Тема: Массовая художественная культура

1. Предпосылки возникновения массовой культуры

2. Китч как феномен художественной культур

3. Специфика телевидения как области массовой культуры

Саенкова Л.П. Массовая культура: эволюция зрелищных форм – Мн., 2004.

Яковлева А. М. Кич и художественная культура. -- М., 1990

1 . В конце XX века комиссия ЮНЕСКО сделала заключение: «Массовая культура и массовая ком­муникация - явления, характерные для не более чем двух последних столетий. С экономической точки зрения их становление может быть определено как проявление в сфере культуры перемен, принесенных промышленной революцией. В результате появились крупномасштаб­ное производство и распространение постоянного потока сообщений и стимулов посредством соответствующей техники». Родиной массовой культуры считается Америка.

Вместе с тем в каждую эпоху были свои «специфические» формы и виды увесе­лений.

В Древней Греции было довольно много самых разнообразных массовых представлений, связанных, как правило, либо с религиоз­ными обрядами, либо со спортивными состязаниями. Например, зна­менитые Панафинеи были по-настоящему массовым зрелищем. Это религиозный праздник, отмечавшийся в честь богини - покровитель­ницы города Афины. Устраивался бег с факелами, конные, музыкаль­ные и гимнастические состязания. Важнейшей частью праздника была торжественная процессия, которая с восходом солнца начинала свой путь к Акрополю. В этой церемонии демонстрировалось могущество государства.

В Древнем Риме во времена Республики ежегодно устраивалось семь народных праздни­ков: игры римские, плебейские, Цедеры, Аполлона, Кибелы, Флоры, триумфа Суллы. Во времена Империи число праздничных дней посто­янно увеличивалось. Вместо 7 их стало 175. Праздничные мероприятия проводились в цирке, амфите­атре, стадии. Участники зрелищ удостаивались не только пальмовых ветвей и лавровых венков, но и денег, драгоценностей. Фактически это были первые материальные гонорары за участие в массовых пред­ставлениях для массовой аудитории. В цирке самым популярным зре­лищем были конные бега, на стадии - борьба атлетов, гимнастические упражнения. Популярными были театральные представления, наи­больший интерес среди которых вызывали ателлана (народная коме­дия) и мим (ряд мало связанных между собой бытовых сцен, взятых из обыденной жизни). В амфитеатре происхо­дили самые популярные в Риме зрелища - бои гладиаторов.

Од­ним из первых развлечений раннего средневековья были пиры. Сред­невековый пир напоминал смену концертных номеров: начинали пир жонглеры, странствующие музыканты и певцы, их сменяли акробаты (акробатические номера когда-то были элементом римских обычаев), после акробатов появлялись фокусники.Еще одной формой средневековых увеселений были рыцар­ские турниры.

В городской среде популярными были и более утонченные развлечения: слушание пения мейстерзингеров и минне­зингеров, танцы, мистерии. Литургические действа, церковные мисте­рии были известны значительно раньше. С развитием городов они ста­новятся более яркими, карнавальными. Мистериями назывались теат­ральные представления на сюжеты Священного писания.

XV-XVI века -- время культа красоты, утонченности. Даже в обыденном выезде вельможи подчеркивались праздничность и на­рядность.

Поворот в сторону мощного зрелищного эффекта наметился в XVII веке в стиле «нелепом», «причудливом», «странном» - барокко.

Великая французская революция 1789 года изменила многое в со­циальной жизни, культуре, мировоззрении и в очень большой степени подготовила почву для рождения эпохи массовой культуры. В художественной жизни в XVIII веке появился общественный институт - Академия, способствующий созда­нию рыночных отношений в сфере искусства. Академия ежегодно ус­траивала выставки, сначала в Париже, затем в Лондоне. Если раньше художник делал работы на заказ и его картина должна была понра­виться одному заказчику, то теперь на выставках она должна была по­нравиться как можно большему количеству людей.

В начале XIХ века изменились условия труда, способы передачи информации, ритм жизни. По сути, в Европе произошла индустриаль­ная революция. На первый план вы­ходили вкусы потребителей. Художники часто «уступали» заказчи­кам ради денег. Характерной чертой искусства XIX века является от­сутствие какой-либо единой эстетической доминанты - видовой, родо­вой, жанровой.

К концу столетия cтанови­лось очевидным, что на смену уникальной ручной работе идет дешевая массовая продукция. Последним барьером на пути появления такого количества массовой продукции, которая станет массовой культурой, на рубеже XIX-XX веков был стиль «модерн». По-сути, в этом стиле выразилось очень многое: ностальгия по роскошному, уникальному, которое осталось в прошлом, неясное чувство тревоги от предчувствия. В мо­дерне произошло соединение техники, промышленности, искусства. Появился новый вид творческой деятельности – дизайн.

В начале столетия у Джеймса Уатта появилось изобретение, сейчас почти забытое, - машина для копирования скульптурных про­изведений - эйдограф, а в середине века американец Т. Эдисон изоб­рел аппарат для записывания и передачи звука - фонограф. По сути, это были первые (естественно, после печатного станка И. Гутенберга) приспособления для массового тиражирования искусства. Массовое тиражирование, при всей его значимости для повышения общеобразо­вательного уровня человека (скорее - населения), поставило искусст­во на поток. Технический прогресс, существование в городской среде сделали жизнь человека XIX столетия от­личной от жизни в прежние века. Целесообразность, схематизм, стандартизация незаметно ста­новятся присущи всем сторонам жизни: нивелируется образ жизни, стандартизируются вкусы, общение, манера одеваться, отдыхать, по­купать и т. д. Это и есть начало эпохи массовой культуры.

На рубеже XIX-XX веков стал появляться «средний» человек, ориенти­рованный на сиюминутные потребности, на бесконечное отстаивание своих прав и свобод, природы и сути которых он не знает. «Средний» человек сформирует этику, свободную от всяких религиозных начал, и уверует в то, что раскрытию чувства его собственного достоинства будет способствовать стремление к роскоши и богатству. Это «средний» человек, ко­торый позже станет целым классом и будет основным потребителем нового типа культуры - массовой.

Предпосылками возникновения массовой культуры бы­ли все зрелищные формы, предполагающие восприятие массовой аудиторией: древнегреческие обрядовые празднества, спортивные со­стязания, древнеримские игровые представления в цирке, амфитеат­ре, гладиаторские бои, средневековые мистерии, рыцарские турниры, массовые увеселения во время пиров, праздничные маскарады. Осно­вой для возникновения массовой культуры стали своеобразные тради­ции и мировосприятие, сложившиеся в XV-XVI веках: пристрастие к ярким формам, культ телесного, внимание к плотским наслаждениям, эпикурейский дух. Одним из неизменных элементов массовой культу­ры является зрелищная форма, одним из условий воздействия - нали­чие ярких, броских образов. На появление массовой культуры повли­яли некоторые стилевые особенности пластических искусств - скульп­туры, живописи. Подчеркнуто эмоциональные, броские линии, цвет, композиции барокко, фривольно-кокетливые, зазывающие сюжеты рококо XVII-XVIII веков тоже в какой-то степени подготовили благоприятную почву для появления того типа культуры, к которому признанные искусства, высокие стили никакого отношения не имели. Появлению массовой культуры способствовали изменившиеся этико-психологические отно­шения, культурные традиции: статус художника, появление выста­вок, особенности продажи произведений в конце XVIII столетия. И конечно же, самым благодатным временем для появления массовой культуры был XIX век, в котором было все «необходимое»: развитие техники, рост городов, новый тип трудовых отношений, новая форма социально-экономической формации, тиражирование произведений искусства, изменившиеся этические нормы, сущностные, моральные ценности, иные представления о человеке.

Становление и расцвет массовой культуры пришлись на XX век. Термин «массовая культура» появился в амери­канской печати в конце 30-х годов XX века и закрепился в 1944 году после выхода в свет работы Д. Макдональда «Теория массовой куль­туры». Под массовой культурой понимали прежде всего произведения ис­кусства, предназначенные для массового производства и массового по­требления, делая при этом акцент на слове «массовый». В понятии «массовая культура» важен не столько количественный элемент, сколь­ко качественный. Качество предполагает вовсе не низкий профессио­нальный уровень, а специфическое (кстати, порой весьма профессиональ­но исполненное) соединение содержания и формы, дающее зрелищный эффект.

Иногда к этому определению добавлялись новые характеристики, под которыми понимались коммуникационные средства распростра­нения образцов массовой культуры.

Массовую культуру можно определять через совокуп­ность, через суммарное количество некоторых признаков: 1) маргинальная культура; 2) культура, в основе которой лежит зре­лище; 3) развлечение; 4) тип культуры, которому свойствен универ­сальный язык; 5) культура с карнавальной праосновой; 6) культура, дающая иллюзию выхода за пределы реальности; 7) культура, пред­лагающая нарушение либо осовременивание традиций; 8) массовое производство; 9) демократичность потребления; 10) иллюзия индиви­дуального обращения; 11) искусство тривиального; 12) культ искусст­венного; 13) набор сенсорных впечатлений; 14) культура, в образной системе которой - мифологемы; 15) культура, дающая нивелировку и раскрепощение сознания, 16) культура, предлагающая сокращение дистанции между потребителем и товаром. В какой-то степени и этот перечень далеко не полный.

Частью массо­вой культуры является популярная культура. Однако понятие «массовая культура» гораздо шире и по географическому признаку, и по временной длительности, и по ви­довой классификации. Если говорить об искусстве, то в массовой культуре преднамеренная установка на ком­мерческий успех, разработка самых разных механизмов для получе­ния этого успеха гораздо более очевидны и целенаправленны.

В начале 1990-х годов вся Америка была захвачена картиной «Парк юрского периода». То был не просто массовый успех, а успех подготовленный, рассчитанный, ра­зыгранный и приносящий большую прибыль. О том, как ставился фильм, какие технологии использовались, писались не просто ста­тьи - книги. Повсеместно продавались майки, кепки, кружки, значки с изображениями кадров либо героев этого фильма. В магазинах «Fast food» предлагали кремы, йогурты «а la Jurassik park». Все простран­ство было заполнено теми или иными знаками из фильма.

Массовая культура активна, она не существует в пределах отве­денных границ, в то время как популярная культура гранична. Эстрада Аллы Пугачевой 70-х годов - популярная культура. Алла Пугачева 80-х - яркий образец массовой культуры. Это превращение случилось не потому, что певица стала лучше или чаще петь. К ее успеху подклю­чились все средства массовой информации. Дистанция между артист­кой и аудиторией уменьшилась. Стали узнавать о ее пристрастиях: что она ест, как худеет, где отдыхает. По телевидению показали многоча­совой любительский видеофильм о свадьбе Пугачевой и Киркорова, начали рекламировать обувь «от Аллы». Любая деталь ее жизни ста­новилась частью шоу-проекта, шоу-бизнеса.

Целью массовой культуры является не духовность, а прибыльность. Но есть другой тип культуры, который предполагает запечатление ярко выраженной авторской индивидуальности, обеспечение художественной целостно­сти произведения. От потребителя такого типа культуры требуется внутренняя ин­теллектуально-духовная подготовленность. Здесь-то и возникает противопоставление, которое чаще всего встречается в культурологии, да и в бытовом сознании: массовое противопоставля­ется элитарному. Такое разделение основывается как на различии эстетических систем, так и на уровне восприятия. Массовая культура (в данном случае речь идет о массовом искусстве) рассчитана на облегченность и упрощенность восприятия.

2. Существует не­сколько версий происхождения термина: от немецкого жаргонного kitsch (халтура), немецкого verkitschen (удешевлять), английского kitchen (кухня). Изначально в слове «кич» присутствует смысл, име­ющий отношение к чему-то, сделанному для забавы, развлечения, к качеству низкого уровня.

Под кичем подразумевается то, что имеет больше отноше­ния к содержанию, чем к форме. Было бы не совсем логичным и пра­вильным всю массовую культуру называть кичем. В кичевых образцах заметна этическая доминанта - ставка на зре-лищность и на максимальную упрощенность диалога со зрителем. Зрелищность - это не обязательно только яркая картинка. Это могут быть: определенный сюжет и спецэффекты (как в кино), ставка на имидж (либо откровенно-вызывающий, либо принципиально-упрощенный), определенные ритм и композиция (как в музыке и литературе), под­бор тем, заголовков, фотографий, текстов (как в периодической печа­ти). Зрелищность проявляется в стилистической окраске текста, в подборе слов.

Кич - явление, имеющее отношение к процессам ур­банизации и зарождающимся капиталистическим отношениям. В XIX веке боль­шая часть деревенского населения перемещается в города. Происхо­дит соединение фольклорных основ и городской культуры. По сути, кич появляется как следствие возникновения маргинальной культу­ры, сам по себе являясь маргинальным образованием. Не случайно его называют поселковым типом культуры. Он имеет черты, с одной сто­роны, роднящие его с народной культурой: красочность, цветистость, очевидность, понятность, повествовательность; с другой - имеющие отношение к профессиональному творчеству, к тому, что делается спе­циально под заказ, к городской культуре, в которой преобладает эле­мент искусного, но искусственного, антиприродного.

В кичевых произведениях ин­дивидуальное отсутствует, ставка делается на унифицированное, стандартное, узнаваемое. Кичевая система основана на элементах клише, знакомых либо угадываемых, либо интуитивно ощущае­мых, но явно позаимствованных из других источников. В киче всегда есть запрограммированность и оп­ределенность. В произведениях кичевого плана в изобразительном решении, сюжетно-тематической основе тоже все строго определен­но: герой либо положительный, либо отрицательный, героиня кра­сивая, все совершенно очевидно и понятно. В киче все: сюжет, герои, изображение, описание - клишировано, не имеет оттенков. Кич не допускает непри­вычного и непонятного, одной из основных характерис­тик этого вида культуры является стойкая формульность сюжета. В кичевом произведении жизнь показывается как нечто идеаль­ное, то, что представляется в мечтах. Поэтому все должно быть, как правило, узнаваемым и красивым.

В кичевых произведениях подчеркивают­ся признаки внешней «красивости», «сделанности», того, что должно впечатлить зрительно. Ориентация на искусственное типична для кичевого восприятия. Природа более всего стандар­тизирована и однозначна: роза красная, трава зеленая, небо голу­бое, солнце желтое.

Кич является заменителем. Он заменяет переживание на успокоение. Идеальным в киче является набор нравственных пос­тулатов. В киче, пусть в однозначно знаковой форме, присутствуют общечеловеческие ценности – то, что сохранилось от народного искусства, фольклора. Эти ценности обнаружива­ются и на уровне эпизодов, сюжетных линий (добро побеждает зло, правда торжествует), и на уровне трактовки персонажей-знаков. Это заметно даже в тех произведениях, как правило, американской массо­вой культуры, в которых есть обилие сцен жестокости, насилия, но в итоге все равно побеждает доброе. В любом кичевом произведении, как и в любом произведении массовой культуры, проставляются эти­ческие акценты.

3 Появление телевидения (1930е, массовое распространение после войны) еще более демократизи­ровало процесс потребления. С появлением телеэкрана дистанция меж­ду зрителем и происходящим на экране уменьшилась. Уменьшилась в прямом и переносном смыслах. Телеэкранная информация стала поч­ти круглосуточной, постоянно востребованной. Чем меньше зрелищность телеэкрана, тем меньше эффект коммуникационного воз­действия. Зрелищем на телевидении должно быть все: жанры, виды, содержание передач, визуальный ряд, облик и образ ведущего, компо­зиция кадра, ритм ведения передачи.

Телевидение - диалогический вид массовой информации. Диало­гичны содержание информации и форма ее подачи. Диалог предпола­гает не открытое обращение к зрителю, а степень зрительского соучас­тия в осмыслении (потреблении, поглощении) предлагаемой инфор­мации. Диалог предполагает общение, же­лательно - общение индивидуальностей, личностей. В советские годы на телевидении были популярны «разговорные» передачи, в основе которых - беседа (либо в концертном зале «Останкино» с большой ау­диторией, либо выступление в студии) с известными деятелями куль­туры, искусства, науки.

С 90-х годов телевидение стало приобретать привлекательный ха­рактер. Оно менялось на глазах как визуально, так и содержательно. Увеличилась доля интерактивных передач. Обилие каналов, передач, лиц, информации, событий передвинуло телевидение с позиции уникального средства массовой информации в привычное, обыденное. Если раньше телеинформация в основном дава­ла повод для рефлексии, то теперь она предполагает эмоциональный от­клик. Прежняя телеинформация осмысливалась, нынешняя - потребля­ется. Телевидение всегда было не только частью, но и носителем всех ро­довых признаков массовой культуры. В последние годы процесс насы­щения этого вида экранной коммуникации всеми «классическими» эле­ментами массовой культуры идет весьма активно.

Значительной частью телевещания всегда были информационные передачи. С абсолютным переходом телевидения на территорию мас­совой культуры произошла замена ведущего. Если сначала это была фигура нейтрально-бесстрастного диктора, то позже в кадре информа­ционного вещания появились журналисты, которые не просто считы­вали информацию с листа, а преподносили ее в авторской тонировке. Информация становилась персонифицированной. В кадре появлялся ведущий, к которому не просто привыкали, а которого ждали, с обра­зом которого была непосредственно связана форма подачи информа­ции. Важно не только то, чтобы ведущему доверяли, чтобы его просто смотрели. Нужно, чтобы на него было приятно смотреть, чтобы преподносимая (а не просто озвученная) им информация не вызывала раздражения (какой бы неприятной она ни была). Какой бы официальный вид ни был у ведущих, они в какой-то степени уподобляются шоуменам: их информация должна притягивать и развлекать одновременно.

Содержание информации в информационных передачах все более стало напоминать содержание жанровых фильмов массовой культу­ры, от триллера, детектива до фильма ужасов. 95 процентов информа­ции в блоке новостей - отрицательного характера. Это отвечает закону масскультового произведения: зритель должен находиться в состоя­нии беспокойства, неопределённости. Документальная информация, определенным образом подобранная и организованная, вполне реализует потребность челове­ка в переживании, сострадании. Однако информация такого плана, подаваемая ежедневно в большом количестве, может превратиться в информацию с противоположным эффектом - развлекательным. По сути, нечто похожее происходит в нынешних информационных пере­дачах. В течение 15-30 минут зритель узнает о наводнении в Герма­нии, Чехии, Венгрии, о том, что пристрелили не поддающихся эвакуа­ции некоторых зверей из зоопарка, о взрыве вертолета, гибели пасса­жиров, тайфунах, кризисе на Ближнем Востоке, засухе, нашествии саранчи и т. д. В следующие 15-20 минут обязательно добавляется ин­формация об убийствах.

Новостные передачи по количеству и содержанию репортажей на криминальные темы напоминают все те же «разбойничьи» сюжеты ба­лаганных зрелищ. Сегодня телеинформация предполагает реализа­цию развлекательной функции. На телевидении (российском и бело­русском) появились передачи, которые так и называются - информа­ционно-развлекательные: «Времечко», «Сегоднячко», «Доброе ут­ро, Беларусь», «Добрый день, Беларусь». Телеинформация все боль­ше и больше приобретает черты масскультового развлечения.

На телеэкране увеличивается доля игровых передач. Правда, боль­шая часть из них не является оригинальным нововведением. Как пра­вило, многие заимствованы из американского телевидения.

Игры на телеканалах появлялись одна за другой, как цветные яркие стеклышки в детском калейдоскопе. Внешняя яркость, даже пестрота - принцип таких передач. Все они - и «Поле чудес», и «Угадай мелодию», и «Как стать миллионером», и даже «Что? Где? Когда?» - чем-то напоминают карнавальное шоу. Карнавальность действительно стала и эстетическим принципом, и императивной осо­бенностью для ведения диалогов. Карнавальному стилю должна соответствовать и личность ведущего. Нынешний ведущий, несомненно, должен быть личностью яркой, оригинальной, мыслящей. Но личность на экране сегодня -это обязательно еще и шоумен, который должен точно знать потребно­сти своей аудитории. Он не просто общается со своим зрителем - он работает на потребителя. Очевидно поэтому мы видим сегодня совсем иной образ ведущего: человека с чувством юмора, мобильного, умно­го, активного, порой громкого. У некоторых ведущих весьма «зазыв­ный» внешний вид: костюм, украшения, прическа.

В последние годы на белорусском и российском телевидении по­явились знаменитые ток-шоу (на российских телеканалах их гораздо больше). По сути, ток-шоу является синтезом интервью и развлече­ния, причем последнего становится все больше. Если раньше темами ток-шоу были политика, военное дело, экономика, наука, культура, то теперь эти темы имеют отношение к бытовой, интимной жизни челове­ка. (Достаточно вспомнить «Большую стирку»). Важно, чтобы ведущий мог вести интервью как можно смелее, раскованнее, чтобы вопросы были поострее, пооткровеннее. Король ток-шоу на американском телевидении Лари Кинг. В ток-шоу, быть может, как ни в каком другом жанре налицо все ро­довые признаки масскульта: яркий антураж, качество «картинки», за­поминающийся герой (ведущий), конфликт-поединок (интервью), сопе­реживающая аудитория (как правило, зрители, сидящие в студии). В погоне за развлекательностью в ток-шоу стали осваиваться темы, которые прежде считались запретными.

На телевидении становится все больше и больше игровых элементов. Ставка на игру - принцип зрелищного представления. Игровы­ми вставками, но никак не художественными, можно назвать телесериа­лы. В телесериалах, как ни в каких других фильмах, заметна явная установка на понятность и упрощен­ность. Драматургия этих фильмов ничем не отличается от старых бала­ганных зрелищ. Сериалы чаще всего существуют в двух жанрах - мело­драмы и детектива.

Современное телевидение поражает обилием спецэффектов. Осо­бенно это проявляется на праздничных эстрадных представлениях. Поразительно то, что какими бы техническими изысками ни поражали нас электронные масс-медиа, приходит догадка, что вся эта быстрая смена «нарядных декораций» тоже уходит корнями в прошлое, в ба­лаганные феерии.

Таким образом, телевидение стало областью массовой культуры, ключевым каналом её распространения.

Наши рекомендации