Раздел 6. Синтаксис и пунктуация

Задание 1: Согласуйте сказуемое с подлежащим.

1. Сколько разных чувств (проходить) во мне, сколько мыслей туманом (проноситься). __________________________________________________________

_______

2. Выставка-просмотр декоративных тканей (открыть) ежедневно.

________

3. В прошлом году на этой конференции (выступить) 31 человек.

_______

4. ИТАР-ТАСС (распространить) заявление нашего правительства.

______

5. Большинство лыжников, принявших участие в соревнованиях, (остаться удовлетворенными) результатами.

_____________________________________

Задание 2: В следующих предложениях найдите главные члены и определите, чем они выражены. Между подлежащим и сказуемым в необходимых случаях поставьте тире. Обоснуйте его постановку.

1. Притаившись, я соображал, пороть значит расшивать платье, отданное в краску, а сечь и бить одно и то же, видимо (М.Горький). 2. Смотреть на все это невыносимо тяжело (М.Горький). 3. Ночь была полна глубокой тишины, и темнота ее казалась бархатной и теплой (А.И.Куприн). 4. Я стал не тем, кем был тогда (С.Есенин). 5. Быть поэтом значит петь раздолье… (С.А.Есенин). 6. То было веселое и беспокойное племя маленьких черноморцев (К.Г.Паустовский). 7. Электросварка дело, требующее тонкого знания (Б.Полевой.). 8. Вано решил идти вперед, хотя и знал, где находится крепость (К.Г.Паустовский). 9. Стоять на месте невозможно (К.Г.Паустовский). 10. Дом наш тоже большой пароход. Папин врачебный кабинет капитанский мостик (Л.Кассиль). 11. Иванов, наверное, второкурсник (Д.Э.Розенталь).

Задание 3: Замените, где это возможно, придаточные определительные предложения распространенными определениями, выраженными причастными оборотами. Объясните невозможность замены.

1) Для бухгалтеров и налоговых служб реальны только те затраты, которые были действительно осуществлены. ___________________________________
_________________________

2) О том, что бухгалтер – профессия модная, свидетельствует и популярная песня Алены Апиной «Бухгалтер, милый мой бухгалтер», которую с упоением поют люди разных поколений.___________________________________________________________________
______________________________________

3) Дивиденд – это часть прибыли акционерного общества, которая подлежит распределению среди акционеров в расчете на простую или привилегированную акцию._______

______________________________________

4) Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни. ________________________________
_____________________________________

5) Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот производственный план._______________
_______________________________________

6) Фильм, который недавно вышел на экраны, посвящен молодежи, которая стремится принять активное участие в новом движении.______________
______________________________________

7) Существуют различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами._________________________________________________________________
__________________________
____________

Задание 4: Замените придаточные обстоятельственные предложения обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, а деепричастный оборот – придаточным обстоятельственным предложением. Прокомментируйте характер стилистического варианта.

1) Купив акцию, вы будете получать гарантированную, но довольно скромную прибыль.

________________________

___________

2) Президент сделал первый шаг, уволив чиновников, которые обесценили российскую валюту.______
____________

_____________

3) Так как пользователи компьютеров – люди образованные, они составляют даже словари компьютерного сленга.__________________________________
__________________________

4) Если вы пользуетесь профессиональным жаргоном, то соблюдайте меру.
__________________________

Задание 5: Расставьте пропущенные знаки препинания. Охарактеризуйте придаточную часть.

1. Несмотря на то что было холодно снег на воротнике таял весьма скоро.

2. Я не могу сказать что я думал тогда только о своей картине.

3. Обломки каменной породы лежат здесь так плотно как будто кто-то нарочно пригонял их друг к другу.

4. Перед тем как рубить и пилить спелый сосновый бор лесорубы на высоте своего роста вырубают на каждом дереве канавки.

5. Кругом было тихо-тихо так что слышался малейший шорох.

6. Я тебе расскажу что я за птица.

7. Лишь то читается легко что написано с трудом.

 
 
 
 
 
 
 

Задание 6: Начертите объёмную и построчную схемы. Сделайте полный синтаксический разбор предложений.

1. Я понимаю теперь что мечтать о счастье и знать что оно придёт к тебе лучше чем иметь его и привыкнуть к нему._____________________________________

________________________________________

2. Он пел песни не так как поют песенники знающие что их слушают но пел как поют птицы очевидно потому что звуки эти ему было так же необходимо издавать как необходимо бывает потянуться и расходиться и звуки эти всегда бывали тонкие нежные почти женские заунывные и лицо его при этом бывало очень серьёзно.

3. ____________________________________________________________________

4. Но между человеком который говорит что народы Запада пошли на Восток потому что Наполеон захотел этого и человеком который говорит что это совершилось потому что должно было совершиться существует то же различие которое существовало между людьми утверждавшими что Земля стоит твёрдо и планеты движутся вокруг неё и теми которые говорили что они не знают на чём держится Земля но знают что есть законы управляющие движением и её и других планет.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации