Синтаксические средства художественной изобразительности
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Универсальные лексические категории
- омонимы
- синонимы
- антонимы
- паронимы
Лексика активного и пассивного запаса
- общеупотребительная лексика
- диалектизмы
- профессионализмы
- жаргонизмы
- арго
- эмоционально окрашенные слова
- архаизмы
- историзмы
- неологизмы
- заимствованные слова
- старославянизмы
- традиционно-поэтические слова
- народно-поэтические слова
- разговорная лексика
- просторечные слова
- книжная лексика
- термины
- фразеологизмы
- крылатые слова
- эмоционально-экспрессивная лексика
Тропы
- метафора
- метонимия
- ирония
- гипербола
- олицетворение
- сравнение
- синекдоха
- литота
- эпитет
- антономасия
- аллегория
- перифраза
- художественный символ
Стилистические фигуры
- градация
- антитеза
- оксюморон
- лексический повтор
- анафора
- эпифора
2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
ГРАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС Словообразование- это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования. Морфема - это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы):
|
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия:
- способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
- повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
- восклицательные и невосклицательные предложения
- простые предложения
- двусоставные и односоставные предложения
- типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
- неполные предложения
- распространённые и нераспространённые предложения
- обращения
- однородные члены
- обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
- уточняющие и поясняющие члены
- вставные конструкции
- вводные слова и предложения
- прямая речь
- косвенная речь
- диалог
- сложносочинённые предложения
- сложноподчинённые предложения
- бессоюзные предложения
Синтаксические средства художественной изобразительности
- риторические восклицания
- риторический вопрос
- риторическое обращение
- параллелизм
- анафра
- эпифора
- инверсия
- эллипсис
- умолчание
- смещение синтаксических конструкций
- присоединительные конструкции
- парцелляция
- многосоюзие
- бессоюзие
- градация
7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?
Образец 1
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.
Образец 2
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.
Образец 3
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля`. Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.
Образец 4
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.
Образец 5
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю. Таким образом писатель указывает нам на официальную цель визита детей - во что бы то ни стало получить эти письма - и демонстрирует неосознанную жестокость и равнодушие школьников к горю Анны Федотовны.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.
Образец 6
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложении № 43 автор, говоря о детях, употребляет слово "делегация", относящееся к книжной лексике. Тем самым писатель делает акцент на деловом тоне визита школьников, которых не волнуют чувства женщины, потерявшей сына.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.
Образец 7
Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: В предложениях № 51 - 53 обращает на себя внимание обилие метафор ("душа молчала", "голос сына более не звучал в ней", "он угас, умер, погиб вторично", "письма вынули из её души", "ослепла и оглохла ... её душа"). Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства Анны Федотовны.
Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику.
8. О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:
Итак, ...
Следовательно, ...
Значит, ...
Таким образом, ...
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ... и т.д.
Помните, что они выделяются запятой!
Рассмотрим несколько образцов заключения:
Образец 1. Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.
Образец 2. На мой взгляд, человек должен уметь выражать свои мысли грамотно, потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом. Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.
Образец 3. Таким образом, человек должен не только ясно мыслить, но и грамотно выражать свои мысли. По-видимому, эту мысль и хотел донести до нас языковед Г.Степанов.
Образец 4.Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".
Образец 5. Таким образом, смысл афоризма я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
Образец 6. Таким образом, грамотное использование лексических и грамматических единиц позволяет автору более точно реализовать свой замысел.
Образец 7. Итак, лексика и грамматика помогают пишущему выразить мысль: первая - семантически, вторая - синтаксически.
Образец 8. Следовательно, лексика и грамматика неразделимы.
9. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):
• 1 абзац - тезис,
• 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,
• 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
• 4 абзац - вывод.