятельно. Это и привлечение дополнительных источников финансирования в виде инвестиций, спонсорской поддержки, партнерских проектов. Это и построение собственного маркетингового комплекса, в том числе электронного.

Зарубежные музеи уже давно и успешно используют элементы электронной коммерции.

Белорусские музеи пока находятся только на подходе к использованию технологий электронной коммерции. Здесь наиболее ярким примером может служить сайт Национального художественного музея, где можно не только приобрести через Интернет билеты в музей, но и посетить Виртуальный 3-мерную экспозицию.

Отличие маркетинговых стратегий, используемых в области профессионального, любительского искусства и в культурно-досуговой деятельности, от методов, получивших распространение в индустрии культуры.

Тезисы и ключевые термины, которые могут быть использованы при ответе на вопрос:

Художественное произведение, понимаемое как результат профессионального авторского творчества, нередко оказывается способным активно воздействовать на умонастроения потребителя, формировать его потребительские предпочтения.

Многие, особенно «вершинные» произведения художественной культуры содержат причину своего существования «в самих себе». Поэтому они не всегда обязательно должны соответствовать каким-либо уже существующим, ранее сформированным (!) потребностям. Такие произведения и их авторы, в ряде случаев могут сами формировать новые потребительские предпочтения, акцентируя повышенную символическую ценностью этих культурных продуктов.

Возникнув в качестве результата авторского самовыражения художника, такие произведения нередко формируют вокруг себя группу сторонников, почитателей и, если это сообщество обладает признаками референтной группы, то такой культурный продукт становится родоначальником серии аналогичных с точки зрения стиля, творческого метода, авторского отношения и т. д.

Учитывая многообразие форм, методов творческой деятельности и специфику конечного культурного продукта, который отличается особой вариативностью, в практическом плане главную роль начинает играть именно адекватность стратегии маркетинга. Иначе говоря, набор инструментов и методов, положительно зарекомендовавший себя в одном секторе культурной деятельности, для другого вида творческой деятельности может нуждаться в существенных коррективах, конкретную стратегию необходимо приспосабливать к специфике конкретных учреждений культуры.

Совершенно иначе формируются маркетинговые стратегии в индустрии культуры, которая, как правило, ориентирована на многократно тиражируемый, относительно массовый продукт или услугу. Здесь вполне эффективными оказываются классические стратегии, выработанные для маркетинга товарно-сырьевой продукции, когда во главе угла находятся уже известные производителю приоритеты потребителя.

Другими словами, традиционная трактовка маркетинга, согласно которой «удовлетворение потребностей рынка есть смысл существования продукта», отчасти применима в индустрии культуры, а также в сфере любительского творчества (где более важен процесс, нежели результат), но не может быть использована «в чистом виде» в маркетинге сферы искусств в силу уникальности, неповторимости творческого результата, индивидуализированной природы художественного творчества.

Наши рекомендации