Раздел 2. Синтаксис и пунктуация. Орфоэпические и грамматические нормы языка.

1. Пунктуация в простом неосложненном предложении (знаки препинания в конце предложения, тире между членами предложения).

2. Пунктуация в осложненном предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

3. Пунктуация в предложениях, осложненных обособленными членами. Обособление определений.

4. Пунктуация в предложениях, осложненных обособленными членами. Обособление приложений.

5. Пунктуация в предложениях, осложненных обособленными членами. Обособление дополнений и обстоятельств.

6. Знаки препинания в предложениях с союзами КАК, СЛОВНО и др.

7. Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с предложением (обращения).

8. Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с предложением (вводные слова и сочетания).

9. Пунктуация в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с предложением (вводные предложения, вставные конструкции).

10. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

11. Пунктуация в сложноподчиненном предложении.

12. Бессоюзные предложения, знаки препинания в них.

13. Пунктуация при прямой речи.

14. Пунктуация при цитатах.

15. Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

16. Понятие языковой нормы. Акцентологические нормы русского литературного языка.Особенности русского ударения. Ударение словесное и логическое.

17. Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы. Произносительные нормы. Использование орфоэпического словаря.Варианты русского литературного произношения.

18. Понятие языковой нормы. Лексические нормы русского языка. Значение слова и лексическая сочетаемость. Оксюморон.

19. Понятие языковой нормы. Лексические нормы русского языка. Многозначность и омонимия.

20. Понятие языковой нормы. Лексические нормы русского языка. Паронимы. Синонимы. Антонимы.

21. Понятие языковой нормы. Лексические нормы русского языка. Заимствованные слова в русском языке: причины и механизм заимствования, освоение заимствованных слов. Устаревшие слова и неологизмы.

22. Понятие языковой нормы. Лексические нормы русского языка. Фразеологические обороты.

23. Понятие языковой нормы. Грамматические нормы русского литературного языка.

24. Морфологические нормы русского литературного языка.

25. Морфологические нормы русского литературного языка. Колебания в падежных окончаниях имен существительных.

26. Морфологические нормы русского литературного языка. Окончания существительных родительного падежа множественного числа.

27. Морфологические нормы русского литературного языка. Колебания в роде имен существительных.

28. Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление имен числительных.

29. Морфологические нормы русского литературного языка. Грамматические формы прилагательного и правильное их использование.

30. Понятие языковой нормы. Синтаксические нормы русского литературного языка.

31. Синтаксические нормы русского литературного языка. Нормы согласования. Согласование определения с определяемым словом.

32. Синтаксические нормы русского литературного языка. Нормы согласования. Согласование сказуемого с подленжащим.

33. Синтаксические нормы русского литературного языка. Нормы управления.

34. Синтаксические нормы русского литературного языка. Употребление деепричастного оборота.

Примеры практических заданий к экзамену

Задание 1. Объедините простые предложения в БСП, запишите, объясните знаки препинания.

1. Утренние грозы страшны. Жестокие редкие молнии бьют сокрушительно. Долго после каждой из них ходит по оврагам гул. 2. С небольшими перерывами ливень продолжался два часа. Под елью стало влажно, как в хорошей русской бане. 3. Странное чувство охватило Вильгельма. Все представилось ему необычайно сложным. 4. Андрей открыл глаза. За рекой вдоль дубравной равнины тянулись лебеди. 5. В глухом высоком ельнике страшно. Он весь скрипит. Не возникает желания совершать туда прогулки. 6. Вслед за ливнем приходит резкий холод. Окна изнутри густо потеют.

Задание 2.Расставьте ударение в соответствии с нормами литературного языка.

Баловатьаристократияваловойведомостей

вероисповеданиегазированныйгазопроводгастрономия

гербовыйдавнишний

дефис

диалог

диоптриядуховник

еретик

дремота

завидно

задолгозакупоритьзвонишь

бинта (чего?) бралатортыкрасивее

каталог

каучук

квартал

кладовая

Задание 3. Найдите ошибки, исправьте предложения.

Изшколывышлисемеродевочекипятеромальчиков. Обоимученицамдалидополнительноезадание. Четвероаспирантокзакончилиработунаддиссертацией.Троеднейиночеймыготовилиськэкзамену. Длявыполнениязаданиямненехватилапарычасов. Назанятияхнебылообоихсестер. Главнаябухгалтерияобслуживаеттеперьтринадцатьдетскихсадовидвадцатьдваяселей. Насыпьвозводиласьспомощьюдвоихбульдозеров. Наобеихберегахрекираскинулисьполя. Онпоявилсясосвоимсекундантом, унегобылпрекрасныйвид. ВитяиСашазавелиразговор, ионобещалещеприйти.

Б) Критерии оценивания компетенций (результатов) по уровням освоения учебного материала:

1 – репродуктивный (освоение знаний, выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

2 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач; применение умений в новых условиях);

3 – творческий (самостоятельное проектирование экспериментальной деятельности; оценка и самооценка инновационной деятельности);

В) Критерии оценивания результатов

В ответах оценивается:

- соответствие ответа поставленному вопросу;

- полнота ответа;

- использование в ответе профессиональных понятий и терминов;

- наличие примеров;

- правильность выполнения практической части.

Г) Описание шкалы оценивания

Вопросы к экзамену

Наши рекомендации