Блок III. Перечень заданий для проверки знаний студентов в области культуры речи
1. Произнесите целенаправленно каждую скороговорку (пословицу), передавая различные чувства (удивление, радость, сомнение, сожаление, возмущение):
Нос вытащит - хвост увязнет, хвост вытащит - нос увязнет.
У Фили были, у Фили жили, Филю же и били.
У Фомы деньги - Фомушка - Фома. У Фомы нет денег - Фомка - Фома.
2. Трижды прочитайте вслух предложение В университете есть кружок художественного слова так, чтобы было понятно что вы:
• просто, незаинтересованно сообщаете факт;
• услышали об этом, заинтересовались и переспрашиваете;
• хотите обрадовать приятной новостью.
3. Трижды прочитайте вслух слова «Закрой дверь», выполняя следующие словесные действия:
• мягко, ласково попросите;
• попросите, досадуя;
• резко прикажите.
4.Проведите самоанализ своей речи: проследите, каким голосом и тоном вы разговариваете с собеседником; какую информацию (положительную, отрицательную) несете своим голосом, тоном; чего больше. Дайте самооценку и подумайте, от чего (каких «ноток») в своем речевом поведении следует отказаться.
5.Найдите нужную интонацию к каждому предложению в соответствии с его содержанием. Обратите внимание на ритмико-мелодическое звучание знаков препинания:
1) Он придет. Он придет? Он придет!
2) Писал ты! Писал ты. Писал ты?
3) Мы ушли. Как ты прекрасна!
4) Ученье - свет. (Посл.)
5) Дай нашему теляти волка поймати. (Пог.)
6) Хорошо выполняемая работа радует душу.
7) Сам поет, сам слушает, сам хвалит. (Пог.)
8) Все равно, что дерево, что бревно. (Пог.)
9) «Я вас, кажется, напугал, дорогой мой?» (Купр.)
10) «Вот и я, было время, такая же была...» (М. Г.)
11) «Я знаю народ и умею с ним общаться», - говорил он. (Ч.)
6. Прочитайте данные ниже отрывки из басни И.А. Крылова в соответствии с ритмико-мелодическим значением знаков препинания. Определите, к какому предложению относится тот или иной тип мелодики:
1. Повествовательная.
2. Вопросительная.
3. Восклицательная.
4. Перечислительная.
5. Мелодика обращения.
6. Мелодика обособления.
7. Мелодика вводности.
8. Мелодика изъяснения.
Предложения для чтения.
1) Мы верно уж поладим, коль рядом сядем.
2) Мартышка в старости слаба глазами стала.
3) Лягушка, на лугу увидевши Вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться...
4) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна!
5) «Друзья! К чему весь этот шум? Я ваш старинный сват и кум».
6) «На взгляд-то он хорош, да зелен...»
7) За шкуру он свою дрожал: охотники за ним гнались и гончих стая.
8) «Соседушка, я сыт по горло».
9) «Потешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
10) За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
11) «...Ты сер, а я, приятель, сед...»
12) Тогда все жители, и малый, и большой, часа не тратя, собралися и вон из стен московских поднялися, как из улья пчелиный рой.
7. Прочитайте предложения, данные ниже, в соответствии с речевой партитурой.
→ ↑ ↓
1) Что есть в печи, /все на столмечи. (Пог.)
→ ↑ ↓
2) Люблю серка за обычай: / / и кряхтит, / да везет. (Посл.)
↑ ↓
3) Слабое забытье напало на меня; // оно перешло
↓
в дремоту… (Т.)
↑ ↓
4) Люблю березку русскую. /
↑ ↓
То светлую, то грустную. (Прок.)
↑ ↑ ↑
5) Катятся ядра, /свищут пули, // нависли, хладные
↓
штыки. (П.)
↑ → ↑ ↑
6) Было холодно, / я триночинеспал, / измучался / / и начал
↓
сердиться. (Л.)
8. Прочитайте предложения в соответствии с речевой партитурой:
↑ → ↑ ↑
1. О Русь! Малиновоеполе и синь, / упавшая в реку! /
↑ ↑ ↑ ↓
Люблюдо радости и боли твою озерную тоску! (Е.)
↑ ↑ ↑
2. Не жалею, / / не зову, / / неплачу, / /
↓
Все пройдет, / как с белых яблонь дым…(Е.)
↑ → ↑
3. В человеке все должно быть прекрасно: / / / и лицо, / /
↑ ↑ ↓
и одежда, / / и душа, / / и мысли. (Ч.)
↑ ↑ →
4. Холодный предутренний ветер, / прогонявший остатки
→ ↑ ↑ ↑
ночного тумана, / / трепал нашу одежду / и сердито
↓
мчался дальше… (Кор.)
→ ↑ ↑
5. «Покаемся, / мои друзья! / /
↑ ↓ ↑ ↓ ↑
Ох, / признаю́сь - / / хоть мне и больно, - / /
↑ ↓
Неправ и я!» (Кр.)
↑ ↑ ↑ ↑
6. Здесь ли, / в тебе ли не родиться беспредельноймысли, / /
↑ ↓
когда ты самабез конца? (Г.)
9. Произнесите текст басни И.А. Крылова в соответствии с предложенной разметкой (в заданном темпе, с определенной силой звучания, с заданной окраской).
Лебедь, Щука и Рак
↑ ↑
Когда в товарищах согласья нет, / Спокойно
↓
На лад их дело не пойдет. / /
↑ ↑ ↑ ↑ ↓
И выйдет из него не дело, / только мука... / / /
↑ ↑ ↑ ↑
Однажды Лебедь, Рак да Щука / Ускоряя
↑ ↑
Везти с поклажей воз взялись. /
↑ ↑ ↑ ↑ ↓
И вместе трое / все в него впряглись; / /
↑ ↓ ↑ ↑ ↓
Из кожи лезут вон,/ а возу все нет ходу!///
↑ ↑ ↑
Поклажа бы для них казалась и легка: //
↑ ↑
Да Лебедь рвется в облака, /
↑ ↓ ↑ ↑ ↑ ↑ ↓
Рак пятится назад,/ а Щука //тянет в воду. //
↑ ↓ ↑ ↑
Кто виноват из них, кто прав. - / судить не
↓
нам: /
↑
Да только воз / / / и ныне там. / /
10. Прочитайте фрагменты из рассказа К. Паустовского «Подарок». Какие слова, выражения окрашены грустью, печалью? Каким настроением проникнут текст? Передайте голосом заданную окраску, неторопливый темп, выделяя при этом образные слова и выражения. При прочтении старайтесь представить и увидеть рисуемые картины.
1) «Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы».
2) «В саду поселилась осень... Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет... На березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека».
3) «Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме ... посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды, обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние дни».
4) «Мгла... светлела, делалась все прозрачнее, сквозь нее уже видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков».
5) «Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем».
11.Прочитайте тексты про себя, проанализируйте их. Сделайте логическую разметку (отметьте паузы, ударения, мелодию) и произнесите тексты вслух, следя за правильным звучанием составленной речевой партитуры.
1) С кем по грибки, с тем и по ягодки. (Посл.)
2) Весна красна цветами, а осень снопами. (Посл.)
3) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго. (Посл.)
4) На давай волю языку на пиру, во хмелю, в беседе и гневе. (Посл.)
5) ...Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом...( П.)
6) ...Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы...( П.)
7) Безумство храбрых - вот мудрость жизни! (М. Г.)
8) «Во имя чего ждать, я вас спрашиваю?» (Ч.)
9) Что, дремучий лес,
Призадумался,
Грустью темною Затуманился? (Кольц.)
10) Попала лиса в западню и говорит: хоть еще и рано, да придется переночевать. (Пог.)
11) «Спой мне, молодой казак, какую-нибудь песню!» - тихо молвила она, наклонив свою голову набок и опустив совсем густые ресницы. (Г.)
12) И теперь он задумчиво смотрел вдаль, откуда выползали медленно тучи. Они казались ему дымом тысяч труб того города, который так ему хотелось видеть... (М. Г.)
13) «Что сделаю я для людей!» - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. (М. Г.)
12. Проанализируйте приведенный ниже фрагмент текста публичного выступления. Какие требования к языку и стилю речи нарушены оратором?
Ну, прежде всего, позвольте мне как от своего имени, так и от себя лично выразить глубокую благодарность за ту возможность, которая мне предоставлена.
В общем, доклад произносится в ту минуту, когда все присутствующие осознают, что они являются свидетелями явления особой важности.
Приступая к изложению материала, разрешите остановиться на том, что вместе с тем нельзя не отметить. Рассмотрим, значит, это несколько подробнее. Во-первых, так сказать, следует выделить то существенное и главное, что неуклонно развивается по пути дальнейшего совершенствования. Во-вторых, короче говоря, необходимо подчеркнуть, что в условиях все увеличивающегося нарастания трудно переоценить ту роль, которая, даже по самым скромным подсчетам, все выше и выше играет значение в различных вопросах жизни и деятельности. Именно эту мысль, в общем-то, я пытаюсь продолжить с тем, чтобы попытаться остановиться.
13. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, исправьте их.
• Президенту следует внести ряд изменений в систему финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы 11ечни. Информация, что деньги из федерального бюджета там неизвестно где гуляют, поступает постоянно.
• Авторы многое придумали для того, чтобы сделать музыкальный эфир более интересным. В программе предложили совершенно новую концепцию музыкальной передачи, сделав ее более модной, стильной, современной, придумав огромное количество компьютерных фишек и наворотов, применив новую технику монтажа.
14. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, исправьте их.
• Судя по всему, авторы проекта не учитывают российской сообразительности. Не ценят живого пытливого ума наших с вами соотечественников, которых не следует держать за полных лохов.
• Огромное количество колдунов, прорицателей, целителей, появившихся в последнее время, настолько заворожило внимание людей, что желающих попасть на такие сеансы очень много. Я спросил у И., постоянного посетителя таких встреч, о его ощущениях. После первого сеанса он так отъехал, что еле мог шевелиться.
• По мнению экспертов российского посольства в Анкаре, таможенный союз будет (по крайней мере на первых порах) более выгоден ЕС. Реальную пользу Турция получит прежде всего от снятия квот на экспорт своего текстиля в страны Европы. Между тем европейцам светят значительные выгоды от либерализации импорта в Турцию.
15. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, исправьте их.
• Психологическая атмосфера в семье Сталина также была тяжелой. Его сын Василий был пьяницей и бабником, которого Сталин презирал. Его дочь Светлана, дважды, к неудовольствию отца, выходившая замуж, давно уже перестала его навещать.
• Специалисты установили, что некоторые случаи кардиофобии сопровождаются полной клинической картиной всамделишных сердечных заболеваний.
• Тут с террористами не цацкались бы, поскольку наша страна строго придерживается положений Чикагской (1944 г.) конвенции, в соответствии с которыми обязалась выдавать угонщиков.
16. Определите, употребление каких слов стилистически неоправданно. Сделайте правку.
На полях животноводческой фермы трудится самая современная техника. К концу года рапортуют труженики торговой сети столицы. Кара за небрежность в обороне настигла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма. Строители обещали воздвигнуть здание нового вычислительного центра в сентябре.
17. Устраните элементы канцелярского стиля в следующих текстах.
1. Дорогой папа! Поздравляю тебя с Днем рождения, желаю новых достижений в труде, успехов в работе и личной жизни. Твоя дочь Оля. 2. Разрешите передать привет отцу и матери, а также коллегам и пожелать им больших успехов. 3. Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной. 4. После вышеописанного происшествия петух Горлач находился в припадке и пришел в себя только после того, как его облили водой. 5. Что мы имеем на сегодняшний день в смысле дальнейшего развития товарной линии производства молочной продукции и ликвидировании ее отставания по плану надоев молока? 6. Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей.
18.Прочитайте данные слова и словосочетания. Определите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля.
Вознаградить за труды, нетрудоспособность, жилье, приходить к общему знаменателю, принять к исполнению, жилищный фонд, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, привлечь к ответственности, поставить на вид, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, содействовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.
19.Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения.
Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, порядок, полномочия, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения.
20.Составьте предложения с опорой на следующие пиры словосочетаний, используя предлоги благодаря, из-за, по причине, вследствие, в связи с...:
Срыв поставок - расторжение договора; непредвиденные обстоятельства - задержка отправки товара; эффективная работа отдела рекламы - повышение спроса на выпускаемую продукцию; плохой урожай - повышение цен на зерно; внедрение новой технологии - повышение качества продукции; потеря рабочего времени - низкая производительность труда; ремонт оборудования - остановка цеха.
21.Составьте предложения с данными предлогами, характерными для официально-делового стиля (обращайте внимание па падеж имен существительных).
В целях, в отношении, на предмет, в силу, в части, в связи, в соответствии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке.
22. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами в их терминологическом значении. Составьте 4-5 предложений.
Претензия, благодарность, виза, выговор, договор, документ, заявка, иск, соглашение, постановление, предложение, предписание, предупреждение, содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, рекомендация, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкции.
23. Сделайте сокращенную запись приведенных ниже словосочетаний.
• Волгоградская область, почтовый ящик № 25, станция технического обслуживания «Астапово», отделение связи Кировского района, город Пермь, озеро Байкал.
• Кандидат технических наук, заместитель декана, заведующий кафедрой, член-корреспондент Российской Академии наук, исполняющий обязанности главного бухгалтера, генеральный директор, главный врач больницы.
• Техническое задание, специальный заказ, государственный стандарт.
• Смотри на странице 720, так далее, тому подобное, десять миллионов рублей, 1980-1990 годы.
• Промышленный строительный банк, научно-исследовательский институт, свободно конвертируемая валюта, налог на доходы физических лиц, корреспондентский счет.
24. Расшифруйте следующие сокращения. Определите род этих слов. Подберите к ним определения. Придумайте предложения с полученными словосочетаниями.
• ОРВИ, ВАЗ, ООН, СМУ, КФУ им. В.И. Вернадского.
25. Соответствуют ли приведенные ниже заявления требованиям, предъявляемым к оформлению реквизитов, языку и стилю служебных документов? Отредактируйте тексты заявлений.
Директору фирмы «Заря»
Афанасьеву Ю.П.
От Комова С.П.
Заявление
Настоятельно прошу Вас дать мне отгул на 28.10.2010 в связи с причинами личного характера.
24.10.201 Комов В.
I. Начальнику транспортного цеха № 2
Веретьеву И.Н.
Заявление
Прошу уволить меня с работы в связи с переездом на новое место жительства
Шофер Тихонов П.В.
II. Декану филологического факультета
Студента 2-го курса Тонких Олега Петровича
Заявление.
Прошу Вас освободить меня от сдачи экзаменов по состоянию здоровья.
Тонких О.В. 26 мая 2010 г.
26. Напишите заявления: а) с просьбой перевести вас на другой факультет; б) с просьбой принять вас на работу.
27.Отредактируйте фрагмент автобиографии в соответствии с требованиями официально-делового стиля.
Автобиография
Я, Петровых Сергей, родился 17 ноября в 1982 года в деревне Осташкове Климовского района Орловской области. До школы я жил в своей деревне, а потом мать и отец переехали в г. Климов. В г. Климов я окончил среднюю школу №9.
После школы я пошел работать на автобазу №1, откуда был призван в армию.
28.Напишите автобиографию.
29.Найдите и исправьте ошибки в оформлении следующего документа:
Доверенность
Я, Лященко И.Н., доверяю своей подруге Сорокиной Елене Николаевне получить мою зарплату за первую половину декабря.
Лященко
30.Напишите доверенность на получение стипендии, соблюдая все правила оформления реквизитов документа.
31.Отредактируйте данный документ.
Расписка
Мной получены у зав. Лабораторией кинофотоматериалов 2 фотоаппарата «5ЖУ» и увеличитель.
05.07.10 г. Инженер Рокотов
32.Напишите расписку в получении денежной суммы на приобретение канцелярских товаров.