Проблемы культуры в «философии жизни»
Цивилизационное направление и концепции культурно-исторических типов
- О. Шпенглер «Закат Европы» противопоставляет культуру и цивилизацию.
- Цивилизация – высший уровень развития культуры предшествующий ее смерти. У каждой культуры есть свой закат.
- О. Шпенглер основные концепции: стиль культуры, прасимвол культуры, цивилизация как закат культуры, душа культуры (аполлоновская душа – античность, фаустовская душа – западноевропейская культура, магическая душа – арабская культура). Великие культуры (8+1). Русская культура рассматривается как перспективная.
Игровая концепция культуры
- Й. Хейзинг. Игровая концепция культуры. Культура как игра. «Осень Средневековья», «В тени завтрашнего дня».
- С. Хантингтон. Столкновение или противоборство цивилизаций. Запад-Восток. «Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями – это и есть линии будущих фронтов». Не может быть единой универсальной цивилизации, она есть союз уникальных неповторимых культур.
Психологические концепции
- З. Фрейд «Будущее одной иллюзии», «Тотем и табу», «Художник и фантазирование», «Недовольство культуры».
- Сублимация – переключение психической энергии (энергии влечений, либидо) на социально-культурные созидательные цели, в том числе цели художественного творчества.
- Суперэго, сверх-Я – это особая инстанция личности, которая формируется в процессе осоциализации и идентификации и превращает человека в носителя культуры.
- Идентификация – отождествление человека с культурное средой, в которой он живет.
- К. Г. Юнг развивает психологическое направление, идею архетипов коллективного бессознательного. «Психологические типы», Психоанализ и искусство», «Проблема души нашего времени», «Архетип и символ».
- Фромм «Иметь или быть», «Человек для себя», «Психоанализ и религия», «Анатомия человеческой деструктивности», «Психоанализ и этика».
- Фромм делит религию на два основных вида: авторитарную и гуманистическую.
Символическое направление
- К. Леви-Строс «Структурная антропология»
Эволюционизм
- Э. Б. Тэйлор «Первобытная культура», «Исследования в области древней истории человечества» рассматривает религию, о магии, фетишизм.
Проблемы культуры в «философии жизни»
- Ф. Ницше «Антихристианин» (критика религии), «Рождение трагедии из духа музыки» (анализ античной культуры), «Так говорил Заратустра» (философия свободного духа и творчества). Идея динамики двух начал в развитии европейской культуры аполлонического и дианистического начала; «переоценка ценностей»; идея «вечного возвращения», проблемы духовной свободы и самосозидания творческой личности.
- Ф Ницше «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом»
Дионизм- иррациональное начало культуры. Аполоническое- рациональное
- Бердяев «Кризис искусства», «Смысл творчества. Опыт, оправдание человека», «Истоки и смысл русского коммунизма». О русской душе, характере.
- Бердяев считал, что русскому человеку свойственны отсутствие склонности к компромиссам, контрастность поведения.
- Данилевский «Россия и Европа» Культура подобна организму. Жизнь культуры подобна жизни человека. Культура в своем развитии проходит три периода: генезис, зрелость и распад.
- Данилевский автор концепции пассионарности.
- Э. Кант «Категорический императив».
- Ле Корьбюзье написал книгу «Урбанизм», в которой предполагал возможность чистого фасадостроительными реформами добиться победы рациональности, разума, красоты в современных городах.
- Западники. Историко-культурная концепция, отстаивающая идею организационной включенности России в европейскую цивилизацию.
- Славянофилы полагали, что у России особая историческая судьба.
- Идея соборности в русской философии.
- Соборность – это особый тип общности, основанный на принципах согласия, свободы, органичности, любви, благодати, добровольного принятия и свободного подчинения.
- Направление постмодернизма 70-80 гг. 20 века.
- Черты постмодернизма – плюралистическая эстетика, восприятие мира как хаоса, эстетический реалитивизм, эклектика, принцип иронии.
- Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства», «Восстание масс». Концепция массовой культуры. Обосновал идею массовой культуры, массового общества в 20 веке.