Для студентов, обучающихся по специальности
ГОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России
Профессор _______________ З.Т.Астахова
«___»______________________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
для студентов, обучающихся по специальности
060101 «Лечебное дело»
Факультет лечебный
Кафедрасоциально-экономических наук
Курсы III
Семестр 5
Всего часов - 55 час.
Аудиторных - 36 час.
в том числе:
лекций - 16 часов
практических занятий - 20 часов
Самостоятельная работа студентов - 19 часов
Контролирующие мероприятия - зачет
Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программы культурологии высших медицинских и фармацевтических учебных заведений МЗ РФ Всероссийского учебно-научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (Москва, 1999 г. выпуска).
Рабочую программу составила – д.и.н., доцент Туаева Б.В.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социально-экономических наук от 2011 г., протокол №
И.о. зав. кафедрой
социально-экономических наук,
доцент Албегонова Ф.Д.
1. Цели и задачи курса, место в учебном процессе:
Программа курса «Культурология» рассчитана на студентов Северо-Осетинской Государственной медицинской академии всех факультетов. Современное насыщение программы высшей школы гуманитарным знанием вызвано пониманием того, что специалист любой отрасли практической деятельности может полностью реализовать свои профессиональные способности лишь при условии освоения им общегуманитарных ценностей, выработанных человеком. Освоение настоящего курса призвано помочь решению этой задачи.
В первую очередь, цели гуманитаризации медицинского образования определяются динамикой жизни, возрастанием мощности информационных потоков и развитием самого социо-культурологического дискурса как особого типа общения и духовного взаимодействия. Сегодня формирование социокультурных комплексов ориентируется часто на низкие нужды в частности, СМИ, обладающие мощным потенциалом, зачастую формируют потребительскую психологию, почти не уделяя внимания проблемам творчества, вопросам истории, этики, воспитания, в то время, когда человечество сталкивается с серьёзными трудностями, для преодоления которых нужны мобилизация воли и разума. Поэтому сегодня так актуален синтез образования с наукой и сознательное формирование культуры.
1.1. Курс культурологии направлен на:
1. Формирование у студентов представления о культуре как системе общечеловеческих ценностей;
2. Ознакомление студентов с выдающимися достижениями мировой и отечественной культуры;
3. Изучение основных понятий и категорий культуры;
4. Формирование представления о преемственности культурных процессов;
5. Развитие и повышение интеллектуального и духовно-нравственного потенциала их личностей;
6. Воспитание нравственных ориентиров в жизни.
2. Требования к уровню освоения дитсциплины:
Студент должен знать:
- этапы становления культурологии как науки;
- основные категории и методы исследования культурологии;
- наиболее распространенные в мировой и отечественной культурологической мысли подходы и концепции изучения культуры;
- сущность, социальные институты, структурную организацию и функциональные возможности культуры;
- типологию культур, динамику и характер изменений в культуре, тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе;
- основные черты, факторы развития и достижения мировой культуры на различных этапах исторического развития;
- особенности, социодинамику, важнейшие достижения отечественной культуры на основных этапах ее развития;
- проблемы взаимодействия общества и культуры, личности и культуры;
- особенности башкирской культуры и достижения культуры Башкортостана.
Студент должен уметь:
- самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную, научную и методическую литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами;
- применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий культуры и давать им самостоятельную оценку;
- ориентироваться в вопросах мирового, российского и регионального культурного развития;
- пользоваться достижениями эстетической и художественной культуры, вырабатывать эстетическое отношение к действительности, уметь понимать и оценивать памятники художественной культуры;
- находить междисциплинарные связи культурологии с другими учебными дисциплинами.
Студент должен иметь навык:
- активного поиска необходимой информации, умения четко
формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным культурологическим проблемам;
- анализа и объективной оценки фактов и процессов мировой и отечественной культуры;
- выработки объективной и принципиальной эстетической и художественной позиции в осмыслении мозаичного мира современного эстетического и художественного плюрализма, ориентации в сущности прекрасного и безобразного, истинно художественного и подделок, вечного и преходящего (временного).
3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Кол-во часов | факультеты/семестры | ||||
Лечебный/5 | Стоматтолагический/5 | Медико-профилактический/5 | Педиатрический/6 | Фармацевтический/4 | ||
Общая трудоемкость дисциплины | ||||||
Аудиторные занятия | ||||||
Лекции | ||||||
Лабораторно-практические занятия | ||||||
Семинарские занятия | ||||||
Самостоятельная работа студентов | ||||||
Курсовой проект (работа) | ||||||
Реферат | ||||||
Контрольные работы | ||||||
Учебная практика | ||||||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | З | З | З | З | З | З |
4. Содержание дисциплины: