Тема: Массовая художественная культура
1. Предпосылки возникновения массовой культуры
2. Китч как феномен художественной культур
3. Специфика телевидения как области массовой культуры
Саенкова Л.П. Массовая культура: эволюция зрелищных форм – Мн., 2004.
Яковлева А. М. Кич и художественная культура. -- М., 1990
1 . В конце XX века комиссия ЮНЕСКО сделала заключение: «Массовая культура и массовая коммуникация - явления, характерные для не более чем двух последних столетий. С экономической точки зрения их становление может быть определено как проявление в сфере культуры перемен, принесенных промышленной революцией. В результате появились крупномасштабное производство и распространение постоянного потока сообщений и стимулов посредством соответствующей техники». Родиной массовой культуры считается Америка.
Вместе с тем в каждую эпоху были свои «специфические» формы и виды увеселений.
В Древней Греции было довольно много самых разнообразных массовых представлений, связанных, как правило, либо с религиозными обрядами, либо со спортивными состязаниями. Например, знаменитые Панафинеи были по-настоящему массовым зрелищем. Это религиозный праздник, отмечавшийся в честь богини - покровительницы города Афины. Устраивался бег с факелами, конные, музыкальные и гимнастические состязания. Важнейшей частью праздника была торжественная процессия, которая с восходом солнца начинала свой путь к Акрополю. В этой церемонии демонстрировалось могущество государства.
В Древнем Риме во времена Республики ежегодно устраивалось семь народных праздников: игры римские, плебейские, Цедеры, Аполлона, Кибелы, Флоры, триумфа Суллы. Во времена Империи число праздничных дней постоянно увеличивалось. Вместо 7 их стало 175. Праздничные мероприятия проводились в цирке, амфитеатре, стадии. Участники зрелищ удостаивались не только пальмовых ветвей и лавровых венков, но и денег, драгоценностей. Фактически это были первые материальные гонорары за участие в массовых представлениях для массовой аудитории. В цирке самым популярным зрелищем были конные бега, на стадии - борьба атлетов, гимнастические упражнения. Популярными были театральные представления, наибольший интерес среди которых вызывали ателлана (народная комедия) и мим (ряд мало связанных между собой бытовых сцен, взятых из обыденной жизни). В амфитеатре происходили самые популярные в Риме зрелища - бои гладиаторов.
Одним из первых развлечений раннего средневековья были пиры. Средневековый пир напоминал смену концертных номеров: начинали пир жонглеры, странствующие музыканты и певцы, их сменяли акробаты (акробатические номера когда-то были элементом римских обычаев), после акробатов появлялись фокусники.Еще одной формой средневековых увеселений были рыцарские турниры.
В городской среде популярными были и более утонченные развлечения: слушание пения мейстерзингеров и миннезингеров, танцы, мистерии. Литургические действа, церковные мистерии были известны значительно раньше. С развитием городов они становятся более яркими, карнавальными. Мистериями назывались театральные представления на сюжеты Священного писания.
XV-XVI века -- время культа красоты, утонченности. Даже в обыденном выезде вельможи подчеркивались праздничность и нарядность.
Поворот в сторону мощного зрелищного эффекта наметился в XVII веке в стиле «нелепом», «причудливом», «странном» - барокко.
Великая французская революция 1789 года изменила многое в социальной жизни, культуре, мировоззрении и в очень большой степени подготовила почву для рождения эпохи массовой культуры. В художественной жизни в XVIII веке появился общественный институт - Академия, способствующий созданию рыночных отношений в сфере искусства. Академия ежегодно устраивала выставки, сначала в Париже, затем в Лондоне. Если раньше художник делал работы на заказ и его картина должна была понравиться одному заказчику, то теперь на выставках она должна была понравиться как можно большему количеству людей.
В начале XIХ века изменились условия труда, способы передачи информации, ритм жизни. По сути, в Европе произошла индустриальная революция. На первый план выходили вкусы потребителей. Художники часто «уступали» заказчикам ради денег. Характерной чертой искусства XIX века является отсутствие какой-либо единой эстетической доминанты - видовой, родовой, жанровой.
К концу столетия cтановилось очевидным, что на смену уникальной ручной работе идет дешевая массовая продукция. Последним барьером на пути появления такого количества массовой продукции, которая станет массовой культурой, на рубеже XIX-XX веков был стиль «модерн». По-сути, в этом стиле выразилось очень многое: ностальгия по роскошному, уникальному, которое осталось в прошлом, неясное чувство тревоги от предчувствия. В модерне произошло соединение техники, промышленности, искусства. Появился новый вид творческой деятельности – дизайн.
В начале столетия у Джеймса Уатта появилось изобретение, сейчас почти забытое, - машина для копирования скульптурных произведений - эйдограф, а в середине века американец Т. Эдисон изобрел аппарат для записывания и передачи звука - фонограф. По сути, это были первые (естественно, после печатного станка И. Гутенберга) приспособления для массового тиражирования искусства. Массовое тиражирование, при всей его значимости для повышения общеобразовательного уровня человека (скорее - населения), поставило искусство на поток. Технический прогресс, существование в городской среде сделали жизнь человека XIX столетия отличной от жизни в прежние века. Целесообразность, схематизм, стандартизация незаметно становятся присущи всем сторонам жизни: нивелируется образ жизни, стандартизируются вкусы, общение, манера одеваться, отдыхать, покупать и т. д. Это и есть начало эпохи массовой культуры.
На рубеже XIX-XX веков стал появляться «средний» человек, ориентированный на сиюминутные потребности, на бесконечное отстаивание своих прав и свобод, природы и сути которых он не знает. «Средний» человек сформирует этику, свободную от всяких религиозных начал, и уверует в то, что раскрытию чувства его собственного достоинства будет способствовать стремление к роскоши и богатству. Это «средний» человек, который позже станет целым классом и будет основным потребителем нового типа культуры - массовой.
Предпосылками возникновения массовой культуры были все зрелищные формы, предполагающие восприятие массовой аудиторией: древнегреческие обрядовые празднества, спортивные состязания, древнеримские игровые представления в цирке, амфитеатре, гладиаторские бои, средневековые мистерии, рыцарские турниры, массовые увеселения во время пиров, праздничные маскарады. Основой для возникновения массовой культуры стали своеобразные традиции и мировосприятие, сложившиеся в XV-XVI веках: пристрастие к ярким формам, культ телесного, внимание к плотским наслаждениям, эпикурейский дух. Одним из неизменных элементов массовой культуры является зрелищная форма, одним из условий воздействия - наличие ярких, броских образов. На появление массовой культуры повлияли некоторые стилевые особенности пластических искусств - скульптуры, живописи. Подчеркнуто эмоциональные, броские линии, цвет, композиции барокко, фривольно-кокетливые, зазывающие сюжеты рококо XVII-XVIII веков тоже в какой-то степени подготовили благоприятную почву для появления того типа культуры, к которому признанные искусства, высокие стили никакого отношения не имели. Появлению массовой культуры способствовали изменившиеся этико-психологические отношения, культурные традиции: статус художника, появление выставок, особенности продажи произведений в конце XVIII столетия. И конечно же, самым благодатным временем для появления массовой культуры был XIX век, в котором было все «необходимое»: развитие техники, рост городов, новый тип трудовых отношений, новая форма социально-экономической формации, тиражирование произведений искусства, изменившиеся этические нормы, сущностные, моральные ценности, иные представления о человеке.
Становление и расцвет массовой культуры пришлись на XX век. Термин «массовая культура» появился в американской печати в конце 30-х годов XX века и закрепился в 1944 году после выхода в свет работы Д. Макдональда «Теория массовой культуры». Под массовой культурой понимали прежде всего произведения искусства, предназначенные для массового производства и массового потребления, делая при этом акцент на слове «массовый». В понятии «массовая культура» важен не столько количественный элемент, сколько качественный. Качество предполагает вовсе не низкий профессиональный уровень, а специфическое (кстати, порой весьма профессионально исполненное) соединение содержания и формы, дающее зрелищный эффект.
Иногда к этому определению добавлялись новые характеристики, под которыми понимались коммуникационные средства распространения образцов массовой культуры.
Массовую культуру можно определять через совокупность, через суммарное количество некоторых признаков: 1) маргинальная культура; 2) культура, в основе которой лежит зрелище; 3) развлечение; 4) тип культуры, которому свойствен универсальный язык; 5) культура с карнавальной праосновой; 6) культура, дающая иллюзию выхода за пределы реальности; 7) культура, предлагающая нарушение либо осовременивание традиций; 8) массовое производство; 9) демократичность потребления; 10) иллюзия индивидуального обращения; 11) искусство тривиального; 12) культ искусственного; 13) набор сенсорных впечатлений; 14) культура, в образной системе которой - мифологемы; 15) культура, дающая нивелировку и раскрепощение сознания, 16) культура, предлагающая сокращение дистанции между потребителем и товаром. В какой-то степени и этот перечень далеко не полный.
Частью массовой культуры является популярная культура. Однако понятие «массовая культура» гораздо шире и по географическому признаку, и по временной длительности, и по видовой классификации. Если говорить об искусстве, то в массовой культуре преднамеренная установка на коммерческий успех, разработка самых разных механизмов для получения этого успеха гораздо более очевидны и целенаправленны.
В начале 1990-х годов вся Америка была захвачена картиной «Парк юрского периода». То был не просто массовый успех, а успех подготовленный, рассчитанный, разыгранный и приносящий большую прибыль. О том, как ставился фильм, какие технологии использовались, писались не просто статьи - книги. Повсеместно продавались майки, кепки, кружки, значки с изображениями кадров либо героев этого фильма. В магазинах «Fast food» предлагали кремы, йогурты «а la Jurassik park». Все пространство было заполнено теми или иными знаками из фильма.
Массовая культура активна, она не существует в пределах отведенных границ, в то время как популярная культура гранична. Эстрада Аллы Пугачевой 70-х годов - популярная культура. Алла Пугачева 80-х - яркий образец массовой культуры. Это превращение случилось не потому, что певица стала лучше или чаще петь. К ее успеху подключились все средства массовой информации. Дистанция между артисткой и аудиторией уменьшилась. Стали узнавать о ее пристрастиях: что она ест, как худеет, где отдыхает. По телевидению показали многочасовой любительский видеофильм о свадьбе Пугачевой и Киркорова, начали рекламировать обувь «от Аллы». Любая деталь ее жизни становилась частью шоу-проекта, шоу-бизнеса.
Целью массовой культуры является не духовность, а прибыльность. Но есть другой тип культуры, который предполагает запечатление ярко выраженной авторской индивидуальности, обеспечение художественной целостности произведения. От потребителя такого типа культуры требуется внутренняя интеллектуально-духовная подготовленность. Здесь-то и возникает противопоставление, которое чаще всего встречается в культурологии, да и в бытовом сознании: массовое противопоставляется элитарному. Такое разделение основывается как на различии эстетических систем, так и на уровне восприятия. Массовая культура (в данном случае речь идет о массовом искусстве) рассчитана на облегченность и упрощенность восприятия.
2. Существует несколько версий происхождения термина: от немецкого жаргонного kitsch (халтура), немецкого verkitschen (удешевлять), английского kitchen (кухня). Изначально в слове «кич» присутствует смысл, имеющий отношение к чему-то, сделанному для забавы, развлечения, к качеству низкого уровня.
Под кичем подразумевается то, что имеет больше отношения к содержанию, чем к форме. Было бы не совсем логичным и правильным всю массовую культуру называть кичем. В кичевых образцах заметна этическая доминанта - ставка на зре-лищность и на максимальную упрощенность диалога со зрителем. Зрелищность - это не обязательно только яркая картинка. Это могут быть: определенный сюжет и спецэффекты (как в кино), ставка на имидж (либо откровенно-вызывающий, либо принципиально-упрощенный), определенные ритм и композиция (как в музыке и литературе), подбор тем, заголовков, фотографий, текстов (как в периодической печати). Зрелищность проявляется в стилистической окраске текста, в подборе слов.
Кич - явление, имеющее отношение к процессам урбанизации и зарождающимся капиталистическим отношениям. В XIX веке большая часть деревенского населения перемещается в города. Происходит соединение фольклорных основ и городской культуры. По сути, кич появляется как следствие возникновения маргинальной культуры, сам по себе являясь маргинальным образованием. Не случайно его называют поселковым типом культуры. Он имеет черты, с одной стороны, роднящие его с народной культурой: красочность, цветистость, очевидность, понятность, повествовательность; с другой - имеющие отношение к профессиональному творчеству, к тому, что делается специально под заказ, к городской культуре, в которой преобладает элемент искусного, но искусственного, антиприродного.
В кичевых произведениях индивидуальное отсутствует, ставка делается на унифицированное, стандартное, узнаваемое. Кичевая система основана на элементах клише, знакомых либо угадываемых, либо интуитивно ощущаемых, но явно позаимствованных из других источников. В киче всегда есть запрограммированность и определенность. В произведениях кичевого плана в изобразительном решении, сюжетно-тематической основе тоже все строго определенно: герой либо положительный, либо отрицательный, героиня красивая, все совершенно очевидно и понятно. В киче все: сюжет, герои, изображение, описание - клишировано, не имеет оттенков. Кич не допускает непривычного и непонятного, одной из основных характеристик этого вида культуры является стойкая формульность сюжета. В кичевом произведении жизнь показывается как нечто идеальное, то, что представляется в мечтах. Поэтому все должно быть, как правило, узнаваемым и красивым.
В кичевых произведениях подчеркиваются признаки внешней «красивости», «сделанности», того, что должно впечатлить зрительно. Ориентация на искусственное типична для кичевого восприятия. Природа более всего стандартизирована и однозначна: роза красная, трава зеленая, небо голубое, солнце желтое.
Кич является заменителем. Он заменяет переживание на успокоение. Идеальным в киче является набор нравственных постулатов. В киче, пусть в однозначно знаковой форме, присутствуют общечеловеческие ценности – то, что сохранилось от народного искусства, фольклора. Эти ценности обнаруживаются и на уровне эпизодов, сюжетных линий (добро побеждает зло, правда торжествует), и на уровне трактовки персонажей-знаков. Это заметно даже в тех произведениях, как правило, американской массовой культуры, в которых есть обилие сцен жестокости, насилия, но в итоге все равно побеждает доброе. В любом кичевом произведении, как и в любом произведении массовой культуры, проставляются этические акценты.
3 Появление телевидения (1930е, массовое распространение после войны) еще более демократизировало процесс потребления. С появлением телеэкрана дистанция между зрителем и происходящим на экране уменьшилась. Уменьшилась в прямом и переносном смыслах. Телеэкранная информация стала почти круглосуточной, постоянно востребованной. Чем меньше зрелищность телеэкрана, тем меньше эффект коммуникационного воздействия. Зрелищем на телевидении должно быть все: жанры, виды, содержание передач, визуальный ряд, облик и образ ведущего, композиция кадра, ритм ведения передачи.
Телевидение - диалогический вид массовой информации. Диалогичны содержание информации и форма ее подачи. Диалог предполагает не открытое обращение к зрителю, а степень зрительского соучастия в осмыслении (потреблении, поглощении) предлагаемой информации. Диалог предполагает общение, желательно - общение индивидуальностей, личностей. В советские годы на телевидении были популярны «разговорные» передачи, в основе которых - беседа (либо в концертном зале «Останкино» с большой аудиторией, либо выступление в студии) с известными деятелями культуры, искусства, науки.
С 90-х годов телевидение стало приобретать привлекательный характер. Оно менялось на глазах как визуально, так и содержательно. Увеличилась доля интерактивных передач. Обилие каналов, передач, лиц, информации, событий передвинуло телевидение с позиции уникального средства массовой информации в привычное, обыденное. Если раньше телеинформация в основном давала повод для рефлексии, то теперь она предполагает эмоциональный отклик. Прежняя телеинформация осмысливалась, нынешняя - потребляется. Телевидение всегда было не только частью, но и носителем всех родовых признаков массовой культуры. В последние годы процесс насыщения этого вида экранной коммуникации всеми «классическими» элементами массовой культуры идет весьма активно.
Значительной частью телевещания всегда были информационные передачи. С абсолютным переходом телевидения на территорию массовой культуры произошла замена ведущего. Если сначала это была фигура нейтрально-бесстрастного диктора, то позже в кадре информационного вещания появились журналисты, которые не просто считывали информацию с листа, а преподносили ее в авторской тонировке. Информация становилась персонифицированной. В кадре появлялся ведущий, к которому не просто привыкали, а которого ждали, с образом которого была непосредственно связана форма подачи информации. Важно не только то, чтобы ведущему доверяли, чтобы его просто смотрели. Нужно, чтобы на него было приятно смотреть, чтобы преподносимая (а не просто озвученная) им информация не вызывала раздражения (какой бы неприятной она ни была). Какой бы официальный вид ни был у ведущих, они в какой-то степени уподобляются шоуменам: их информация должна притягивать и развлекать одновременно.
Содержание информации в информационных передачах все более стало напоминать содержание жанровых фильмов массовой культуры, от триллера, детектива до фильма ужасов. 95 процентов информации в блоке новостей - отрицательного характера. Это отвечает закону масскультового произведения: зритель должен находиться в состоянии беспокойства, неопределённости. Документальная информация, определенным образом подобранная и организованная, вполне реализует потребность человека в переживании, сострадании. Однако информация такого плана, подаваемая ежедневно в большом количестве, может превратиться в информацию с противоположным эффектом - развлекательным. По сути, нечто похожее происходит в нынешних информационных передачах. В течение 15-30 минут зритель узнает о наводнении в Германии, Чехии, Венгрии, о том, что пристрелили не поддающихся эвакуации некоторых зверей из зоопарка, о взрыве вертолета, гибели пассажиров, тайфунах, кризисе на Ближнем Востоке, засухе, нашествии саранчи и т. д. В следующие 15-20 минут обязательно добавляется информация об убийствах.
Новостные передачи по количеству и содержанию репортажей на криминальные темы напоминают все те же «разбойничьи» сюжеты балаганных зрелищ. Сегодня телеинформация предполагает реализацию развлекательной функции. На телевидении (российском и белорусском) появились передачи, которые так и называются - информационно-развлекательные: «Времечко», «Сегоднячко», «Доброе утро, Беларусь», «Добрый день, Беларусь». Телеинформация все больше и больше приобретает черты масскультового развлечения.
На телеэкране увеличивается доля игровых передач. Правда, большая часть из них не является оригинальным нововведением. Как правило, многие заимствованы из американского телевидения.
Игры на телеканалах появлялись одна за другой, как цветные яркие стеклышки в детском калейдоскопе. Внешняя яркость, даже пестрота - принцип таких передач. Все они - и «Поле чудес», и «Угадай мелодию», и «Как стать миллионером», и даже «Что? Где? Когда?» - чем-то напоминают карнавальное шоу. Карнавальность действительно стала и эстетическим принципом, и императивной особенностью для ведения диалогов. Карнавальному стилю должна соответствовать и личность ведущего. Нынешний ведущий, несомненно, должен быть личностью яркой, оригинальной, мыслящей. Но личность на экране сегодня -это обязательно еще и шоумен, который должен точно знать потребности своей аудитории. Он не просто общается со своим зрителем - он работает на потребителя. Очевидно поэтому мы видим сегодня совсем иной образ ведущего: человека с чувством юмора, мобильного, умного, активного, порой громкого. У некоторых ведущих весьма «зазывный» внешний вид: костюм, украшения, прическа.
В последние годы на белорусском и российском телевидении появились знаменитые ток-шоу (на российских телеканалах их гораздо больше). По сути, ток-шоу является синтезом интервью и развлечения, причем последнего становится все больше. Если раньше темами ток-шоу были политика, военное дело, экономика, наука, культура, то теперь эти темы имеют отношение к бытовой, интимной жизни человека. (Достаточно вспомнить «Большую стирку»). Важно, чтобы ведущий мог вести интервью как можно смелее, раскованнее, чтобы вопросы были поострее, пооткровеннее. Король ток-шоу на американском телевидении Лари Кинг. В ток-шоу, быть может, как ни в каком другом жанре налицо все родовые признаки масскульта: яркий антураж, качество «картинки», запоминающийся герой (ведущий), конфликт-поединок (интервью), сопереживающая аудитория (как правило, зрители, сидящие в студии). В погоне за развлекательностью в ток-шоу стали осваиваться темы, которые прежде считались запретными.
На телевидении становится все больше и больше игровых элементов. Ставка на игру - принцип зрелищного представления. Игровыми вставками, но никак не художественными, можно назвать телесериалы. В телесериалах, как ни в каких других фильмах, заметна явная установка на понятность и упрощенность. Драматургия этих фильмов ничем не отличается от старых балаганных зрелищ. Сериалы чаще всего существуют в двух жанрах - мелодрамы и детектива.
Современное телевидение поражает обилием спецэффектов. Особенно это проявляется на праздничных эстрадных представлениях. Поразительно то, что какими бы техническими изысками ни поражали нас электронные масс-медиа, приходит догадка, что вся эта быстрая смена «нарядных декораций» тоже уходит корнями в прошлое, в балаганные феерии.
Таким образом, телевидение стало областью массовой культуры, ключевым каналом её распространения.